XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
нужно бросить в воду монету, как бы в жертву древнему богу.
Левобережный древний комплекс был, по-видимому, связан с "русинами" из
Киева, составлявшими гарнизон пограничной крепости. На правом берегу Волхова
находился Славенский холм, связанный в большей степени с местным племенем
словен.
Бурный рост города быстро привел к плотному заселению обоих берегов,
соединенных знаменитым Великим мостом через Волхов, игравшим важную роль в
истории города: здесь сходились на бои враждующие стороны после шумного
веча, здесь бесчинствовал былинный Васька Буслаев, здесь приводились в
исполнение смертные приговоры -- осужденных сбрасывали с моста в волховские
глубины.
Новгород XI--XIII веков был большим, хорошо организованным городом. Его
кремль, выросший вдвое, был укреплен каменной стеной и включал в себя
Софийский собор (являвшийся также хранилищем государственных документов) и
епископский двор. В южной части кремля другой новгородский былинный герой --
богатый купец Садко Сатинич -- построил большую Борисоглебскую церковь.
Напротив кремля находился торг, вечевая площадь, Ярославово дворище,
дворы иноземных купцов и церкви купеческих корпораций (Иван на Опоках,
Богородица на Торгу, Варяжская божница). Берега Волхова были поделены на
пристани и густо уставлены кораблями и лодками разных стран и городов. Судов
было так много, что иногда во время пожара огонь по ним переходил с одного
берега на другой.
По периферии города располагались монастыри. Юрьевский монастырь,
построенный Мстиславом, возвышался, как башня, при въезде в город с юга, со
стороны Ильменя, а для плывших с севера такими воротами города являлся
Антониев монастырь.
Город был вымощен деревянными мостовыми, относительно которых
существовал даже специальный Устав о замощении улиц.
Новгородские летописцы были более, чем их киевские собратья,
внимательны к своему родному городу и постоянно сообщали читателям о жизни
Новгорода. Мы знаем о городских пожарах, о грандиозных наводнениях, когда
воды Волхова затопляли город и жители сидели на крышах своих хором; знаем о
годах засухи и неурожаев, когда приходилось покупать жито в Суздальской
земле.
Очень много для понимания истории Новгорода, его культуры и быта дали
многолетние раскопки экспедиции А. В. Арциховского. Выявлены жилые усадьбы,
улицы, дома, мастерские, боярские терема. Найдено множество предметов -- от
инструментов ремесленников до золотых печатей и тончайшего "узорочья".
Особый интерес представляют знаменитые берестяные грамоты -- письма
простых горожан, написанные по самым различным поводам. То это короткая
просьба дать взаймы гривну, то приглашение на похороны, записка к жене с
просьбой прислать чистое белье, долговые расписки, челобитные, завещания,
любовные письма, стихи или избирательные "жеребья" с единственным именем на
всем листе. Ни один из средневековых городов Европы не может похвастаться
таким разнообразным эпистолярным фондом, который создавался ремесленниками и
торговцами, домашними хозяйками и боярами.
В XII--XIII веках Новгород Великий был огромным городом, основное
население которого составляли ремесленники самых разнообразных
специальностей. Здесь были и кузнецы, и гончары, и мастера золотых и
серебряных дел, и множество мастеров, специализировавшихся на изготовлении
определенного вида изделий, -- щитники, лучники, седельники, гребенщики,
гвоздочники и т. п. Порой имена ремесленников попадали в летопись, а иной
раз мы узнаем о них по подписям на их изделиях. Так, известны два
великолепных серебряных сосуда, изготовленных, возможно, для посадников; на
них есть подписи: "Братило делал", "Коста делал".
Новгородцы славились как искусные плотники, и в раскопках найдено много
остатков деревянных домов и резных украшений. Целый конец Новгорода
назывался Плотницким, а многие улицы долго хранили память о селившихся кучно
ремесленниках: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная и др. Ремесло,
существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII веке все больше
связывалось с рынком. По всей вероятности, наиболее богатые из мастеров
торговали своей продукцией на главном торгу Новгорода, как это хорошо
известно для более позднего времени.
Важную роль в жизни города играла и внешняя торговля. Новгород был
связан с Киевом и Византией, с Волжской Болгарией и прикаспийскими странами,
с Готландом и всей Южной Прибалтикой. В самом Новгороде были иноземные
торговые дворы -- "Немецкий", "Готский", а новгородский двор был, например,
в Киеве. На городском торгу можно было купить и изделия ремесленников этого
города, и продукты, привезенные крестьянами из окрестных деревень, и
множество разнообразных заморских товаров из стран Востока, Западной Европы,
других русских княжеств, Византии.
