logo
ИВС Нов

Культурная политика советской власти и ее противоречия (1953-1964гг.)

«Оттепель» привела к серьезным изменениям в духовной жизни общества. Заметно ослабел идеологический пресс на творческую интеллигенцию, культура перестала быть синонимом идеологии. Были оправданы многие деятели культуры (В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.И. Катаев). Стали издаваться произведения ранее запрещенных авторов (И.Э. Бабеля, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.М. Зощенко). В литературе и искусстве появились имена молодых авторов (А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко). Складывается новое поэтическое течение - авторская песня, признанными лидерами которого были Б.Ш. Окуджава и А.Я. Галич. Стали выходить новые журналы («Юность», «Наш современник», «Москва», «Нева», «Иностранная литература»). Огромную популярность приобрел в эти годы журнал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. В творчестве многих авторов советская действительность стала изображаться честно, без прикрас (В. Овечкин, Ф. Абрамов, В. Дудинцев, А. Солженицын, В. Шукшин и др.). Положительные изменения происходят в киноискусстве: растет число снятых фильмов, в кинематограф приходят молодые, талантливые актеры, появляется интеллектуальное кино. В историю мирового искусства вошли снятые в эти годы такие фильмы, как «Тихий дон», «Летят журавли», «Идиот» и др. В Москве был открыт новый театр «Современник», основу труппы которого составили выпускники школы-студии МХАТ (О. Табаков, О. Ефремов, Г. Волчек и др.). Эти изменения породили культурный феномен «шестидесятников», которые стали главными носителями в обществе идей десталинизации и обеспечили им общественную поддержку.

Но общ-о в процессе демократизации стихийно пошло дальше, чем это было разрешено сверху. Стремление нек-рых представителей интеллигенции углубить дозированную критику культа личности Сталина вызывало раздражение партийного руководства, которое само было продуктом той эпохи и соучастником сталинских злодеяний. За попытку переосмыслить историю КПСС к различным срокам тюремного заключения (от 6 до 10 лет) были приговорены несколько студентов и аспирантов исторического факультета МГУ. К длительному сроку тюремного заключения были приговорены два молодых ленинградских историка за написание и распрост-ние комментариев к «секретному» докладу Н.С. Хрущева. Конечно, масштаб этих репрессий несопоставим с репрессиями сталинских времен, но и они противоречили провозглашенному курсу на соблюдение законности и демократизацию. Н.С. Хрущев и его окружение по-прежнему вмешивались в творчество работников искусства, навязывая им свое некомпетентное и категоричное мнение. В 1958 г. был подвергнут травле талантливый советский писатель Б.Л. Пастернак за роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы. Его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Доведенный до отчаяния, он умер. 1 декабря 1962 г. Хрущев устроил разнос художникам-абстракционистам, приказав уничтожить их выставку бульдозерами.