XVIII--XIX веков.
Несмотря на то что от времен Мономаха до времен Радищева прошло семь
столетий, русская феодальная деревня изменилась очень мало. Прошедшие века
поступательного развития феодальной формации сказывались на эволюции города,
росте культуры феодалов, но деревня оставалась почти на прежнем уровне,
являясь воплощением той рутинности, о которой писал Ленин. По-прежнему
пахали сохой и простым плугом, применявшимся еще в Киевской Руси, сеяли те
же злаки, разводили тех же животных, жили в таких же курных избах,
освещаемых лучиной, ходили в домотканых одеждах, украшенных умелыми руками
женщин. Даже зерно во многих деревнях мололи еще на ручных жерновах древнего
типа. Феодализм рос и развивался за счет крепостного крестьянства, почти
ничего не давая ему на протяжении целого тысячелетия.
Отличием деревни XI--XII веков от более поздней было то, что
христианская церковная организация еще не проникла в нее. В деревне
по-прежнему господствовали старые языческие обряды; над умершим насыпали
высокие курганы, а кое-где, как в лесной земле вятичей, совершали еще обряд
трупосожжения. Впрочем, церковную десятину, налог в пользу епископа,
вероятно, платили и христиане, и язычники.
Крестьянство эпохи Киевской Руси было очень многообразно по степени
своей свободы или зависимости. Были в глухих местах, куда еще не заглядывали
ни боярские, ни княжеские "рядовичи", совершенно свободные крестьяне, не
знавшие никаких форм подчинения отдельных крестьянских семей, приобретавших
хозяйственную независимость от рода, но еще не окрепших, неустойчивых и
легко попадавших под временную или постоянную власть более крупного (а
следовательно, и более устойчивого, экономически сильного) землевладельца. С
рождением такого земского боярства должна была кончиться крестьянская
свобода. Никакие источники не говорят нам об этом глубинном процессе; о нем
можно только догадываться.
Одной из сравнительно легких форм крестьянских повинностей был оброк,
или повоз, -- уплата натурой, частью ежегодного крестьянского дохода. Более
тяжелой формой была барщина, необходимость работать не на своей, а на
господской пашне или строить господину замок, город, хоромы. В те времена
личное, феодальное тесно переплеталось с государственным и не было еще
строгого разделения государственного налога и феодальной ренты, а каждый
феодал -- князь, боярин, игумен -- по-своему определял норму эксплуатации.
Крестьян обычно называли смердами, хотя этот термин и не вполне ясен.
Возможно, что он означал не деревенское население вообще, а лишь зависимых
от князя (и боярина?) крестьян. Применялся и более неопределенный термин
"люди". Лично несвободное население называлось холопами и рабами. Временно
несвободные люди, попадавшие в долговую зависимость за "купу" (ссуду),
назывались закупами. Их положение было несравненно более тяжелым, чем
положение смердов, так как закуп часто должен был работать на господском
поле, очевидно под присмотром, и жить на дворе того, кто дал ему купу.
Отлучиться со двора он мог только с разрешения господина по особо важным
делам (поиски денег, жалоба).
У крестьян существовала круговая порука: если, например, около какой-то
деревни находили мертвое тело, а убийца не был найден, то штраф
распределялся между всей "вервью". Вервь -- первоначально родовая, а
впоследствии соседская община; она могла охватывать и несколько деревень. Мы
не знаем точных соответствий, но можно думать, что погост и был центром
верви.
Жизнь древнерусского крестьянина была нелегкой не только потому, что
трудна была его борьба с природой, но и потому, что развивавшиеся феодальные
отношения всей своей тяжестью ложились на крестьянство. Помимо той доли
труда и отчуждаемого крестьянского продукта, которая шла на общественно
полезные функции государства (постройка оборонительных линий, прокладка
дорог, строительство городов), много тратилось на княжескую роскошь, на
бессмысленные усобицы.
