23. Культура древней Японии
На формирование этнической психологии японского народа повлияло особое географическое положение Японии.
Страна восходящего солнца расположена на 4 тысячах островов, омываемых Тихим океаном и морями, из них: 4 крупных: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Имеет 150 вулканов, из которых 40 действующих. Японию ежегодно потрясает около 1,5 тысяч землетрясений, через ее территорию проходит 10-15 тайфунов, убытки от которых нередко более значительные, чем от землетрясений.
Япония – страна гор, занимающих 80% территории всей страны. Здесь нет важнейших собственных природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Здесь сильная тропическая влажность и недолговечность вещей. Японцы живут на земле, которая постоянно движется, угрожает, разрушает. Спасает японцев красота.
Природные условия оказали немаловажное воздействие на формирование эстетических критериев японского народа. Природа Японии разнообразна и красива, однако в ней сочетаются и мягкость, и жесткость.
У японцев ярко выраженный тип восточного менталитета. Основа японского национального характера – развитое эстетическое чувство и чувство гармонии. Именно культ красоты помогает воспитывать такую личность, которая в состоянии преодолевать экстремальные условия географической среды, дефицит природных ресурсов.
Становление психологического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических идеалов происходило в древности.
Древняя японская культура охватывает период IV тыс. до н.э. – I тыс. н.э. В ней выделяют следующие периоды:
IV тыс. до н.э. – 3 в. до н.э. – каменный век. Это культура Дзёмон – культура охотников и собирателей.
3 в. до н.э. – 3 в. н.э.- бронзовый век. Это культура Яёй - аграрная культура.
4-6 вв. н.э. – культура Кофун (курганов) - железный век.
IV тыс. до н.э. – 3 в. до н.э. – каменный век. Это культура Дзёмон – культура охотников и собирателей. Древнюю японскую культуру изучают по найденным керамическим изделиям. Исследователи считают, что самые ранние сосуды вылеплялись из глины. Глиняные жгуты накладывались спиралью, получалась форма. Форму перед обжигом обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла след – отсюда и название дзёмон – «след веревки». Были и каменные фигурки – догу, изображающие богинь плодородия.
Во втором тыс. до н.э. в керамике наблюдается «звериный стиль». Горшки и урны с 2-мя, 4-мя, 1-м ушком-ручкой с изображением змей, лягушек и прочей живности ритуально-тотемного характера. Глиняные фигурки этого периода напоминают деревянные фигурки и маски тихоокеанских культур.
В середине I тыс. до н.э. керамика превосходной техники обжига и качества декора. Керамические сосуды слишком причудливы по форме и непонятно их практическое применение. Появляются и глиняные статуэтки, изображающие людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа «снежных очков». Даже фигурки обезьян изображались с такими же глазами. При раскопках находят много фигурок типа «космонавт»: например, «треугольная» женщина с круглой головой или в треугольном шлеме.
От эпохи Дзёмон остались некоторые образцы «каменного творчества: лососевые камни» (на которых нарисована рыба), и рисунки на стенах пещер. Аналогичные «лососевые камни» находят в районе оз. Байкал, в Сибири. Происхождение и байкальских, и японских образцов связано с обычаем жертвоприношения богам в надежде на богатый улов рыбы. Исследователи прослеживают связь древнего японского народа с азиатским материком. Япония неотделима от Евразии. Культура Дзёмона несет отпечатки столкновений различных евразийских, полинезийских, центрально-американских и иных неведомых влияний.
Культура бронзового века – Яёй ( 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В это время развивается рисосеяние, скотоводство, рыболовство. Появляются изделия из меди, бронзы, новые типы глиняных сосудов. По мнению большинства исследователей, культура Яёй возникла под влиянием племен Корейского полуострова, которые мигрировали на Японские острова в результате «Великого переселения народов» Центральной и Восточной Азии. Предполагают также, что в этот процесс были вовлечены и какие-то представители южно-китайской культуры. Эта миграция из Китая распространялась на Западную Японию и Южную Корею, объединив их в единый культурный комплекс.
В эпоху Яёй создавались бронзовые мечи и копья, бронзовые колокола, зеркала из бронзы. Люди Яёй рассматривали бронзовые предметы как драгоценные и использовали их в ритуальных целях. Даже мечи и копья имели ритуально-магический смысл.