Выгодное географическое положение Новгорода способствовало развитию
внешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр, и
новгородской церкви. Далекие торговые экспедиции, требовавшие оснащения
кораблей и большой вооруженной охраны, сплачивали боярско-купеческие круги и
выдвигали их сразу на видное место. В новгородском былинном эпосе эти
далекие плавания опоэтизированы: в 1070-е годы появилась былина о плавании к
Корсуню (Херсону) в Крыму, былина о Садко, богатом госте, которая очень живо
рисует и быт самого Новгорода Великого в XII веке, и плавание 30 кораблей по
синему морю.
Несмотря на ремесленно-торговый характер основной массы населения
Новгорода, реальная власть в городе принадлежала боярам-землевладельцам,
вотчины которых находились как в пределах новгородских "сотен", так и в
далеких колониях -- в Заволочье, на Двине и Ваге. В силу особенностей
Новгородской земли боярство было прочно связано с внешней пушной торговлей,
и это придавало ему большую экономическую силу и корпоративную сплоченность.
Вплоть до начала XIII века, пока у рубежей Новгородской земли не
появились немецкие рыцарские ордена, Новгород не знал постоянной угрозы
внешней опасности и военные резервы боярства могли расходоваться на охрану
торговых караванов, тысячеверстных путей и отдаленных факторий -- погостов.
Важными форпостами Новгорода были Псков и Ладога, боярство которых иногда
принимало участие в политической жизни своего "старшего брата", но иногда
проявляло и самостоятельность.
В Новгороде Великом постоянно кипела классовая борьба "черных людей"
против бояр, ростовщиков и монастырей и борьба различных групп боярства
между собой; непрерывно возрастало сопротивление власти Киева. Особенно
заметно было это стремление к обособлению от Киева на ранних этапах. Оно
приобретало характер общегородской борьбы всех слоев и групп, объединенных
общими задачами. Наличие таких общих задач несколько отодвигало на задний
план классовую борьбу, так как боярство демагогически использовато вечевые
собрания, предъявляло нелюбимым князьям обвинения в том, что они "не блюдут
смердов", и изображало свою борьбу за власть как общую борьбу за
новгородские вольности.
На протяжении XI века новгородское боярство много раз проявляло свою
волю в отношении великих князей и князей-наместников, которых Киев посылал в
Новгород. Мы помним, как гордилось новгородское боярство победоносным
походом на Киев при Ярославе Мудром и теми грамотами, которые закрепляли
новгородские вольности в 1015 году.
В последней четверти XI века существенно изменилась летописная формула
извещения о начале княжения нового князя; ранее говорили: великий князь
киевский "посади" князя в Новгороде. Теперь стали говорить: новгородцы
"введоша" князя себе. Летопись запестрела такими фразами: "бежа князь",
новгородцы "выгнаша князя", "показаша путь" князю. Первым изгнанником
оказался Глеб Святославич, выступивший против всего города в защиту епископа
и, как мы помним, собственноручно зарубивший волхва. Новгородцы его "выгнаша
из города, и бежа за Волок, и убиша и Чудь". Это произошло в 1078 году.
Появилась новая система "выкармливания" князя. Новгород приглашал к
себе юного княжича из семьи влиятельного князя и с ранних лет приучал его к
своим боярским порядкам. А если великий князь пытался сменить такого
вскормленника и заменить его по давней традиции своим сыном, то боярство
горой вставало за своего князя. Так было с Мстиславом Владимировичем, сыном
Мономаха, который с 12 лет княжил в Новгороде. По прошествии 14 лет, в 1102
году, Святополк Киевский пытался заменить его своим сыном, но новгородское
посольство вступило с великим князем в великую "прю" и довольно дерзко
заявило ему: "Если у твоего сына две головы, то посылай его к нам!"
Мстислав остался в Новгороде и даже породнился с новгородским
боярством, женившись вторым браком на дочери посадника.
Новое значение в это время приобретает и важный пост посадника, так
сказать премьер-министра в боярской республике. Ранее посадник был
доверенным лицом великого князя, посланным из Киева. В XII веке посадников
новгородцы выбирают сами из среды наиболее знатного боярства, а в XIII веке
утверждается тезис, что "новгородцы в князьях и посадниках вольны".
При Владимире Мономахе была сделана последняя попытка круто обойтись с
новгородским боярством. Когда Мстислав был отозван отцом на юг, а в
Новгороде остался его сын Всеволод, то боярство стало, очевидно, держать
себя слишком независимо. Владимир и Мстислав совместно вызвали в 1118 году
всех новгородских бояр в Киев, заставили их присягнуть на верность, а
некоторых, провинившихся в каких-то незаконных конфискациях, оставили в
столице и заточили. Среди заточенных был новгородский сотник, боярин Ставр.
