logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

Периодизация истории и культуры Древнего Китая:

  1. разложение первобытно-общинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (18-12 вв. до н. э.). Государство Шан-Инь.

  2. Древний Китай 11-3 вв. до н. э. Государство Чжоу. С 5 по 3 в. до н. э. была эпоха «борющихся царств».

  3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь 3 в. до н. э. (221-207 гг. до н.э.)

  4. Империя Хань 3в. до н. э. – 3 в. н. э. (207г до н. э. – 220 г. н. э.)

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Китайская культура, в отличие от индийской, более прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. У китайцев на первом месте деньги. Китайцы считают, что в следующей жизни они будут жить также богато, как и в этой. Поэтому китайцы трудолюбивы, стремятся разбогатеть. Велика роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

1. Среди ранних городов-государств исключительное место занимает раскопанный в районе г.Аньяна «Великий город Шан» с водопроводом в аристократическом квартале. Это было ранне-рабовладельческое государство Шан-Инь. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: строительство городов, применение бронзы и появление письменности. Образцы иньской письменности расшифрованы. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Для письма использовались также деревянные планки. Правитель иньцев носил титул «ван». Интерес представляют иньские погребения. Найдены крупные гробницы правителей и их ближайших родственников. В центральной погребальной камере площадью 400-500 м2 и глубиной 10 м помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один – внутренний. В гробницу клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты и др.

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано чжоусцами из государства Чжоу (северо-западный Китай). Чжоусцы быстро переняли у иньцев технику бронзового производства, письменность. В Чжоу был двуединый культ верховного божества Неба и сына Неба.

2. Примерно с 6 в. до н. э. появляются древнекитайские мифы. Они подразделяются на несколько групп:

  1. космогонические мифы (природа возникла из состояния первоначального хаоса. Хаос делят на два первоэлемента – ян (мужское начало) и инь (темное начало). Из них возникли неодушевленные вещи и живые существа.

  2. мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Два основных бедствия: наводнение и засуха.

  3. мифы о древнейших героях. Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных.

  4. мифы о первопредках.

Эпоха Чжоу – «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ускоряется развитие научных знаний. Эта эпоха считается золотым веком китайской философии. В этот период складываются основные философские течения – конфуцианство, даосизм.

3. В III в. до н. э. усиливается царство Цинь. Путем многолетних войн и завоеваний оно подчинило себе все остальные царства и создало единую Циньскую империю. В 221 г. до н. э. император Цинь Шихуанди осуществлял реформы, направленные на укрепление и объединение страны. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов, единая денежная система с золотыми и медными монетами. Это способствовало развитию торговых связей. Цинь заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от набегов кочевников – гуннов – он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в 4 в. до н. э. Так начинает создаваться Великая китайская стена. Во времена империи Цинь протяженность стены достигла 700 км. Великая Китайская стена строилась более 1000 лет. Ее протяженность 4 тыс.км, а с ответвлениями – более 6 тыс. км. На постройку китайской стены сгонялись земледельцы, ремесленники и рабы. Некоторые бежали, поднимали восстания. Во время восстания был свергнут Цинь Ши Хуан и вождь повстанцев Лю Бан стал правителем. С него начинается династия Хань (207 г. до н.э.).

4. Во времена империи Хань была развита торговля. Появился Великий шелковый путь, связывающий Китай со многими странами Запада. Из Китая вывозили шелк, ковры, железо, фарфор, пряности и др. Восстания ослабили рабовладельческий строй в Китае. В 220 г. н. э. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

В древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов (18 тысяч). Была развита наука. Был изобретен прибор, отмечавший землетрясения. В 28 г. до н. э. китайские астрономы открыли пятна на солнце. Был создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа. Китайцы научились изготовлять бумагу, а до этого писали на шелке. В медицине был развит метод иглоукалывания.

Изобразительное искусство Китая относится к древнейшим в мире. Керамические сосуды, блюда, амфоры, чаши украшались сложными геометрическими узорами, знаками-символами с изображением животных. В ханьскую эпоху строились дворцы. Китайская архитектура отличается национальным своеобразием. Крыши зданий имеют характерный изящный изгиб. Была развита портретная живопись. В целом, в китайском искусстве традиционными остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Так, часто изображаемая на полотнах сосна, символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, утонченность и слабость, орхидея – простоту и благородство, бамбук – душевную чистоту. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых.

Китай – страна древней музыкальной культуры. Уже в 1 в до н. э. В Китае было известно более 80 музыкальных инструментов.

Одним из древнейших видов зрелищного искусства, история которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий, была акробатика.

Культура Древнего Китая почти без изменений просуществовала до XVII века н. э.

Религия. Характер самой ранней религиозной системы в Китае остается неясным и является предметом споров. Крестьяне обожествляли силы природы. А у высших китайских слоев менталитет был другой. Не было:

Не было церковной организации, жрецов, догматов. В некотором смысле можно сказать, что древнекитайской религии не существовало вообще. Эквивалентом отсутствующей официальной религии стали аристократическая этика и ритуальная церемония. Высшим сакральным авторитетом для аристократии было всемогущее, но недоступное Небо. Ритуально-этическая связь с Небом осуществлялась императором (ваном). Император был сыном Неба и также являлся высшим носителем дэ – добродетели и благодати. Небо – высший судья. Он также вручает мандат на управление Поднебесной. Свою страну Китайцы называли Поднебесной, а вана - ее владыкой.

В середине I-го тыс. до н. э., в Древнем Китае появились конфуцианство и даосизм. Сначала это были философские школы, а во 2 веке н. э. превратились в религию.

Конфуцианство регулирует социальные отношения с помощью культа предков. Уважение к своим предкам подразумевает и уважение к существующему социальному порядку. Развита социальная, ритуализированная этика. Она сформировала облик традиционной китайской культуры. Раннее конфуцианство говорило об изначальной доброте человеческой природы.

В древнекитайской цивилизации был культ образованности и грамотности. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования. Для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

Даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у-шу.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Культура Древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.