Керамика Яёй – вазы, чаши, кувшины, блюда и кубки была изготовлена на гончарном круге и обожжена при высокой температуре. Керамика этого периода отличается легкостью, простотой и функциональностью форм, графической ясностью строгих геометрических узоров – полос зубчатых и волнистых линий.
В эпоху Яёй в японской духовной культуре появляется представление о двух первоначалах мира – инь, ян; о первоэлементах – огонь, вода, дерево, металл, земля. Почитались силы природы. Появились мифы. Мифологическая система получила название синто (путь богов). Спустя много веков, мифы были систематизированы в летописно-мифологические своды «Кодзики» (712 г.) – записки о делах древности и «Нихонги» (720 г.) - японские хроники. В них много заимствовано из китайской мифологии и философии.
Родоначальниками всего сущего японская мифология считает божественных супругов Идзанати и Идзанами. От них произошла триада великих богов: Аматэрасу – богиня солнца, Цукиёми – богиня Луны и Сусаноо – бог водной стихии и бури. В мифах рассказывается об устройстве мира, соперничестве богов, сошествии на землю одного из потомков ставшего предком всех людей (Ниниги). В мифах нет ни одного описания борьбы человека с силами природы.
Божественным предком японцев считается Ниниги – внук Аматэрасу. Богиня солнца дала своему внуку: зеркало, меч и яшмовое ожерелье. С незапамятных времен японцы знают, что это три символа японского народа, японской культуры, японской государственности. Они передавались о поколения к поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства.
Яшма – это древнейший символ идей синто.
Зеркало – выражает идеи дзэн. Это символ чистоты, самоуглубления.
Меч – это эстетика самурайства, искусство меча и смерти.
Синто, дзэн и бусидо – это три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности.
4-6 вв. н.э. – культура Кофун – культура курганов. Это время сооружения гробниц-курганов, достигающих иногда колоссальных размеров. Курганы представляли собой большие искусственные острова, окруженные рвами с водой. Их внешние очертания в виде круга или замочной скважины (символ союза солнца и земли). Это было в период создания первого сильного государства из союза племен Ямато. Гробница Минтоку (5 в.н.э.) по площади превосходит пирамиду Хеопса. Вблизи, окруженная подковообразным водоемом, она кажется созданной самой природой. Останки царей помещались в подземную камеру внутри холма в каменном или керамическом саркофаге. Стены саркофагов и камер покрывались графическими узорами с космогонической символикой. 4-6 вв. н.э. – время расцвета погребальной пластики - ханифа. Полые внутри керамические фигурки (от 30 см до 1,5 м. высотой) составляли своеобразный посмертный эскорт правителя. Это были воины, жрецы, слуги, крестьяне, животные, птицы, кони, петухи. При передаче тела и конечностей пропорции не соблюдались. Было высоко развито художественное мышление. С оформлением царских погребений связано быстрое развитие декоративных ремесел.
Вооружение, конская сбруя, предметы личного украшения, найденные при раскопках совершенно идентичны с аналогичными предметами конных народов Северо-Восточной Азии, населявших Монголию и Северный Китай. В 3-5 вв.н.э. в свою очередь эти племена были частью конгломерата «конной культуры» скифского типа, простиравшейся от Алтая на запад, до Венгрии, и на восток. Видимо, люди Поздних курганов были носителями сильно китаезированной конной культуры. Можно сказать, что Япония стала крайней восточной границей распространения общеевразийской конной культуры. Развивается шелководство и ткачество, производство оружия, керамики, украшений.
На культуру Японии значительное влияние оказал Китай. Японией был усвоен весь художественный язык и мировосприятие Китая. В Японию ввозились произведения китайского искусства подобно тому, как в Древний Рим ввозились памятники из Греции. Японцы посылали своих детей учиться в Корею и Китай.
В китайских и корейских источниках говорится о тесных торговых контактах с Ямато. Собственной письменности у японцев не было. Создана она была посредством заимствования китайских иероглифов. Только читали их по-японски. С течением времени сложные иероглифические знаки упростились – их сокращали, а затем каждый символ стал соответствовать не слогу, а звуку.
Уже с IX века влияние китайской культуры стало ослабевать, и китайские формы заполнялись японским содержанием.
Таким образом, в древности происходило становление психологического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических идеалов. Были заложены традиции и каноны японского средневекового и нового искусства.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.