logo

9.2.Реформы государственного управления при Петре I.

С 1704 г. стал действовать кабинет Петра I во главе с кабинет - секретарем. Кабинет выполнял функции личной канцелярии царя. В 1711 г. был образован высший правительственный орган – Сенат, в компетенцию которого входили судебная деятельность, финансовый и налоговый и административный контроль. Реформа 1722 г.превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Органом надзора за деятельностью администрации при сенате стал институт фискалов. А в 1722 г. контролирующим функции Сенаты были увеличены с учреждением должности генерал – прокурора при Сенате, которому были подчинены фискалы и прокуроры при коллегиях.

В 1717 – 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли 13 коллегий, созданные строго по отраслевому принципу, что создавало более высокий уровень централизации. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и претендента, коллегии руководствовались четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент 1720 г.,представлявший собой устав деятельности государственных коллегий канцелярий и контор. Новый закон «Табель о рангах» (1722) разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов чиновников. В «Табели о рангах» профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на 8 затем на 11 губерний во главе с губернаторами, сосредоточившими в своих руках административную, судебную и военную власть. Губернии делились на уезды, возглавляемые комендантами. В ходе второй областной реформы 1719 г. сложилась трехзвенная система управления: уезд – провинция – губерния. В ходе нее территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций.

В 1718 – 1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления – магистраты. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат.

Сложившаяся к концу I четверти судебная система была представлена в следующем порядке: нижняя инстанция (провинциальные и городовые суды); вторая инстанция надворные суды, созданные в 5 губерниях; третьей, еще более высокой инстанцией была Юстиц-коллегия; четвертой (высшей) – Сенат.

В период с 1699 – 1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной.

Воля монарха в государстве признавалась единым юридическим источником закона, ему принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, сами законодательные акты издавались или монархом, или от имени Сената. А после создания в 1721 г. Синода, государственного ведомства, управлявшего делами православной церкви, монарх также превратился в юридического главу церкви, т.к. решал все вопросы организации церкви и назначал иерархов.