1. Становление человеческого общества
Зарождению первых древнейших цивилизаций предшествовала первобытная эпоха. Это стадия развития человечества от появления человека до возникновения классовых обществ и государств. Она охватывает период в миллион лет от появления предков современного человека до III-I тысячелетия до н.э. Как же проходила сапиентация процесс формирования людей современного вида?
Процесс появления человека на Земле явился результатом долгого исторического развития. Он происходил в условиях острого напряжения и кризиса в эволюции земной биосферы конца третичного периода кайнозойской эры. 45 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян (приматов). Развитие их некоторых видов привело к появлению современных горилл и шимпанзе. Развитие других пошло по пути очеловечивания.
Сначала приматы вели растительный образ жизни и питались растительной пищей. 10 млн. лет назад в Африке произошло резкое изменение климата. На месте густых лесов образовались открытые пространства саванны. Человекообразные обезьяны вынуждены были или сузить ареал своего обитания, или приспособиться к новым условиям существования. Это заставило их переселиться на землю и обрести способность к прямохождению. Прямохождение позволило лучше видеть на открытых пространствах саванн и разделило функции верхних и нижних конечностей. Передние конечности теперь стали служить только для хватательных действий, выполняя функцию руки. Около 5-6 млн. лет назад в Южно Африке появились представители австралопитеков(обезьянолюдей), которые являли собой переходную форму от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям архантропам.
Австралопитеки передвигались на задних конечностях. Обладая навыками хватательных движений, они регулярно добывали себе пищу с помощью природных предметов палок и камней. Растительной пищи не хватало, и австралопитеки перешли отчасти к пище животной и стали охотиться. Постоянное употребление мяса животных способствовало их ускоренному развитию. Особенно большое влияние мясная пища оказала на развитие мозга, объем которого у австралопитеков составлял уже 600-700 куб. см. Но все же это были животные, хотя и близко подходящие к людям. Они жили стадами, где, как правило, имели место жестокие и даже кровавые столкновения из-за пиши и самок. Главный элемент стада гаремная семья, включающая вожака стада, группу самок и детенышей. В ходе кровавых столкновений наблюдались случаи убийства состадников. Численность стада сокращалась, и оно двигалось к вымиранию. Вымерли австралопитеки около 1 млн. лет назад.
В течение многих сотен тысяч лет австралопитеки существовали одновременно с архантропами. Род Человек (Homo) выделился из царства животных 2-3 млн. лет назад. Первые известные современной науке люди жили в Африке. Об этом убедительно свидетельствуют находки английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанные им в Кении, в Олдувайском ущелье. Этим древнейшим людям, архантропам, ученые дали видовое название Человек умелый (Homo habilis). Он имел почти обезьяний облик и объем мозга от 500 до 800 куб. см. Человек умелый ходил на прямых ногах как человек. Его рука, несмотря на массивность и изогнутость пальцев, больше походила на человеческую, нежели на руку обезьяны. Кисть Человека умелого была способна к труду. Она обладала силовым захватом большой мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все из кварца. Но кварц в местах стоянок этих людей не водился. Его приносили за 3-15 км. Человек умелый заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырье для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым.
С течением времени Человек умелый трансформировался в Человека прямоходящего (Homo erectus). Наиболее древний Человек прямоходящий питекантроп (обезьяночеловек). Эжен Дюбуа, который первым обнаружил на острове Ява останки питекантропа, утверждал: Питекантропус эректус есть та форма, которая должна существовать между людьми и человекообразными обезьянами: он предок человека! Возраст питекантропа 1 млн. 500 тыс. лет. Его рост 170 см. Головной мозг в среднем составлял 900 куб. см. Один из видов Человека прямоходящегосинантроп(пекинский или китайский человек). Его останки впервые найдены в пещере Чжоукоудянь около Пекина. Синантроп жил 300-200 тыс лет назад. Объем головного мозга синантропа 1200 куб. см. (мозг современного человека 1500 куб. см. В.Б.). У этих архаических людей архантропов черты обезьяны еще преобладали над чертами человека.
