logo
Гаврилова Л

Музыкально-теоретические представления

сновы античной теории музыки были заложены Пифагором, развиты Платоном, Аристотелем, Аристоксеном и Евклидом. В римский период они были переизложены Плутархом, Павсанием и Птолемеем.

Считается, что греческая музыка (и сольная, и хоровая, и инструментальная) была одноголосной. Тип музыкального мышления греков можно определить кактетрахордно-ладовый.

Основной звукоряд назывался тетрахордом: тетра – четыре, хорда – струна. Тетрахорд – звукоряд, представляющий собой последовательность из 4-х звуков в объеме кварты48. «Тетрахорд – это соответствующее и правильное согласие четырех звуков, расположенных в порядке их позиций» (Мартиан Капелла). Крайние звуки тетрахордов неподвижны, в отличие от подвижных средних. На раннем этапе развития греческой музыки сложилисьтри вида диатонических тетрахордов.Их отличия обусловлены позицией полутона в звукоряде.

Дорийскийтетрахорд – 1т. 1т. ½ т. (e-d-c-h)

Фригийский– 1т. ½ т. 1т. (d-c-h-a)

Лидийский- ½ т. 1т. 1т. (c-h-a-g)

Причем, порядок последования ступеней в звукоряде – нисходящий.

Лады образовывались при помощи соединения двух тетрахордов.

Дорийский лад –e-d-c-h-a-g-f-e

Фригийский лад–d-c-h-a-g-f-e-d

Лидийский лад – c-h-a-g-f-e-d-c

Миксолидийский лад – h-a-g-f-e-d-c-h

Полный звукоряд, использовавшийся в музыкальной практике, образовывал Полную неизменную систему:

тетрахорд тетрахорд терахорд тетрахорд

нижних средних разделенных верхних