logo
Отеч

Консервативное направление

В попытке противостоять революционным и либеральным доктринам, получающим все более широкое распространение, начиная с 1820-х гг., была создана официальная идеология, ставшая отражением консервативно-бюрократической политики Николая I. Эта доктрина должна была укрепить существующий самодержавный строй, создав иллюзию его вечности и незыблемости. Так появилась «теория официальной народности» министра просвещения С.С. Уварова, суть которой сводилась к триаде «православие, самодержавие, народность». Православие расценивалось как основа народной духовности, гарант внутренней чистоты и устойчивости русского народа. Самодержавие, освященное православной церковью еще в средневековье как «Третий Рим», было опорой величия и мощи российской государственности. Народ, вдохновленный православной соборностью, являлся носителем православных ценностей и был един с царем – божьим помазанником. В полном соответствии с этой теорией М.П. Погодиным была создана концепция российской истории, обретающей силу и источник единения под скипетром московских царей. Все попытки восставать против царской власти были описаны как «случайные злодейства», которые совсем не свойственны русскому народу, а устойчивое и спокойное крепостное государство России представлялось единственным оплотом в мире, противостоящим мятущемуся и агрессивному Западу.

Народность согласно теории трактовалась исключительно как преданность и покорность самодержавию, и такая идеология усиленно насаждалась с любой публичной трибуны, от церковных приходов до университетов, вызывая резко негативное отношение со стороны прогрессивной общественности. Идеология самодержавия получила самое широкое распространение через периодические издания, такие как «Сын отечества», «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Московский наблюдатель», «Северная пчела». Часть из них издавалась под покровительством тайной полиции.

Однако попытки поставить под контроль государственной идеологии русскую культуру и общественную жизнь не увенчались успехом: напротив, методом от противного стимулировало развитие независимой мысли.