logo
EUMK_Istoria_teoria_i_praktika_profsoyuznogo_dv

7. Новая концепция развития профсоюзов: социальное партнерство.

В октябре 1993 г. пленум Федерации профсоюзов Беларуси принял “Концепцию развития профсоюзного движения Беларуси”, которая определила место, социальную роль и общие задачи профсоюзов, входящих в ФПБ; изложила принципы их взаимоотношений с государством, нанимателями, политическими партиями и движениями, общественными объединениями и профсоюзами; общую стратегию и тактику; установила приоритеты в развитии и деятельности профсоюзов, их место в международном профсоюзном движении. На прошедших в 1995 г. съездах отраслевых профсоюзов, областных межсоюзных конференциях, II съезде Федерации профсоюзов Беларуси данная концепция получила конкретное наполнение практикой и развитие в программах отраслевых профсоюзов. В основе концепции развития профдвижения Беларуси - становление и развитие социального партнерства.

Социальное партнерство - принципиально новая в условиях Республики Беларусь система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых отношениях и представляющих интересы работников, нанимателей (работодателей) и государства. Ее становление обусловлено начавшимися в 90-х годах политическими и социально-экономическими преобразованиями, переходом к многоукладной экономике. При этом в качестве базовых восприняты отправные идеи и принципы, кодифицированные в соответствующих Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда. Если рассматривать эту проблему в историческом плане, то мы уже видели, что возникновение наемного труда и наемного работника неизбежно предопределило необходимость становления и совершенствования взаимоотношений между ними.

По предложению Федерации профсоюзов, претерпела изменения статья 14 Конституции Республики Беларусь, которая в новой редакции звучит следующим образом: “Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом: уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон”.

Можно в определенной степени схематично выделить основные блоки реализации системы социального партнерства:

работа профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти на общенациональном уровне: включает законотворческую деятельность, участие в разработке республиканских программ социально-экономи-ческого развития, реформирования заработной платы, по проблемам занятости, приватизации и других, а также ведения переговоров, встреч, совещаний с правительством по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений;

заключение и организация реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и Национальным центром профсоюзов (ФПБ) как нормативного акта, определяющего общие принципы социально-экономической политики для всей территории Республики Беларусь, всех отраслей народного хозяйства;

заключение и организация реализации отраслевых тарифных соглашений как нормативно-правовых актов, определяющих взаимные обязательства сторон, устанавливающих направления социально-экономического развития отрасли и решающих вопросы регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне;

заключение и организация реализации региональных (областных, районных, городских) соглашений как нормативных актов, устанавливающих дополнительные по сравнению с законодательством, генеральным и отраслевым соглашениями социальные гарантии условий труда, экологической безопасности для трудящихся и населения определенной территории;

заключение и организация реализации коллективных договоров как локальных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между нанимателями и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Так как профсоюзы, в настоящее время, не имеют права законодательной инициативы, то вынуждены выступать с соответствующими предложениями перед теми, кто обладает таким правом. Поэтому ФПБ, ее членские организации активно работают в постоянных комиссиях законодательных органов, вносят предложения по законопроектам. Только за 1998 г. отделами Совета ФПБ рассмотрены и даны предложения в такие законопроекты как Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, Гражданский Кодекс, ряд поправок в действующее законодательство. По предложению профсоюзов в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. включен раздел “Социальная политика”, в котором в частности предусматриваются такие принципиальные задачи как: обеспечение роста реальных доходов населения на уровне 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового внутреннего продукта до 30-40%; приостановка нарастания дифференциации доходов между различными группами населения, введение прогрессивного налогообложения сверхвысоких доходов и освобождение от обложения подоходным налогом доходов граждан в пределах черты малообеспеченности; восстановление роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда.