Произвол княжеских и боярских сборщиков налогов и штрафов был велик; их
аппетиты -- безграничны. Только классовая борьба, только вооруженные
выступления смердов могли положить предел их притязаниям. Судя по грозным
статьям "Русской Правды", смерды в XI веке упорно отстаивали свои права и с
оружием выступали против княжеской администрации.
Буржуазные историки долгое время не могли выяснить истинную сущность
древнерусского города. Одним город представлялся небольшим административным
центром, другим -- пестрой торговой ярмаркой, а третьим -- только военной
крепостью. Советские археологи организовали широкие раскопки в таких
городах, как Киев, Чернигов, Переяславль, Новгород, Псков, Смоленск, Москва,
Владимир, Рязань, Минск, Полоцк.
В результате многолетних работ раскрылся подлинный облик древнерусских
городов. Типичным следует считать сочетание в городе следующих элементов:
крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного
управления, церквей. По количеству населения на первом месте стоят, конечно,
ремественники -- мастера различных специальностей: кузнецы, гончары,
плотники, строители, мастера золотых и серебряных дел. Всего в крупных
городах можно насчитать свыше сотни различных специальностей. Специализация
ремесла шла по чисто средневековому принципу -- не по материалу, а по
готовому изделию. Щитнику, например, нужно было уметь и ковать сталь, и
делать деревянную основу щита, и оснащать его кожаными ремнями. Седельник
знал кожевенное дело, но должен был уметь ковать стремена и чеканить
узорчатые накладки на седельные луки.
Ремесленники селились группами по сходству профессий. Так
образовывались целые районы и улицы города: Гончарский конец (Новгород),
Кожемяки (Киев), Щитная улица (Новгород) и т. д.
Дома ремесленников были несколько крупнее, чем деревенские хаты, так
как нередко жилище совмещалось с мастерской. В некоторых городских домах
встречены даже дымари -- вытяжные трубы, стоящие рядом с печью и выводящие
большую часть дыма. Бытовая утварь горожан была несколько более
разнообразной и богатой, чем у смердов: здесь встречаются светильники,
амфоры для вина, бронзовые кресты, хитроумные замки и ключи, но жены
ремесленников так же мололи муку на тяжелых жерновах и пряли пряжу
веретенами с пряслицами.
Свои изделия и инструменты ремесленники часто надписывали; поэтому мы
знаем об их грамотности и знаем целый ряд имен первоклассных мастеров
XI-XIII веков.
Работа ремесленников в основном производилась на заказ, но в XII веке
многие признаки говорят о более прогрессивной работе на рынок.
В это время происходит дифференциация ремесла, выделяются более
обеспеченные мастера, которые, возможно, владеют местом на торгу и сами
продают свои изделия, являясь одновременно и производителями, и торговцами.
Ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых в городах, шел при
посредстве купцов-коробейников в деревню, в дальние углы русских земель:
бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица и т. п.
Городские ремесленники тоже ощущали феодальный гнет и нередко
испытывали тяжелую нужду. Феодалы иногда владели ремесленниками как
холопами, иногда облагали их оброком.
Особенно тяжела была зависимость от ростовщиков. Проценты по займу
иногда превышали половину взятой суммы, и в случае невозможности выплатить
долг задолжавший горожанин попадал в вечную кабалу, вынужден был все время
выплачивать ростовщические проценты, хотя их общая сумма могла уже намного
превышать первоначальный долг. Только восстание 1113 года заставило феодалов
изменить законодательство в пользу лиц, нуждающихся в ссудах.
Городские ремесленники были большой общественной силой. Есть косвенные
данные о том, что они объединялись в корпорации, аналогичные
западноевропейским цехам, что, разумеется, усиливало позиции "черных людей"
городских посадов.
Ремесленники активно участвовали в классовой борьбе и городских
антицерковных движениях XII-- XIII веков. Если деревня была основой
феодальной рутинности, то город, и прежде всего городские ремесленники --
творцы орудий труда, оружия, утвари и всевозможного узорочья,-- были
носителями нового, изменяющегося; они сами в непрерывной борьбе и восстаниях
создавали то новое, что делало город "точкой роста" феодальной
социально-экономической формации.
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации