27. Культура западноевропейского средневековья
Средние века в истории Западной Европы охватывают период с V по XVI век. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.
Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средние века как на «темные века». Эпоха средневековья ассоциировалась с отсталостью, застоем, жестокостями, кровавыми войнами, отсутствием чего-либо светлого и радостного. Однако история культуры западноевропейского общества в средние века была не столь однозначна и одноцветна.
В отдельных сферах, таких, как: наука, искусство западноевропейское средневековье уступало античности. Однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед.
Наиболее трудным оказался этап раннего средневековья, когда рождался новый, западный мир. Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи после ее раздела (на Западную и Восточную) в 395 году. Решающую роль в этом процессе сыграли варварские нашествия V века. Были утрачены многие важные достижения античной культуры. На территории Западной Римской империи возникли варварские королевства, такие как: королевство вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия). Местное население ассимилировалось с пришельцами. Варвары – новые хозяева Европы – принесли с собой искусство во многом противоположное римскому. Они практически не знали каменной архитектуры, живописи, скульптуры, поскольку в своей кочевой жизни не испытывали в них нужды. У них было широко распространено орнаментально-прикладное искусство. Два стиля было в искусстве: полихромный, т.е. многоцветный стиль и абстрактно-звериный стиль. До 7 века фигура человека в искусстве варваров почти не встречается. Долгое время в варварском искусстве преобладали элементы язычества и идолопоклонства.
С IV по IX вв. произошел переход к «христианскому миру». Христианство составило фундамент всего уклада средневековой жизни Европы. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывало человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.
Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. Если в Византии церковь зависела от сильной императорской власти, то на Западе, напротив, церковь заняла особое положение. Римские епископы, с 4 века именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.
В раннем средневековье появились ереси (особое вероучение). Одним из орудий борьбы с ересью была инквизиция (розыск, церковный суд). Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари и др., которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Несчастных сжигали на кострах. Огромную роль в средние века играло монашество. В начале 13 век возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.
Система образования в Западной Европе оказалась в руках церкви. Уровень преподавания в разных школах и в разные периоды был неодинаков. В 10-11-м веках развитие умственной жизни заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Меньше стало переписываться рукописей. Книг было мало, и стоили они очень дорого. В начале 11 века учебник «Грамматика» стоил столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранялся высокий уровень преподавания. В конце 11- начале 13 в. начинают открываться университеты (Болонский – в Италии, Оксфордский, а затем Кембриджский университеты – в Англии). Средневековая университетская наука называлась схоластикой, то есть школьной наукой. Главная ее задача состояла не в поиске и приращении нового знания, а в школьном усвоении уже накопленого. Схоластика опиралась на церковные авторитеты и недооценивалась роль опыта как метода познания.
Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник – рыцарь. Рыцарство сформировалось к XI веку. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны, и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов. В рыцарской литературе выделим «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», баллады о Робин Гуде. Рыцарская лирическая поэзия достигла вершины в придворной поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца.
Постепенно развивается архитектура. В 10-12 вв., а в Италии и в Германии и в 13 веке господствующим в Европе был романский стиль архитектуры. Здания были четкие и простые, строгие и даже суровые, а иногда и мрачные. Это храм-крепость или замок-крепость с толстыми стенами и узкими окнами и дверями.
Во второй половине 12 века во Франции появляется уже готический стиль в архитектуре, который царил в Европе четыре столетия. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки, и перекрещивающиеся на большой высоте. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Линии сходились где-то там, наверху, в бесконечном пространстве, у престола Бога. Был очень крутой скат крыши. Конус превращается в шпиль. Стены построек стали тоньше, в них появились огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Постройки украшались также скульптурами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом.
В 11-12 вв. во Франции зародилась городская культура. Она была представлена творчеством жонглеров, которые выступали как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.
Зарождается театр. Вершиной средневекового театра принято считать мистерию – духовную драму. Сюжеты брались из Священного писания. В мистерии участвовало, обычно, все население города. Действие продолжалось в течение нескольких дней.
Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок. Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться. Простой народ создал особую смеховую культуру (всеобщее веселье на праздниках, карнавалах: шутки, игры, взрывы смеха).
По мере развития готики меняются и костюмы. Дамы начинают изощряться в головных уборах: их шапки растут, достигая невозможной высоты, а платья делаются настолько длинными, что в них невозможно ходить. Для ношения шлейфов потребовались прислужницы. Появились вуали. У мужчин стало модным носить в волосах страусовые перья.
В целом культура западноевропейского средневековья, при всей неоднозначности ее содержания, занимает достойное место в истории мировой культуры.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.