ФПБ активно сотрудничает с социальными партнерами, такими как Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей, Белорусский союз предпринимателей и арендаторов. Проведение совместных консультаций позволяет профсоюзам вносить в законодательные и исполнительные структуры власти, довольно взвешенные проекты законов и нормативных актов, а также поправки в действующее законодательство. В настоящее время социально-экономическая ситуация в республике представляется достаточно сложной. В целом по народному хозяйству по прогнозам экономистов возобновления экономического роста ожидается за пределами 1999 г. Безусловно, это ограничивает возможности государства для повышения минимальных социальных гарантий. На первый план все больше будут выходить договорные формы регулирования отношений нанимателей и работников. В этой связи коллективный договор становится важнейшим гарантом, обеспечивающим реальную защиту социальных и экономических интересов трудящихся. Профсоюзы понимают, что принятие коллективных договоров и в последующие годы будет проходить в условиях продолжающегося спада производства, недозагрузки многих предприятий, роста безработицы. И как следствие этих причин - снижение возможностей многих трудовых коллективов для повышения уровня социальной защиты своих работников и членов их семей. Уже сегодня коллективные договора иных предприятий ориентированы не только на социальную защиту, но и учитывают необходимость обеспечения экономической стабильности предприятий, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, повышения производительности и мотивации к труду. Особенно это касается предприятий государственного сектора экономики, многие из которых находятся на грани банкротства. Поэтому сегодня профсоюзы вполне логично и справедливо ставят перед руководством республики, правительством требование смены социально-экономического курса, связанного с постулатами исторически не оправдавшей себя социалистической плановой директивной экономики. Социальное партнерство - это сложный и тернистый путь переговоров, консультаций, встреч, возможно трудовых споров и конфликтов, но все-таки, в конечном итоге - нахождение взаимоприемлемых решений. Но это - обязательно обоюдное (правительство - профсоюзы) движение навстречу друг другу. Ибо конфронтация, о чем свидетельствует весь мировой опыт, в решении тех или иных обострившихся проблем и разногласий, путь разрушительно-тупиковый, сопряженный с большими издержками, не только для сторон втянутых в конфликт, но и для всего общества.

К сожалению, сегодня только профсоюзы понимают, что хорошо отлаженные и эффективно действующие механизмы социального партнерства - в целом фактор созидающий, позволяющий находить разумный выход из самых острых ситуаций, который является важнейшей общенациональной задачей, прямо и непосредственно отвечает целям обеспечения стабильности, гражданского мира и благополучия в обществе.

Федерация профсоюзов Беларуси на современном этапе.

Начало XXI века оказалось сложным и противоречивым для ФПБ. Национальное профобъединение пережило определённые кризисные явления, связанные с попыткой прежних профсоюзных лидеров противопоставить общественную организацию государству, по-своему понимая социальное партнёрство. Кризис в профсоюзах стал основным вопросам, рассмотренным IV внеочередным съездом ФПБ (2002 г.)

После IV внеочередного съезда ФПБ в профсоюзном движении Беларуси произошел ряд позитивных перемен, которые создали хорошие предпосылки для повышения эффективности защиты прав членов профсоюзов, для роста рядов профсоюзов, укрепили их финансовое положение. Благодаря избранному съездом курсу на социальное партнерство, отказу от конфронтации с властью, в короткое время удалось решить целый комплекс вопросов.

– Был восстановлен безналичный порядок сбора профсоюзных взносов.

– Возобновлен социальный диалог в рамках Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

– ФПБ добилась участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы трудящихся.

– Федерация профсоюзов добилась включения в проекты законов о бюджете на 2003-2006 годы норм, обеспечивающих создание инновационного фонда ФПБ, а также освобождения от налогообложения прибыли, направляемой на развитие материальной базы профсоюзных объектов социально-культурной сферы.

– Были восстановлены права технической и правовой инспекций профсоюзов, расширены их возможности.

– Удалось сплотить Федерацию профсоюзов. Укреплена организационная структура ФПБ. Возвращены в её состав ранее вышедшие организации и отдельные члены профсоюзов. Восстановлена и развивается материальная база.

В 2005 г. прошёл очередной съезд ФПБ, который подвёл итоги работы, проделанной после IV внеочередного съезда ФПБ. Была принята программа деятельности ФПБ на 2005-2010 годы, определены основные направления работы ФПБ и её членских организаций.

Правовая работа ФПБ. Федерацией профсоюзов Беларуси был предпринят ряд мер по усилению правовой работы профсоюзов, повышению эффективности общественного контроля в сфере социально-трудовых отношений.

