41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
Лицо любого общества определяют люди, и чем более образованными, всесторонне развитыми они будут, тем богаче это общество будет. Термин «культурная революция» впервые был употреблен В.И. Лениным в статье «О кооперации». Для Ленина «культурная революция» – это не просто одно из основных слагаемых общего плана социалистического строительства, но и важнейший рычаг, опираясь на который можно решить и другие социально-экономические и политические проблемы, от успеха которых, в свою очередь, зависит и рост культуры.
Ленин считал, чтосоциализм невозможно построить без крупной техники, созданной по последнему слову новейшей науки. Он никогда не предполагал, что социализм можно строить на энтузиазме непосредственно, а не при помощи энтузиазма. Он выдвигал лозунг «Учиться!». Ленинский план культурной революции предусматривал использование буржуазной интеллигенции. В первую очередь необходимо было ликвидировать неграмотность.Культурная революция – это всеобщая грамотность, но нам нужно общее повышение культуры. Ленин предупреждал, что культурная революция не может быть быстро решена. Итак, в 20-е годы преобладало представление о «культурной революции» как о многогранном процессе преодоления культурной отсталости страны.
В 1929 году Сталин встал на путь свертывания нэпа. Устанавливается репрессивно-политический режим с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничивается доступ к информации. В выступлении Сталина в марте 1929 г. культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования.
30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции».
Преодоление неграмотности населения и осуществление всеобщего обязательного образования детей школьного возраста (от 8 до 11 лет). Было развернуто широкое строительство школ. Но школам еще не хватало учителей.
Создана система народного образования. Создавались единые типы общеобразовательных школ: начальная – 4 класса, неполная средняя – 7 классов, средняя – 10 классов. По всем предметам были разработаны стабильные учебники и программы. К 1933 г. завершился переход к обязательному четырехклассному образованию (начальная школа), а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.
Развивалась система среднего специального и высшего образования.
Приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.
Широкое распространение физкультурного движения.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Количество вузов увеличилось более чем в пять раз. Однако рост происходил преимущественно чисто административным путем – техникумы реорганизовывались в вузы, политехнические вузы делились на несколько отраслевых. Качество школьной и вузовской подготовки резко снизилось. Уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, упрощено, но и крайне идеологизировано. Была нарушена преемственность в обучении в средней и высшей школе. Выпускники школ не были готовы к обучению в вузах.
Руководитель Центрального института труда А.К. Гастев (его поддерживал Сталин) считал, что советскому народному хозяйству в течение длительного периода времени будет необходим работник ремесленного типа, а не рабочий-рационализатор. Считалось, что работнику достаточно обладать элементарными знаниями и навыками, необходимыми для обслуживания машин. Поэтому страна не нуждается в большом количестве вузов, а нужны фабрично-заводские училища (ФЗУ). По всей стране стали создаваться ФЗУ. Таким образом, окончательно утвердилось упрощенчество учебного процесса.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.