46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
За годы войны Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней и 30 % национального богатства страны.
Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня. Этому способствовали самоотверженный труд людей, а также максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет “экономии” на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германии (4,3 млрд. долларов). В 1949 г. в максимально короткие сроки в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 г. — водородная.
Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина, 22,4 % колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Жили крестьяне главным образом за счет своего приусадебного участка. Они не имели паспортов, поэтому не могли покинуть деревню. За невыполнение нормы трудодней им грозила судебная ответственность. Поэтому не случайно к 1950 г. деревня только приблизилась к довоенному уровню.
Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы (а Западная Европа получила по плану Маршалла от США 13 млрд. долларов) и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня. К тому же в 1946 г. в результате сильной засухи страну постиг голод. Отмена карточной системы в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по широким массам. Многие товары продавались по коммерческим ценам и были для них недоступны.
После смерти Сталина Председатель Совета Министров Маленков предпринял попытку проведения нового экономического курса, выразившегося в перенесении приоритетов с тяжелой промышленности на легкую и на сельское хозяйство, жилищное строительство. В сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, а также распашка целинных и залежных земель.
Однако после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в надежде на быструю отдачу. Отвергнут был и курс на существенное перераспределение капиталовложений между отраслями в пользу отраслей группы “Б”. Но различия в экономической политике Маленкова и Хрущева не могли быть кардинальными в рамках существующего режима.
В 1954 г. было принято решение, направленное против разбухания управленческих штатов, ведомственности, бюрократизма. Было упразднено 200 главков и отделов министерств, десятки трестов, сотни снабженческих организаций.
В 1956 г. с целью децентрализации ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий. Политику децентрализации венчала реформа 1957 г. по ликвидации отраслевых министерств и созданию территориальных советов народного хозяйства (совнархозов). Однако реформа не внесла качественных изменений в условия хозяйствования.
В целом в середине 50-х — начале 60-х годов развитие основных отраслей народного хозяйства было динамичным. В 1956— 1958 гг. темпы развития промышленности составили 10—15 %. В годы семилетки (1959—1965 гг.) удвоились основные промышленные фонды. Но вместе с тем снизились темпы развития легкой и пищевой промышленности. Это было связано с отставанием сельского хозяйства. Сыграли роль нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников, ограничение подсобного хозяйства, волюнтаризм в управлении.
В социальной сфере были крупные позитивные сдвиги: рост заработной платы и потребления товаров. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки на 40 %.
Таким образом, реорганизации середины 50-х — начала 60-х гг. отвечали назревшим потребностям. Объективно они были натравлены на ослабление командно-административной системы. Но в то же время они не предусматривали ее радикального преобразования. Менялись лишь формы функционирования этой системы, но существо ее оставалось незыблемым.
В середине 60-х гг. специалисты и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. Новое руководство во главе с Брежневым вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.). Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Сокращалось число директивно планируемых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно был восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Реформа дала импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако будучи непоследовательной и выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается.
В 70-е гг. происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации (т.е. застою). От восьмой (1966—1970 гг.) к одиннадцатой (1981—1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта.
Особенно неблагоприятно выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики. Развитые страны Запада переходили в 1970—1980-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализацией потребления.
В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был “осязаемый” капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание “традиционных отраслей” (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т. д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология). СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный характер развития советской экономики резко ограничивал возможности решения социальных задач. Доля средств, шедших на социальные нужды, из-за нараставших экономических трудностей, продолжавшейся концентрации средств в тяжелей и военной промышленности, снижалась. С начала 70-х гг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность.
Конечно, в годы “застоя” произошел сдвиг в повышении благосостояния советских граждан. Таким образом, начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции
- 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
- 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
- 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
- 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры
- 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада
- 5. Роль религии в становлении государственности и культуры
- 7. Удельный период в истории России (XII-xvIвв.)
- 8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Запада и Востока (XIII в.)
- 9. Башкортостан в IX-XV вв
- 10. Культура Древнерусского государства
- 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-xvIвв.)
- 12. Эпоха Ивана Грозного
- 13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в
- 14. Внешняя политика России в XVI-XVII в
- 16. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей
- 17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления
- 15. Присоединение Башкирии к Русскому государству
- 18. Социальная и экономическая политика Петра I
- 19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
- 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
- 21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в
- 22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский м.М., Новосильцев н.Н
- 23.Общественные движения в России в первой половине XIX в
- 24. Соц.-экон. Развитие России в первой половине XIX в. Кантонная система управления в Башкортостане
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
- 26. Реформы 60-70-х годов XIX в. И их историческое значение
- 27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)
- 28. Внешняя политика России во второй половине XIX в
- 29. Экономическая политика с.Ю. Витте и аграрная реформа п.А. Столыпина
- 30. Революция 1905-1907 гг. В России и ее особенности
- 31. Внешняя политика России в конце XIX -начале XX вв
- 32. Образование политических партий в России (конец XIX— начале XX)
- 33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
- 34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 35. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
- 36. Октябрьская революция и установление Советской власти
- 37. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
- 38.Образование автономии Башкортостана
- 39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
- 40. Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.)
- 41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
- 42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
- 43. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- 44. Итоги и уроки мировой и вов. Вклад Башкортостана в Великую Победу
- 45. Общественно-политические процессы в ссср в 1945 - 1984 гг
- 46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
- 47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг
- 48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
- 51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)
- 52. Башкортостан в конце хх-хх1 в