О нем была сложена похожая на былину новелла, рисующая привольное житье
боярина в Новгороде:
В Нове-городе живу да я хозяином,
Я хозяином живу да управителем...
У меня ли у Ставра у боярина
Злата, серебра стоят кованы ларцы,
Крупну жемчугу бурмицкому несть числа.
Приехав по вызову князя Владимира в Киев (как и в летописи), боярин
Ставр посмеивается над киевским боярством, да и над самим великим князем. В
Новгороде в эти годы строилась новая крепостная стена, заложенная еще
Мстиславом в 1116 году, "более прежней", и вот новгородец иронически
отзывается об укреплениях Киева:
Ой, глупые бояре, неразумные,
Они хвалятся градом Киевом...
А что это за ограда во Киеве
У ласкова князя Владимира?
У меня ли у Ставра широкий двор
Не хуже будет города Киева!
Далее былина рассказывает, что Владимир, разгневавшись на хвастливого
новгородца, посадил Ставра в "погребы глубокие".
Летопись ничего не сообщает о его дальнейшей судьбе, а былина-новелла
вся посвящена ловким и смелым действиям Ставровой молодой жены, одурачившей
князя и добившейся освобождения своего мужа.
Однако расправа с новгородским боярством ради поддержания престижа
молодого князя Всеволода Мстиславича не остановила сепаратистских
устремлений Новгорода. Всеволод (1118--1136) был последним князем, при
котором Киев вмешивался во внутренние дела Новгорода.
Всеволод Мстиславич довольно долго выполнял различные военные поручения
Новгорода, а в 1132 году, после смерти Мстислава, соблазнившись перспективой
приобрести крупный удел на юге, он поскакал в Переяславль, но продержался в
этом городе лишь несколько часов -- к обеду его уже выгнал оттуда Юрий
Долгорукий, его дядя.
Князь Всеволод вернулся в Новгород, рассчитывая, очевидно, на поддержку
посадника Петрилы Микульчича и архиепископа Нифонта. Но здесь он застал
необычайное брожение как в городе, так и по всей земле новгородской:
боярство, по всей вероятности, в свое время заключило с ним договор о
пожизненном княжении, чтобы еще раз не сталкиваться с тяжелой рукой
Мономаха, как это было на втором году (1118 год) княжения юного Всеволода.
Теперь новгородцы, псковичи и ладожане, собравшись все вместе, припомнили
ему его обещание ("хощу у вас умрети") и в наказание за легкомысленную
поездку в Переяславль "выгнаша князя Всеволода из города". Однако с полпути
его вернули.
Новый конфликт созрел два года спустя, когда Всеволод снова пытался
ввязаться в южные дела. При обсуждении похода на Суздаль прения на вече
приняли острый характер. "Почаща молвите о суждальстеи воине новгородци и
убиша муж свои и вергоша с мосту".
Во время самого похода произошла смена посадников, и сторонник
Всеволода Петрила был устранен. Поражение, понесенное новгородцами в битве
на Ждане-горе в 1135 году, еще более обострило недовольство Всеволодом,
втянувшим Новгород в эту невыгодную войну.
К бурным 1135--1136 годам, которые иногда называли даже "новгородской
революцией", относятся два очень важных документа, посвященные делам
купеческих корпораций. Рассмотренные вместе с летописью, они могут отчасти
помочь нам в выяснении княжеской политики в последние критические годы
существования княжеской власти в Новгороде.
Оба документа подправлялись потомками в XIII--XIV веках, но
первоначальное ядро их предположительно можно выделить.
В 1135 году при посаднике Мирославе князь Всеволод составил
"Рукописание", посвященное льготам и привилегиям купеческого братства при
церкви Ивана на Опоках, построенной среди новгородского торга в 1127--1130
годах. Издавая этот документ, князь, очевидно, рассчитывал на поддержку
купечества.
"Рукописание" отчетливо утверждает и защищает права богатого
купечества, "пошлых купцов". При церкви Ивана на Опоках учреждался совет из
трех старост. Купцы выбирали двух старост, а от "житьих" и "черных людей"
был только один, да и то не выборный, а официальное лицо, боярин тысяцкий.
Ивановскому братству давались самоуправление и суд по торговым делам,
независимые от посадника. Стать членом гильдии мог богатый купец (или сын
богатого купца), вносивший большой вклад -- 50 гривен. В пользу Ивановского
братства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород со всех
концов Руси.
Гильдия имела свой общинный праздник 11 сентября, когда из общей казны
тратили (очевидно, на устройство пира) 25 гривен серебра, зажигали в церкви
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации