42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
На смену «старой буржуазной» интеллигенции должны были прийти новые кадры, подготовленные в советских вузах. Государство регулировало социальный состав студенчества. Была расширена сеть рабфаков и курсов для подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы. В вузах могли обучаться: дети рабочих – 51,5%, дети крестьян – 16,5%, остальные места занимали дети потомственной интеллигенции (32%). К концу 30-х годов в общей численности специалистов новые специалисты, подготовленные за годы советской власти, составили более 80%. Таким образом, сформировался новый слой советской интеллигенции. Российская интеллигенция, ведущая свою историю с XIXвека, как социальная категория перестала существовать. Это, однако, не означает, что интеллигенция была истреблена полностью. Отчасти она сохранилась в эмиграции. Отдельные представители старой интеллигенции сумели выжить и в СССР, пройдя на службу советской власти или соглашаясь на профессиональное сотрудничество. Уйдя с исторической арены, российская интеллигенция оставила богатейшее культурное наследие, которое в советское время было востребовано лишь частично.
В 1927 г. была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО, существовала до 1938 г.) под руководством академика А.Н. Баха. В ее задачи входила пропаганда марксизма-ленинизма среди научной общественности, борьба за утверждение марксистской методологии в науке. Часто за это дело брались люди, не имевшие достаточного образования. Они стремились внедрить диалектику в рыбное хозяйство, хирургию и сталеплавильное производство. Необходимо заметить, что точные и естественные науки в меньшей степени, чем общественные, пострадали от политизации и некомпетентного вмешательства.
В 1933 году Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву. В 1934 г. были установлены ученые степени и звания, заменившие единое звание, введенное в 1918 г. – «ученый специалист». Крупным событием в научной жизни страны стало создание в 1928 г. Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ),ее возглавил Н.И. Вавилов.
В 30-е годы окончательно оформились научные школы как вокруг ученых старшего поколения – И.П. Павлова, В.И. Вернадского, так и более молодых ученых – школа физиков А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина, И.М. Виноградова, биологов И.В. Мичурина, Н.И. Вавилова. Состоявшийся в 1935 г. Международный конгресс физиологов признал И.П.Павлова главой физиологов мира. На мировом уровне велись исследования в области ядерной физики, радиофизики (П.Л. Капица, Б.В. и И.В. Курчатовы). В 30-е годы начались работы по подготовке космических полетов. Большой вклад в теоретическое обоснование освоения космоса внесли труды К.Э. Циолковского. Огромный размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи нефти между Волгой и Уралом; новые запасы угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах; железорудные месторождения на Урале. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт ряда видов сырья.
Вместе с тем некоторые научные направления были административным путем закрыты, так как считались неперспективными или даже ложными. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики. Была осуждена гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений с жизнью земных организмов, основоположником которой был А.Л. Чижевский. Звучали призывы очистить науку от «вражеских элементов». В научных коллективах нагнеталась атмосфера страха.
Историческая наука в 30-е годы была отброшена далеко назад. В 1938 г. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», который на долгие годы стал настольной книгой всех обществоведов. «Краткий курс» был возведен в догму и представлял собой, по сути, историческое оправдание сталинизма. В 1933-34 гг. наметился некоторый поворот в отношении к истории. История потребовалась сталинскому режиму для пропагандистских целей. С этого времени в школу вернулись уроки истории, были восстановлены исторические факультеты в университетах, историческая тематика прочно вошла в литературу и искусство.
Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены «задачам социалистического строительства». В 30-е годы в литературе и искусстве появляется новый художественный метод – социалистический реализм. Творческое наследие и биографии русских классиков интерпретировались в классовом духе. Так, Пушкин превращался в борца с самодержавием, Л. Толстой в «зеркало русской революции». Ведущей темой в литературе и искусстве 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства.В классику советской литературы вошли романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», Н. Островского «Как закалялась сталь».
А был ли «социалистический реализм» на самом деле? В советской литературе и искусстве 30-х годов жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. В 30-е годы нарастают мифологизированные представления о действительности. Мы знаем фильмы 30-х годов: «Чапаев», «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Депутат Балтики» – и не знаем практически фильма Всеволода Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга», который был создан в эти же годы и на родине не получил признания. С одной стороны, в годы первых пятилеток произошла настоящая техническая революция, был налажен выпуск отечественной пленки, открылись новые киностудии. Лучшие советские фильмы рассказывали о современниках, о событиях революции и гражданской войны. Были и музыкальные комедии, исторические фильмы. Но, с другой стороны, были утверждены жесткие каноны художественного творчества. Метод «социалистического реализма» на практике использовался для политического контроля за художественным процессом. Талантливым людям в таких условиях работы было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя. Только в 1966 г. был издан роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Лишь в годы перестройки М.С. Горбачева увидели свет «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур» А.П. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой. Замалчивалось творчество репрессированных В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама. Только за 1937 г. было снято из репертуара и запрещено к постановке из-за «неблагонадежности» авторов 56 пьес. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры. В 30-е годы наблюдается борьба с авангардизмом в искусстве, искоренение инакомыслия. Мы можем говорить, что в 30-е годы была создана сталинская модель в области культуры.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.