Человек прямоходящий жил преимущественно в Юго-Восточной и Восточной Азии. Условия для жизни здесь райские теплые тропики. Здесь никогда не было оледенения как в Европе. Растительность круглый год снабжала всех пищей. Если и был на земле рай сад Эдема, где жили первые люди Адам и Ева, то он должен быть здесь, считал Дюбуа. Не случайно в джунглях Борнео и Суматры до сих пор живет лесной человек, как называют местные жители орангутанга.
Архантропы жили первобытным человеческим стадом от 20 до 40 человек. Они вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. В жару и дождь древнейший человек в качестве убежища использовал густые деревья и кусты. Изредка он делал примитивные шалаши-навесы из наскоро набросанных ветвей. Постепенно архантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из невыделанных шкур животных. Добывать огонь архантроп еще не умел, но ему удавалось поддерживать некоторое время огонь, возникший от удара молнии. Огонь использовался не только для согревания своего дома, но и в качестве средства борьбы с хищниками. Вооруженные пылающей головней старики, женщины и дети могли противостоять любому зверю. На огне также поджаривалось мясо животных, плоды и коренья. Изменился и образ жизни архантропа. Начали возникать охотничьи лагеря и первые более или менее постоянные поселения. Для более успешной охоты и собирательства древнейший человек подрабатывал (например, заострял, укорачивал и т.д.) форму орудий труда из камня, дерева и кости. Орудиями труда этого времени были ручные рубила, которые, как правило, универсальны по своему назначению. Первобытный человек выполнял ими все работы, при которых необходимо прочное острие и массивные режущие лезвия. Ими можно было наносить мощные удары копать землю, рубить, резать. Рубило незаменимо также при защите и нападении. В качестве орудий древнейший человек употреблял и отщепы, которые появлялись в результате обтесывания гальки. Эти отщепы заменяли архантропу острые клыки и когти. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд.
Но одновременно с возникновением трудовых актов стали происходить сложные изменения психики. Труд невозможен без мобилизации памяти и воли. Они стали играть важную роль в формировании образного мышления и сознания архантропа. Первыми проявлениями сознания были мыслительные акты, происходившие в самом процессе труда по изготовлению орудий. Но мышление древнейшего человека этим не ограничивалось. Осмысленными становились охота и собирательство, ибо в этих видах деятельности он обучался предвидеть результаты, как-то планировать свои действия. Охота по своей природе деятельность стадная, коллективная. Она требовала координации действий друг с другом. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики), но значительно дополнялась вспомогательными средствами выражения мыслей мимикой, телодвижениями и жестами.
Прямохождение и другие изменения человеческого тела постепенно меняли голос архантропа. Исчезли нечеткие крики, появились звуки с более тонкими оттенками. Они существенно отличались от тех, которые издавали обезьяны. Ф. Энгельс писал: Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.
Древнейшие люди унаследовали присущий животному миру зоологический индивидуализм. Он приводил к многочисленным конфликтам в стаде архантропов, ибо гаремный характер семьи создавал вождю стада моногамию на самок. С появлением сознания и речи началось обуздание агрессивности и индивидуализма отдельных состадников. Во имя спокойствия остальных их даже убивали. Появилось табу на гаремную семью, и возник промискуитет неупорядоченные брачно-половые отношения. Промискуитет Человека прямоходящего не был ограничен ни во времени, ни в пространстве, что продолжало приводить к внутристадным конфликтам. Многие стада архантропов не могли выйти из этого кризиса, деградировали и вымерли. Некоторым все же удалось ограничить промискуитет, но в каких формах протекал этот процесс одна из загадок предыстории человечества.
Духовный мир древнейшего человека представить довольно сложно. Он первым порвал с природой и был заброшен в мир осознанного страдания. Первобытный человек имел дологическое мышление, основанное на принципе сопричастности. Он устанавливал такие связи между вещами, которые нам кажутся произвольными. Так, разбрызгивая воду с ладоней, архантроп видел сходство с дождем. Именно логика сопричастности породила тотемизм. Возможно, также в эпоху архантропов возникли и зачатки магии веры в особые способности человека воздействовать на неживые предметы. Мистическое сознание наиболее характерно для первых на Земле людей. И то обстоятельство, что архантроп сформировался на Востоке, лишний раз объясняет природу традиционного восточного мистицизма и древность восточных религий.
Примерно 200 тысяч лет назад возник новый физический тип человека неандерталец, в котором человеческое явно преобладало над обезьяньим. Формирование неандертальца проходило в условиях самого длительного и значительного похолодания. Примерно 1 млн. лет назад началось общее изменение климата, сопровождавшееся циклической сменой ледниковых и межледниковых эпох. Мощный ледник начал двигаться от Ледовитого океана на юг, ведя себя при этом довольно необычно: он то наступал, то отступал. Ледниковый покров толщиной 1-2 км и площадью в несколько миллионов квадратных километров, медленно двигаясь по территории современной Евразии, сравнивал возвышенности, пропахивал долины и истреблял все живое на своем пути. С его движением менялось все и климат, и растительность. Теплолюбивые животные частично вымерли и частично переселились на юг, а на их место пришли мамонты, бизоны, олени и пещерные медведи. Неандертальцу, который жил на территории Западной Европы, довелось немало претерпеть, но все же этот, в какой-то мере отдаленный предок западных народов, выстоял.
Если неандертальца одеть в современный костюм, то на улице большого города на него никто бы не обратил внимания. Он был среднего роста (155-165 см), сильного телосложения, имел примитивные черты лица и мощную мускулатуру, ходил сутулясь и был чрезвычайно подвижен. Способность к логическому мышлению у него была ограничена, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью и агрессивностью. Некоторые ученые считают неандертальца таким же видом, как и современный человек, другие предком современного человека, немногие его двоюродным братом. Развитие мозга приближало неандертальца к современным людям. И хотя его объем (1200-1600 куб. см) у неандертальца был больше, чем в среднем у современного человека, но структура мозга продолжала оставаться примитивной. В частности, слабо были развиты лобные доли, в которых сосредоточены ассоциативные центры, важные для функции мышления. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандертальском стаде и часто приводило к столкновениям с тяжелым, а иногда, вероятно, и смертельным исходом.
Неандертальцы жили оседло в пещерах, постоянно пользовались огнем, который умели добывать, ударяя камень о камень или растирая дерево, а не находить готовым в природе. Они делали каменные орудия двух типов остроконечники и скребла, которые являлись первыми специализированными мужскими и женскими орудиями труда. Остроконечники, очевидно, использовались в охоте для добивания животных, а также для обработки дерева. Женским скреблом выкапывали съедобные коренья, сдирали шкуры с убитых животных и обрабатывали их, подготовляя для одежды.Неандертальские женщины шили одежду из шкур, пользуясь кремневыми проколками. Чтобы сшить такую шкуру надо было проколкой сделать в ней отверстия, а затем протянуть через эти отверстия нитки, материалом для которых служили, вероятно, сухожилия.
Современники мамонтов, шерстистых носорогов и оленей, неандертальцы преуспели в охоте на них. Они пока не обладали ни физическими свойствами, ни оружием, чтобы охотиться на мелких животных. Чтобы поймать мышь, нужно уметь прыгать как кошка, длинна прыжка, которой в десять раз превышает длину ее тела. Чтобы поймать зайца, нужно уметь бегать как волк. Что едва ли умел делать неандерталец. А лук и стрела были изобретены значительно позже. Поэтому неандертальский человек предпочитал охотиться на крупных животных и действовал, видимо, способом облавы и загона. Крупное животное окружали или загоняли в такое место, где его можно было побить камнями, или путем облавы подгоняли к обрыву, с которого оно падало и разбивалось. Охота для неандертальца была важнейшим источником существования, который давал ему не только мясо и жир, но кости и шкуры убитых животных. Появился обильный материал для костяных поделок.
