Магический обряд. Пантомима.
го первичной формой (чисто подражательной по своей сущности) быланатуральная пантомима.Она включала в себя следующие элементы:
пластическое действо (телодвижения, жестикуляция имитирующего характера);
мимику, воспроизводившую чувства страха, боли, радости, окрашенные ритмозвуковыми элементами.
В дальнейшем магические действия были упорядочены в определенные обряды (обряд -совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции), организованные в соответствии с ритуалом(ритуал - порядок обрядовых действий).
Таким образом, фундаментом искусства является ритуально-магическая деятельность первобытного человека.Она стала необходимой частью жизни коллектива племени. С ее помощью решалась важнейшаяпрактическая задача: освоение мира, овладение труднодоступным предметом.Первобытный человек сделался искусным в силу необходимости, прежде чем стал художником по склонности (Ю. Бореев).
Помимо магических ритуалов, существовали обряды погребения, свадьбы, инициации (посвящение подростков во взрослые члены племени).
Следовательно, можно выделить две формы искусства, складывающиеся в первобытной культуре:
Ритуально-магические обряды.
Бытовые песни и обряды (колыбельные, погребальные, трудовые, военные, охотничьи, свадебные и т.д.), сохранившиеся в фольклоре до наших дней.
Обрядовая деятельность повторяема, циклична и приурочена к определенным практически важным событиям. Слово в обрядах выступало в единстве с интонацией, пластическими движениями и подражательными действиями. В этом проявляется музыкально-поэтически-хореографически-театральный синкретизм.
В синкретическом единстве постепенно каждый элемент накапливал свою собственную индивидуальную выразительность. В музыке это было связано с развитием ее основополагающего момента – интонации.
На пути развития музыкальной деятельности человечество прошло три этапа:
имитация звуков природы (звукоподражание);
рождение качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звукотона - искусственная интонационная форма – предельно условная (повторение одного звука с минимальными отступлениями от него вверх и вниз);
интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух или трехзвучных интонаций; формирование зафиксированных, закрепленных сознанием ритмо-интонационных сопряжений соседних музыкальных тонов.
Многократное повторение одной и той же интонации - попевки можно объяснить гипнотизирующим воздействием пения (и всего обряда в целом), желанием подчинить воле поющего объект, на который заклинание направлено.
Необычайно важна в магических ритуалах роль ритма- именно благодаря ритму коллектив объединялся в единое целое. Не случайно самымиранними видами музыкальных инструментовв первобытном обществе являлись разнообразныеударные инструменты– колотушки из дерева, деревянные и глиняные барабаны, затем стали использовать для барабанов шкуры животных. При раскопках на Украине был найден древнейший музыкальный ударный инструмент из костей мамонта, предназначенный для извлечения шумовых и ритмически организованных звуков. При раскопках палеотических поселений во Франции, Чехии, Словакии, Венгрии были обнаружены музыкальные инструменты типа флейт и свирелей (костяные и тростниковые флейты).
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium