II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
Эгейская или крито-микенская культура сформировалась на острове Крит, на юге Балканского полуострова (на Пелопоннесе), на островах Эгейского моря и на Западном побережье Малой Азии и развивалась в III-II тыс. до н. э.
В ходе раскопок в последней трети XIX века на острове Крит и на материке (на Пелопоннесе) были обнаружены самые древние остатки греческой цивилизации. Источником для поисков послужили мифы. Немецкий археолог Генрих Шлиман ещё в детстве прочитав Гомера “Илиаду” и “Одиссею”, увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события – чистая правда, что Троя и Микены – это реальные города, а не выдумка. Г. Шлиман прошёл долгий и тяжёлый путь к цели. После многих неудач ему посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашёл “священную Трою” и бесценный клад, состоящий из нескольких тысяч золотых предметов – украшений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам на Балканах (пол-в Пелопоннес). Он искал древние города Микены и Тиринф. Эти города упоминались в поэме Гомера. И здесь Шлиману посчастливилось. Археологи не только раскопали Микены, но и открыли царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших, и сохранившие черты портретного сходства. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода.
Параллельно с раскопками Г.Шлимана английский археолог Артур Эванс вел раскопки на о.Крит., в ходе которых была открыта миру архитектура и живопись Кносского дворца-лабиринта. Площадь этого дворца составляла 16000 м2, 300 помещений. А.Эванс поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта.
Очень интересна культура о. Крит.
Остров Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе. Он расположен на одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья и в древности культура Крита испытала на себе влияние разнородных культур (Ближнего Востока, Египта, Месопотамии; Балканской Греции).
Еще Гомер указывал, что на Крите было более 90 городов. Города на Крите боролись между собой. Среди них выделялся г. Кносс.
Мощь Крита простирала свое влияние и на материк. При царе Миносе в Кноссе был построен дворец-лабиринт. Этот дворец заставляет вспомнить греческий миф о лабиринте, легенду о Тесее и Минотавре. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. По его приказу был построен подземный лабиринт, и никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр – полубык-получеловек, рожденный женой Миноса от быка, подосланного Посейдоном. Афиняне платили Миносу дань. Каждый год (или раз в несколько лет) они посылали на съеденье Минотавру 7 юношей и 7 девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из лабиринта с помощью клубка ниток. В древних мифах не все вымысел.
Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в Кносском дворце позволяет составить наиболее полное представление о Критской цивилизации периода ее наивысшего расцвета. В Кносском дворце была хорошо продумана система вентиляции и освещения, водопровод и канализация.
Стены Кносского дворца-лабиринта были покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились до нашего времени. Искусство Крита сходно с египетским. Фигуры людей изображались по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. В кносском дворце обнаружены фрески с изображением растений, птиц, осьминогов. В тронном зале на стене изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост, поднятый кверху, и оканчивающийся завитком. Они окружены цветущими лилиями и кажутся не чудовищами, а беспечными обитателями райского сада, и производят другое впечатление, нежели суровые и грозные египетские сфинксы. Встречаются изображения быка мирно пасущегося, разъяренного, летящего галопом. Бык - бог разрушительных сил природы, землетрясения. На Крите был распространен культ быка.
Археологами найдены великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, сосуды из камня в виде головы быка, ювелирные изделия: золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Критская письменность до сих пор не расшифрована.
В середине XV в. до н. э. Крит достиг наивысшего могущества. И в это время в центре Эгейского моря на о.Ферра произошло грандиозное извержение вулкана, а затем сильное землетрясение. Следы цивилизации найдены на морском дне. Катастрофа постигла и остров Крит. Гибель цивилизации – понятие относительное. Оставшиеся в живых стали перебираться в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет. Оставшиеся на Крите вновь начали строить дома, дворцы. Но их творения так и не обрели былой красоты и совершенства. Постепенно следы катастрофы исчезли, и на Крит с Балкан стали проникать ахейцы. Но ахейский Крит так и не достиг былого могущества.
После катастрофы на Крите центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова (на Пелопоннес), где жили ахейцы. Главным очагом культуры теперь становится г. Микены. Микенская цивилизация стала вести завоевательную политику. Создается морская держава, развивается кораблестроение, торговля со странами Востока. На Эгейских островах ахейцы-микенцы встретились с сильной державой – Троей. Война с Троей длилась 10 лет. Греки хитростью захватили и уничтожили этот город, что привело к возвышению Микен. Микенцы многое позаимствовали у критян, но их культура отличалась своеобразными чертами. В Микенах архитектура была не дворцовая, а оборонная, с мощными оборонительными сооружениями (высота стен 7,5 и толщина 4,5 м.). Микенская цивилизация оставила после себя кубки, великолепно украшенное оружие, золотые маски из шахтовых гробниц, письменность, которая была расшифрована в 1953 году. Они говорили на греческом языке, только более архаичном.
На рубеже XII-XI вв. до н. э. ахейцев потеснили греческие племена – дорийцы. Дорические племена передвигались с севера Балканского полуострова, со своих мест, на юг. Дорийцы оказались сильнее ахейцев в военном плане и заняли весь Пелопоннесский полуостров, остров Крит и другие острова. В Пелопоннесе они основали г. Спарту. Новые хозяева находились на стадии родового строя, и произошёл шаг назад в общественном и культурном развитии древних греков. Так наступил следующий этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который называется гомеровским, по имени слепого певца Гомера.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.