Охота, однако, не всегда могла быть успешной и порой зависела от стечения многих обстоятельств. Некоторое разнообразие в рацион питания неандертальца вносило и собирательство, в частности, в пищу шли клубни съедобных растений, коренья и грибы, дикие плоды. И тем не менее, в стаде неандертальцев запасов пищи не было, ибо все добытое употреблялось сразу же. Видимо, голодовки были частым явлением, сопровождавшимся большой смертностью. Средний возраст неандертальца 30 лет.
Коллективная форма охоты, общее жилище, общий огонь, защита от крупных хищников объединенными усилиями способствовали консолидации стада неандертальцев. Оно сплачивалось и становилось все больше похоже на общество, точнее праобщину. Неандертальцы уже знали своих и чужих, и в стадо чужаки не допускались. Им было уже знакомо чувство заботы о состадниках. Так, добычу не съедали на месте охоты, а несли в пещеру, чтобы накормить стариков, женщин и детей. Неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление. Погребение умершего, как правило, ориентировано по линии восток запад, т.е. увязано с движением солнца, что отражало начало становления солнечного культа. Брачно-половые отношения неандертальцев происходили в рамках стада внутри узкого круга лиц, становившихся через несколько поколений родственниками. Это вело к физическому ослаблению, стрессам и вырождению неандертальцев.
Сорок тысяч лет назад в конце палеолита сформировался новый вид человека, который существует и по сей день. Впоследствии ему дали название Человек разумный (Homo sapiens). Процесссапиентации, длившийся 2 млн. лет завершился. Каковы его итоги? Чего же достиг человек к этому времени?
К началу процесса сапиентации население Земли не превышало 125 тыс. человек, а ко времени появления Человека разумного оно насчитывало примерно 1 млн человек. Но люди не изменились не только количественно, но и качественно. Homo sapiens обладал такими физическими и психическими способностями, которые позволяли ему быстрее (по меркам того времени) совершенствовать все стороны жизни, как материальные, так и духовные. Его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Мозг Человека разумного, если судить по строению черепа, был близок к нашему, являя совершеннейший инструмент познания. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения. Гомо сапиенс уже не только приспосабливался к окружавшему его миру, но и научился приспосабливать этот мир для удовлетворения своих потребностей, что и продолжает делать до сих пор.
Вместо стадной организации жизни появился род и родовая община. Прежде в стаде архантропов никаких родственных различий не существовало: никто не мог сказать, чей он сын, кто доводится ему дядей, братом, племянником. В стаде все были родственниками, но родства не знали. Как и когда возник род до конца не ясно, но начинался он с экзогамии запрета брачных отношений между кровными родственниками. Возможно, более подвижные мужчины-охотники во время довольно длительных охотничьих экспедиций вступали в брачно-половые контакты с женщинами из других стад, и эти отношения со временем были приняты как более приемлемые. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, существенно меняя жизнь первобытных людей. Вместо стада появился экзогамный коллектив род, внутри которого браки окончательно запрещались, а члены рода составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. На первых этапах родство считалось только по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, прабабку, но не знал, кто его отец, дед и прадед. Такой род назывался материнским.
Первоначальное появление материнско-родовой общины связано с особым положением, занимаемым женщиной. На нее возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем и очагом, воспитание детей, приготовление пищи, шитье одежды, хранение продуктов. Женщины составляли ядро рода. К тому же они, вероятно, обладали значительной выносливостью. В период преобладания собирательства женщина играла главную роль в добывании средств к существованию. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был проходить в сутки 25-30 километров. Материнская родовая община, которая насчитывала от 25-30 до 200-300 человек, являлась уже сформировавшимся готовым человеческим обществом.
В качестве жилищ Человек разумный продолжал использовать пещеры. Но даже в самые отдаленные времена людей было больше, чем пещер, которых на всех не хватало. Ясно, что Гомо сапиенс жил и на открытых местах. Лето можно прожить у костра, а зимой в ледниковый период такую жизнь не вынесет никакой, даже самый закаленный человек. Поэтому уже с эпохи палеолита Гомо сапиенс начал строить себе простейшие жилища наземные и землянки. Землянки были рассчитаны на несколько десятков человек и состояли из ряда секций с очагами, которые обогревали и освещали помещение. Уже появились и первые осветительные приборы лампы из камня, в выдолбленном углублении которого, помещался жир и фитиль. Некоторые землянки служили мастерскими для изготовления каменных орудий труда, другие для хранения запасов пищи.