Практическая реализация правозащитной функции профсоюзов посредством осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде обеспечивается созданными в их структурах правовыми службами, которые представлены правовой и технической инспекциями труда, юридическими консультациями. ФПБ готовит заключения по проектам нормативных правовых актов, предложения по совершенствованию законодательства, касающегося сферы деятельности ФПБ, участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в указанной сфере. Так, если в 2002 г. в ФПБ было направлено на согласование всего 9 нормативных актов, то в 2006 – более 90. По инициативе ФПБ Положение о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, утвержденное Указом Президента от 23.06.1998 г. № 327, дополнено нормой, согласно которой проекты правовых актов Главы государства, касающихся трудовых и социально-экономических прав граждан, до внесения в Администрацию Президента подлежат согласованию с ФПБ (Указ № 364 от 10.08.2005). Несколько ранее Президент страны Указом № 327 от 19.07.2005 г. «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» разрешил ФПБ осуществлять общественный контроль независимо от профсоюзного членства работников организации.

ФПБ взаимодействует с Парламентом Беларуси, имеет статус постоянно наблюдателя при Парламентском собрании Союза Беларуси и России.

С 2003 г. в ФПБ действует централизованная юридическая консультация, услугами которой могут пользоваться все члены профсоюзов. Основной ее задачей является оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи членам профсоюзов, трудовые или социально-экономические права которых нарушены. Юридической консультацией профсоюзов рассмотрено более 45 тыс. письменных обращений граждан, дано почти 444 тыс. устных консультаций по правовым вопросам.

Контроль за выполнением законодательства о труде. Права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля достаточно сильны. Только за последние 5 года (данные на 2010 г.) правовыми инспекторами профсоюзов проведено более 12 тысяч проверок. Повсеместно выявляются факты нарушения законодательства о труде, в т.ч. отсутствие письменных трудовых договоров, неполнота и несвоевременность выплаты заработной платы, непредставление установленных законодательством гарантий и компенсаций, несоблюдение продолжительности трудовых отпусков, оплата «в конвертах».

Выдано нанимателям 10.594 представления об устранении 52 тыс. нарушений законодательства о труде;

– привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения о труде 1321 должностное лицо нанимателей;

– подготовлено 2290 исковых заявлений в суд и иных документов процессуального характера;

– восстановлено на работе 577 незаконно уволенных работников;

Среднегодовая сумма возвращённых работникам по требованию профсоюзов незаконно удержанных или не выплаченных нанимателями денежных средств превышает 1 миллион долларов США в эквиваленте.

В настоящее время численность правовой инспекции труда выросла до 119 человек.

Важным направлением деятельности ФПБ является защита трудовых прав работников при применении контрактной формы найма. ФПБ добилась изменения негативной практики заключения контрактов на минимально допустимые сроки и с минимальным уровнем дополнительных мер стимулирования труда. Глава государства поддержал ФПБ и своим Указом № 164 от 31.03.2010 г. предоставил нанимателям право заключать с добросовестными работниками трудовой договор на неопределённый срок после 5 лет работы. Сегодня перед профсоюзами стоит задача через коллективные договоры и соглашения расширить подобную практику, сделать её повсеместной. К сожалению, с 2010 г. общественный контроль за соблюдением законодательства о труде указ Президента РБ лишил общественных инспекторов соответствующих прав, а технических и правовых инспекторов профсоюзов обязательных для нанимателей к исполнению их представлений.

Охрана труда. На V съезде ФПБ инициировала принятие Закона об охране труда. В выступлении на съезде Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поддержал предложение профсоюзов. Теперь этот закон, подготовленный при активном участии профсоюзов и отражающий их полномочия в сфере охраны труда активно работает на благо людей.

Укреплена техническая инспекция труда ФПБ, сегодня в ней работает 110 квалифицированных специалистов на профессиональной основе. Численность общественных инспекторов по охране труда увеличилась на 36 % и составляет более 82 тысяч человек, создано более 11 тысяч общественных комиссий по охране труда. Только за последние 5 лет (данные на 2009 г.) проведено более 24 тысяч проверок в организациях различных форм собственности. Техническими инспекторами запрещена эксплуатация 10 тысяч единиц оборудования, не отвечающего требованиям безопасности. Благодаря их усилиям предотвращаются травматизм и заболевания на производстве.

Однако их число не сокращается. Причина – несовершенство техники и технологий. По результатам аттестации рабочих мест в 2008 году во вредных условиях труда работают свыше 772 тыс. человек. Общая продолжительность их дополнительного отпуска составила почти 5 млн. 400 тыс. человеко-дней, а затраты на его предоставление превысили 205 млрд. рублей, в том числе 54,8 миллиарда – за счёт бюджета.

Совершенствование оплаты труда. Федерация профсоюзов Беларуси отстаивает принцип равной оплаты за равнозначный труд, вносит предложения по совершенствованию структуры заработной платы, добивается отмены и изменения нормативных актов, ограничивающих возможности субъектов хозяйствования по повышению уровня оплаты труда. В своё время было отклонено предложение Правительства о введении почасовой тарифной ставки оплаты труда. Проводится постоянная работа по совершенствованию системы минимальных государственных гарантий. По настоянию ФПБ постоянно увеличивается размер минимальной заработной платы. За период с 2000 по 2009 г. среднемесячная номинальная заработная плата выросла в целом по республике с 58.9 тыс. руб. до 998,3 тыс.руб., а реальная заработная плата – на 190,5 %.

Своей задачей ФПБ ставит поэтапное приближение размера минимальной оплаты труда к величине минимального потребительского бюджета. Особое внимание ФПБ уделяет своевременной выплате заработной платы, усилению контроля по соблюдению законодательства в области оплаты труда.

Культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа ФПБ.

Большое внимание Федерация профсоюзов Беларуси уделяет решению вопросов быта, организации досуга трудящихся и членов их семей, развитию духовной культуры человека труда, пропаганде здорового образа жизни. Федерации удалось значительно активизировать работу в этом направлении. ФПБ объявила благотворительную акцию "Профсоюзы-детям", в рамках которой профсоюзные комитеты взяли шефство на постоянной основе над более чем 200 детскими домами, школами-интернатами и социальными приютами, в которых воспитываются дети-сироты, инвалиды.

ФПБ также оказывает финансовую поддержку летнего оздоровления детей, оказывает адресную помощь семьям членов профсоюзов.

Значительно оживилась и физкультурно-оздоровительная работа профсоюзных организаций - это и ежегодные межотраслевые спартакиады, и спортивные праздники республиканского масштаба. Созданы спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси, 26 отраслевых физкультурно-спортивных клубов. Федерация профсоюзов Беларуси имеет в своей структуре 144 детско-юношеские спортивные школы, в которых занимаются более 54 тыс. детей, подростков и молодежи по 56 видам спорта, из них 37 включены в программу Олимпийских игр. Наиболее массовыми являются: легкая атлетика (7600 чел.), футбол (5700 чел.), гребля на байдарках и каноэ (4100 чел.).

В национальные и сборные команды Беларуси зачислено 579 учащихся и воспитанников профсоюзных спортивных школ. На 28-х летних Олимпийских играх в Афинах в составе сборной Беларуси профсоюзы были представлены 34 спортсменами в 12 видах спорта; из 15 медалей, завоеванных спортсменами Беларуси – 4 медали приходится на долю профсоюзных спортсменов.

За последние 5 лет на ремонтно-восстановительные работы на объектах спортивного назначения ФПБ было направлено свыше 5 млрд. руб.

Федерация профсоюзов Беларуси вносит весомый вклад в развитие культуры Беларуси. В 2003 г. был отреставрирован и начал свою работу Республиканский дворец культуры профсоюзов, являющийся национальным архитектурным памятником. В профсоюзных и ведомственных учреждениях культуры работают свыше 900 студий и коллективов любительского художественного творчества, в которых занимаются 17 тыс. участников. Более 260 тысяч – являются читателями профсоюзных библиотек.

ФПБ активно поддерживает детское творчество, предоставляя сцену молодым талантам и привлекая к ним общественное внимание. ФПБ оказывает помощь Белорусскому союзу художников. Традицией стало присуждение премий ФПБ наиболее известным в нашей стране людям и коллективам. Федерация профсоюзов Беларуси проводит работу по патриотическому воспитанию граждан, поддерживает ветеранские организации Беларуси, взяла шефство над мемориальным комплексом "Курган Славы".

