logo
Отеч

Предыстория Экспансия Российской империи на Дальнем Востоке

В середине 1850-х годовКрымская войнаобозначила пределы территориальной экспансииРоссийской империивЕвропе. К1890 году, после выхода на границыАфганистанаиПерсии, был исчерпан потенциал экспансии вЦентральной Азии: дальнейшее продвижение было чревато прямым конфликтом сБританской империей. Внимание России переключилось дальше наВосток, гдецинский Китай, ослабленный в1840—1860 годахсокрушительными поражениями вопиумных войнахивосстанием тайпинов, больше не мог удерживать северо-восточные земли.Айгунский договор, подписанный с Китаем в1858 году, зафиксировал передачу России современногоПриморского края, на территории которого уже в1860 годубыл заложенВладивосток.

С Японией в 1855 годубыл заключёнСимодский трактат, согласно которомуКурильские островак северу от островаИтурупобъявлялись владениями России, аСахалинобъявлялся совместным владением двух стран. В1875 годуПетербургский договорзафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востокеограничивалось малочисленностью российского населения и отдалённостью от населённых частей империи — так, в1885 годуРоссия располагала заБайкаломвсего 18 тысячами войскового контингента, причём, по расчётамПриамурского военного округа, первый батальон, направленный вЗабайкальеизЕвропейской Россиипоходным порядком, мог подойти на помощь только через 18 месяцев[7]. С целью сократить время пути до 2—3 недель, в мае1891 годабыло начато строительствоТранссибирской магистрали— железнодорожной магистрали междуЧелябинскомиВладивостокомдлиной около 7 тысяч километров, призванной соединить железнодорожным сообщением Европейскую часть России и Дальний Восток. Российское правительство было крайне заинтересовано в сельскохозяйственной колонизацииПриморья, и как следствие — в обеспечении беспрепятственной торговли через незамерзающие портыЖёлтого моря, такие какПорт-Артур.