Жизнь Человека разумного, как и его предка неандертальца, в огромной степени зависела от природы и климатических условий, а последние были весьма суровыми, ибо наступило очередное похолодание. Удачное время обильной добычи чередовалось с периодами голода, смертность была очень высока, особенно среди детей и пожилых. Людей на земле было очень мало и число их увеличивалось крайне медленно. Плотность населения составляла всего 2-3 человека на 100 кв. км. Время от времени родовая община кочевала вслед за движением стад животных.
От своих предков Гомо сапиенс унаследовал умение трудиться, изготовляя для этого простейшие орудия. Однако, каменное производство уже начинало давать некоторый сбой, ибо наступал век северного оленя с его роговой и костяной индустрией. В пору ее расцвета изготовляли костяные или из рога оленя наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, иглы и другие орудия.
Основное время Человек разумный тратил на охоту и собирательство, которыми он вынужден был заниматься, т.к. это был необходимый источник средств существования. Некоторое значение уже начало приобретать рыболовство. Охота велась на северного оленя, который давал мясо, жир для освещения, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, рог и кость для изготовления орудий, скульптур и поделок. Там, где не было оленей, охотились на дикую лошадь. Известно, что это пугливое животное, поэтому для охоты на них человек создал орудие дальнего действия копье, бросаемое с помощью копьеметалки. Рыбак того времени, уходя на рыбалку, брал с собой не только сети, но заостренные короткие костяные стерженьки, подобие нынешних рыболовных крючков, а также гарпун.
Уже довольно четко прослеживалось половозрастное разделение труда: мужчины изготовляли орудия, занимались охотой и рыболовством, женщины собирательством, приготовлением пищи, воспитанием детей, в целом содержанием домашнего очага как целостной стационарной хозяйственной базы.
Гомо сапиенс уже не только работал и совершенствовал орудия труда, приобретая некоторую независимость от природы. Постоянно преодолевая барьеры страхов и опасностей, он накапливал наблюдения о растениях и животных, о явлениях окружающего мира. Гомо сапиенс был энергичным и любознательным, а знание привычек животных заменяло ему быстроту и сноровку. Выносливость его просто поразительна: по несколько дней он мог преследовать оленя, зная, что тот нуждается в отдыхе больше, чем человек.
Гомо сапиенс потому и стал Человеком разумным, что умел не только трудиться, но и отдыхать. В родовой общине все одинаково заинтересованы и в работе, и в отдыхе. Однако мужчины и женщины отдыхали по-разному. На долю женщин, даже в эпоху матриархата отдыха выпадало гораздо меньше. Труд женщин был разнообразнее труда мужчин. Именно это разнообразие занятий, их частая смена в течение дня и позволяла женщинам обходиться меньшим временем для отдыха. Мужчины отдыхали нерегулярно, только после удачной охоты и рыбной ловли.
Чем же заполнял свой досуг Гомо сапиенс? В часы досуга, возможно, устраивались представления с танцами и музыкой. Зарождение танца относится к эпохе палеолита и возник он из ритмов трудовых процессов. Первая песня Человека разумного это ритмованная речь, речитатив, а музыка возникла позже. Появились первые музыкальные инструменты ударные из кости и дерева или натянутого куска кожи. Первобытные танцы подражательные, когда человек имитировал сцены собирательства, охоты и рыболовства.