Следует отметить также развитие работы ФПБ в сфере оздоровления трудящихся. Ежегодно в санаториях, пансионатах, домах отдыха Федерации профсоюзов Беларуси проходит лечение и отдыхает около 100 тысяч человек.

На особом счету находится санаторно-курортное лечение и оздоровление детей. Федерация профсоюзов Беларуси имеет 3 санатория для детей и 45 оздоровительных лагерей для отдыха детей во время школьных каникул.

Международное сотрудничество. Федерация профсоюзов укрепляет контакты как с национальными профцентрами стран СНГ (России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Грузии, Таджикистана, Молдовы, Армении), так и с профсоюзными организациями и объединениями иных зарубежных государств (Сирии, Греции, Чехии, Германии, Франции, Италии, Испании, Кипра, Латвии, Болгарии, Польши, Португалии, Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Китая, Кубы, Монголии, Японии и др.). На двусторонней основе ФПБ установила постоянное взаимодействие с 56 национальными профцентрами и профсоюзными организациями из 34 стран мира, подписаны и действуют десятки договоров и соглашений о сотрудничестве

ФПБ сотрудничает с Международной организацией труда. Представители ФПБ принимают участие в ежегодных Международных конференциях труда.

Следует отметить конструктивное развитие отношений с Всеобщей конфедерацией профсоюзов (ВКП), членом которой является ФПБ. ВКП –региональное международное профсоюзное объединение в рамках СНГ, ФПБ всегда пользовалась поддержкой этой организации и активно принимает участие в ее работе.

Плодотворным сотрудничеством характеризуются отношения между Федерацией профсоюзов Беларуси и Всемирной федерации профсоюзов (ВФП), объединяющей профцентры стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, общей численностью свыше 70 млн. членов из 95 стран мира. Достигнуты договоренности о развитии сотрудничества между ФПБ и ВФП, а также о том, что Всемирная федерация профсоюзов, используя свой опыт и авторитет, окажет содействие Федерации профсоюзов Беларуси в донесении объективной и полной информации о деятельности ФПБ и происходящих процессах в профсоюзном движении Беларуси до мировой общественности. Федерация профсоюзов Беларуси возобновила членство в этой влиятельной международной организации.

Членские организации ФПБ активно развивают сотрудничество с международными отраслевыми профсоюзами (МОПами), входящими в состав ВКП (СНГ); 22 из 28 отраслевых профсоюзов, входящих в ФПБ, являются членскими организациями соответствующих МОПов и на регулярной основе участвуют в проводимых ими мероприятиях.

Организационное укрепление ФПБ.

Сегодня в состав ФПБ входят 28 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединение профсоюзов, 137 районных координационных советов, 93 обкома, 553 районных (городских) комитетов, 23880 тыс. первичных профсоюзных организаций с общей численностью свыше 4 млн. членов (данные на 2007 г.). Охват профсоюзным членством работающего населения и учащейся молодёжи составляет 94,8 %.

В ходе прошедших в 2009-2010 годах отчётно-выборной кампании сменилось 32 % председателей цеховых комитетов, 34 % председателей профкомов первичных организаций; 26 % (132) руководителей районного уровня, 30,1 % (28) областного и 35, 7 % (10) республиканского уровня.

Федерация профсоюзов Беларуси регулярно разрабатывает и распространяет методические руководства и рекомендации в помощь профсоюзному активу по защите прав и интересов: методические рекомендации по защите прав трудящихся в процессе приватизации, при создании акционерных обществ, проведении процедуры банкротства, рекомендации по соблюдению законодательства о труде и др. Одним из важнейших направлений деятельности профорганов любого уровня является подготовка и обучение профсоюзных кадров и актива. Процесс обучения профсоюзных кадров налажен и через учебное заведение Федерации профсоюзов Беларуси – Международный институт трудовых и социальных отношений, а теперь это Международный Университет «МИТСО», в котором создан специализированный Институт, занимающийся вопросами подготовки профсоюзных кадров и актива.

Профсоюзы смогли преодолеть негативные тенденции в своей деятельности и стали сплоченной организацией. Люди хорошо знают о деятельности профсоюзной организации. Благодаря этому, меняется её имидж, растет авторитет.

VI съезд Федерации профсоюзов Беларуси. 15-16 сентября в Республиканском Дворце культуры профсоюзов состоялся VI съезд Федерации профсоюзов Беларуси, на котором присутствовал 431 делегат. Делегатом съезда был избран и Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, который выступил во второй день работы съезда. В качестве делегатов в работе съезда приняли участие представители всех отраслей народного хозяйства. Из них 16 кандидатов и 3 доктора наук, 62 депутата представительных органов. Абсолютное большинство делегатов – 94 % имеют высшее образование, 154 человека ранее уже избирались делегатами съездов ФПБ. Среди делегатов также присутствовали представители министерств и ведомств, руководители крупных предприятий, председатели облисполкомов. В числе почётных гостей в работе съезда приняли участие премьер-министр Сергей Сидорский, первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, руководители министерств и ведомств.

На съезде с отчётом Совета ФПБ о проделанной работе за период после V съезда Федерации профсоюзов, текущих и перспективных задачах и с Программой действий ФПБ на 2010-2015 годы выступил председатель ФПБ Л.П.Козик. В отчётном докладе и выступлениях делегатов съезда были затронуты вопросы социального партнёрства и задачи профсоюзных организаций по быстрейшему преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, единства профсоюзного движения Беларуси, кадровой политики, работы с молодёжью, повышения личной ответственности профсоюзных активистов, работающих на профессиональной основе.

В итоговом постановлении делегаты съезда признали работу Совета ФПБ удовлетворительной, утвердили доклад ревизионной комиссии. Были приняты:

– Программа деятельности ФПБ на 2010-2015 годы;

– Резолюция «О единстве профсоюзного движения Беларуси»;

– Резолюция «О развитии социального партнёрства и задачах профсоюзных организаций по скорейшему преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса»;

– Резолюция «О кадровой политике, работе с молодёжью и повышении личной ответственности профсоюзных активистов, работающих на постоянной основе».

По предложению делегатов съезда Председателем ФПБ избран Л.П.Козик.

В выступлении на съезде Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул значимость профсоюзов для сбалансированного развития общества. Значительное место в выступлении заняли вопросы социального партнёрства, общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, решения проблем села, трудовых ресурсов, заработной платы, пенсионного обеспечения, поддержки семей и малообеспеченных слоёв населения. Делегатами съезда были заданы вопросы А.Г.Лукашенко, сделаны конкретные предложения по решению отдельных проблем (поручительство и залог при получении кредита на строительства жилья, изменения ст. 365 ТК РБ о распространении коллективного договора только на членов профсоюза и т.д.).

По итогам работы съезда Главой государства даны соответствующие поручения:

Совету Министров подготовить предложения:

– по установлению с 1 января 2011 г. размера минимальной заработной платы не ниже минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек;

– до 15 октября 2010 г. о повышении трудовых и социальных пенсий;

– до 1 марта 2011 г. по совершенствованию законодательства о занятости населения в части уточнения обязанностей безработных, усиления мотивации их к скорейшему трудоустройству;

– до 1 марта 2011 г. для стимулирования рождаемости и усиления социальной поддержки семей с детьми;

– в проект президентской программы «Дети Беларуси» пакет дополнений по социальной поддержке детей;

– рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения компенсационных выплат иногородним студентам вузов, ссузов и ПТУ при невозможности их поселения в общежитиях.

Федерации профсоюзов:

– для повышения престижа среди молодёжи рабочих профессий развивать обучение кадров на предприятии посредством наставничества, обеспечить регулярное представление в территориальные органы по труду сведений о наличии свободных ученических рабочих мест для включения их в общереспубликанский банк данных о наличии вакансий;

– повысить эффективность работы правовых и технических инспекций труда;

– активно продвигать идеи социального партнёрства в бизнес-среде, добиваться принятия нанимателем социально ответственных решений в процессе экономической деятельности;

– разработать и реализовать комплекс мер по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины, правил охраны труда, недопущению пьянства на рабочих местах и др.

Съезд стал важным событием в жизни профсоюзов Беларуси.