logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

26. Характеристика Византийской культуры

В конце IV века единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная часть позднее стала называться Византия по названию древней колонии Византий, на месте которой был построен г. Константинополь. Византийское государство возникло на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества.

Византия раскинула свои владения на двух континентах – в Европе и Азии. В ранний период территория Византии превышала 750 тыс. км2. Сюда входили: Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армения, отдельные области Аравии, владения в Причерноморье. Состав населения отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть населения составляли греки. Греческий язык был самым распространенным в империи. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы, обычаи. Создание византийской культуры было сложным процессом. Происходило смешение греко-римских и восточных традиций. Это все наложило отпечаток на общественную жизнь, философские и религиозные идеи, культуру, искусство. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, и просуществовала с 395 по 1453 год.

Культура Византии знала несколько взлетов и падений:

1. V-VII вв. н.э. – первый расцвет культуры. В это время происходит переход от рабовладения к феодализму.

2. VIII-IX вв. – смутные времена иконоборчества. Выступления против культа икон. Они объявлялись идолопоклонством.

3. X-XII вв. очередной подъем и расцвет культуры.

4. XIII в. – тяжкие испытания для страны. В ходе крестовых походов крестоносцы захватили Византию, и с 1204 по 1261 г. Византия перестала существовать как самостоятельное государство.

5. С 1261 г. возрождение Византийской империи и XIV-XV вв. последний взлет и расцвет культуры.

Византия была богата природными ресурсами (золото, серебро, железо, медь, мрамор, камень). У побережья Малой Азии и Финикии добывалась особо ценная раковина - мурена, служившая для изготовления пурпурной краски. Пурпурный цвет – это был цвет одежды императорской фамилии и сенаторов.

Византийский император имел практически неограниченную власть и воспринимался как подобие Отца Небесного. Второй крупной силой в Византии была православная церковь. Патриархов утверждал император.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Константинополь не без успеха соперничал с Римом. В Константинополе и других византийских городах были большие площади, украшенные триумфальными арками со статуями императоров, прекрасные храмы. В каждом городе был богато отделанный театр, фонтаны, термы.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии – изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой, шелковые ткани, вышитые причудливым рисунком, изделия из цветного стекла, сосуды, бусы, светильники.

Главная культурная ценность средневековой эпохи – Бог. Архитектура и искусство должны были находиться на службе у Бога. Искусство должно было служить цели - спасению души человека от адских мук. Византийская культура - это культура средневековья.

Постепенно Константинополь превращается в православный центр средневекового мира. Развернулось строительство храмов. Византийские храмы существенно отличались от античных. Во времена античности храм выступал как обитель Бога и все обряды, праздники происходили снаружи. Главным в античном храме был его внешний вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому на первый план вышла организация внутреннего пространства. Храм должен быть вместительным и красивым внутри. С 532 по 537 гг. в Константинополе был построен Софийский собор. Он воплотил все лучшее, что имелось в архитектуре Востока и Запада. Снаружи храм не кажется ни слишком большим, ни очень нарядным. Но поражает пышным внутренним убранством. Высота храма 55 м. Купол был диаметром 31,5 м.

Развивается искусство мозаики. Одним из крупных достижений Византии была иконопись. Лица святых должны быть строгими, худыми, страдальческими с большими глазами и подчеркнуто открытым лбом. Глаза и лоб отражают чистоту и глубину помыслов. Линии носа и губ едва заметны. Это придает лицам особую торжественность и одухотворенность. Ценилась духовная красота, а не телесная, поэтому в Византии не была развита скульптура.

Особое место в византийской цивилизации занимала музыка – светская, придворная, церковная.

Византийская церковь так и не смогла сосредоточить в своих руках всю систему образования. Сохранялись и государственные, и частные школы. Развивалась наука. Крупными научными центрами были г. Александрия в Египте и Антиохия в Сирии. Особое внимание уделялось тем отраслям знания, которые связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельским хозяйством, ремеслом, военным и строительным делом. Византийские ученые не просто унаследовали достижения поздней античности, но и продвигались вперед по математике, астрономии, навигации, картографии и ботанике. Ввели буквенное обозначение в алгебре. В 4-6 вв. оформились две основные школы географической мысли:

  1. антиохийская школа – с догматическим подходом к истолкованию священного писания. Утверждалось, что земля плоская и над ней распростерто куполообразное твердое небо. Между ними небесные воды. Единый океан окружает сушу со всех сторон. Виднейшим представителем этой школы был Иоанн Златоуст.

  2. каппадокийско-александрийская школа – материалистический подход. Признавалась шарообразность земли и др. Виднейшими представителями этой школы были Василий Великий, Григорий Нисский.

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства. Здесь и благородное изящество форм, и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Изделия византийских мастеров оставались недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран.

При ответе на данный вопрос расскажите об особенностях Византийской культуры, о развитии архитектуры, градостроительства, искусства. В связи с чем широкое развитие в Византии получили: фреска, мозаика, иконопись? Почему в культовом художественном творчестве Византии совсем исчезла скульптура? Расскажите о развитии науки и образования в Византии.