Важную для отдыха психологическую разгрузку видимо несло и первобытное искусство. Пещерные и наскальные росписи поражают своим великолепием. Зачатки творческой фантазии были присущи уже неандертальцу, но именно Гомо сапиенс впервые начал создавать не только то, что полезно и необходимо, а и то, что отражало его внутренние переживания и чувства. Первобытный охотник, в минуты отдыха или готовясь к обряду, запечатлел на стенах пещер образы окружающего его мира, которые его больше всего интересовали и волновали, причем эти образы удивительно реалистичны. Пещеры с рисунками Человека разумного нашли в Испании, во Франции, в Италии и на Урале. На стенах этих пещер и на скалах нарисованы фигуры животных и сцены охоты. ВАльтамирской пещере в Испании на потолке различными красками изображено стадо бизонов и других животных. Длина фигур составляла 2,25 м. В Каповой пещере на Урале рисунки располагались в глубине, на втором труднодоступном ярусе, где были изображены мамонты, лошади и носороги. Сотни фигур украшали стены пещеры Ласко на юго-западе Франции. Здесь можно увидеть головы оленей, лошадей, козлов, быков, бизонов и носорогов. Пещеру Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, ибо ее рисунки так ярко и величественно выразили духовные устремления и творческое вдохновение первобытного художника.
Завершение процесса сапиентации совпало с широким распространением круглой скульптуры. Как правило, это было изображение обнаженных, реже в одежде, женщин. Размер статуэток невелик 12-15 см., а вырезаны они из мягкого камня или кости. Эти, как их называют, палеолитические Венеры найдены в России (Костенки возле Воронежа), Словакии, Франции. Бельгии, Италии, Германии, Австрии. Принято считать, что эти фигурки изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею материнства и плодородия. У человека разумного уже появилось и желание украсить окружающие его вещи так рукоять кинжала превратилась в фигурку оленя, на копьеметалке он изобразил куропатку.
Огромная роль природы и животного мира отразилась в религиозных представлениях Человека разумного, о чем свидетельствует наличие культа зверя и распространившийся тотемизм.
Где же происходил процесс сапиентации? В каком географическом регионе сформировался Человек разумный современного вида? Где его прародина?
Первые ареалы возникновения первобытных людей находились в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии. 1 млн. лет назад африканские архантропы начали двигаться на север, проникая на территорию Европы. Охотники позднего палеолита стали постепенно расселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того области Северной Европы и Азии на колоссальные пространства суши, освободившиеся от ледникового покрова. В позднем палеолите 140-150 тыс. лет назад были заселены Сибирь, территория Северной Германии. Двигаясь через узкий в то время Берингов пролив, древние поселенцы оказались на Аляске и заселили Америку. За 10 тыс. лет до н.э. все материки, кроме Антарктиды, были уже в той или иной мере заселены. Согласно теории полицентризма существовало несколько центров становления современного человека. По мнению сторонников моноцентрической теории решающую роль сыграл один ареал. Со временем стала преобладать теория широкого моноцентризма. Она исходит из того, что сапиентация происходила хотя и в одном, но весьма обширном регионе Земли это Юго-Западная Азия, Северо-Восточная Африка и Южная Европа. Этот регион охватывает огромную территорию, откуда шло в дальнейшем расселение наших далеких предков по всей земной суше.
Расширение первоначальной ойкумены и процесс сапиентации способствовали формированию человеческих рас. На их возникновение оказали влияние два основополагающих фактора приспособление к среде, несомненно различающейся на разных материках, и изоляция на обширных пространствах целых материков, возникавшая вследствие наличия достаточно резких естественных рубежей между материками. Образовалось три расы европеоидная, негроидная и монголоидная. Они более или менее совпадают с границами материков. Европеоидная расасформировалась преимущественно в Европе, а также в Юго-Западной Азии и Северной Африке, монголоидная в Азии, представители негроидной расы населяли Африку.
10-12 тыс. лет назад человек заселил, вероятно, около трети современной ойкумены, или 40 млн. кв. км. Однако размещение людей на земле отличалось большой неравномерностью. Основная часть населения находилась в пределах прародины человечества. 12 тыс. лет назад начался великий переворот в природе, равный экологическому кризису. Как отразился он на жизни первобытных людей? Каковы дальнейшие шаги человека на пути к становлению первых цивилизаций?
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации