5.3. Источники пополнения состава Архивного фонда Российской Федерации
Каждое учреждение (предприятие, организация), в деятельности которого образуется документальный фонд, можно рассматривать в качестве потенциального источника комплектования Архивного фонда Российской Федерации.
Однако далеко не все они в одинаковой степени пополняют своими документами архивные фонды. В деятельности взаимосвязанных между собой учреждений в той или иной системе управления образуются документы с повторяющейся информацией. Например, в фондах вышестоящих учреждений может найти свое отражение деятельность подведомственных учреждений. Это обстоятельство создает возможность для исключения определенных категорий учреждений из числа источников комплектования государственных архивов.
Сложность работы, связанной с пополнением архивных фондов новыми документами, требует введения определенных процедур, соблюдение которых позволяет архивам отобрать на хранение наиболее ценную документацию, а именно:
изучения учреждений и их документов (на предмет установления их возможности выступать в качестве источника комплектования государственных архивов или возможности исключить их из числа сдающих свои документы на государственное хранение);
оценки возможности выборочного приема фондов и документов;
определения очередности в проведении экспертизы документов при передаче их в государственные архивы.
В период существования Советского Союза, в 1960 г., Главным архивным управлением СССР были составлены примерные списки учреждений, организаций и предприятий, материалы которых подлежат и не подлежат приему в государственные архивы СССР. На основании этих списков архивами составлялись конкретные списки учреждений, предприятий и организаций республик, краев, областей, городов и районов. Списки входили в силу после утверждения их Советами министров союзных (автономных) республик и исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся края (области, округа).
В 1965 г. Главархивом СССР были даны указания об изменении и дополнении примерных списков. Было составлено четыре списка. От первых двух все документы поступали в государственные архивы, от третьего — выборочно, от четвертого не поступали.
В настоящее время, в силу высокой динамики изменений, которые происходят как в структуре управления экономикой, так и в системе государственного и местного управления, подобные списки утратили свое значение. Однако критерий значения учреждения, организации, предприятия в той или иной сфере жизни общества, который играл ведущую роль в советском архивоведении при определении учреждения в качестве возможного источника пополнения государственного архивного фонда, сохраняет свое влияние и в современных условиях.
Критерий значения учреждения (лица) позволяет распределить все учреждения, предприятия и организации в зависимости от тех задач и функций, компетенции, масштаба деятельности и других наиболее отличительных признаков примерно на три группы. Значение документов каждой из этих групп учреждений определяет организацию работы и методы отбора документов в государственные архивы.
Первая группа источников комплектования государственных архивов. В ее состав входят:
центральные органы законодательной власти и государственного управлении Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации;
органы суда и прокуратуры;
органы местного самоуправления;
научные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские учреждения, государственные промышленные, научно-производственные и производственные компании (предприятия);
высшие учебные заведения, отдельные издательства и редакции, наиболее крупные культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, филармонии, киностудии и др.), научно-технические общества;
профсоюзные и другие общественные организации и т.д.
Учреждения этой группы играют первостепенную роль в жизни современного российского общества, их документы имеют большое научное и народнохозяйственное значение. Поэтому документы учреждений этой группы поступают в государственные архивы в сроки, установленные законодательством, или в, исключительных случаях, по согласованию с архивными органами.
Помимо основной документации в составе фондов этих учреждений на постоянное хранение могут быть оставлены документы подчиненных, соподчиненных или вышестоящих учреждений, особенно те из них, которые своим содержанием способны существенно дополнить содержание документов, уже хранящихся в архивных фондах учреждения.
С этой целью в рамках архивов дополнительно изучаются материалы сводного, обобщающего характера, которые могут содержать конкретные сведения о работе учреждения, а также материалы, присылаемые для сведения. Осуществляется их сопоставление с основной документацией фондообразователя, что позволяет более объективно подойти к решению вопроса об их последующем хранении или уничтожении.
Вторая группа источников комплектования государственных архивов. Ее составляют те учреждения, организации и предприятия, от которых документы принимаются выборочно. К этой группе относят:
некоторые учреждения областного (республиканского) и даже федерального значения (некоторые управления и комиссии, действующие при министерствах, издательства, редакции и др.);
учреждения местного значения (районного и городского подчинения): предприятия, средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, учреждения культуры (концертные залы, библиотеки), учреждения здравоохранения (диспансеры, санатории, курорты) и другие учреждения, предприятия и организации.
Отличительная черта этой группы — однородность учреждений по функциям и целевому назначению. Документы этой группы имеют практическое и научное значение, но в силу своей массовости и однородного характера прием их на государственное хранение в полном составе и от всех учреждений нецелесообразен. Как правило, они принимаются в государственные архивы выборочно: или один-два фонда (по усмотрению эксперта) из группы фондов однородных учреждений, или только определенные категории документов из всех фондов однородных учреждений.
Однако в фондах многих учреждений местного масштаба могут храниться документы большой научной ценности и народнохозяйственного значения, не попадающие в вышестоящие учреждения. Такая документация должна быть выявлена и своевременно взята на государственное хранение. Как правило, подобного рода документы включаются в состав или объединенного архивного фонда, или в состав архивной коллекции.
Третья группа источников комплектования государственных архивов. Ее составляют учреждения вспомогательного и обслуживающего характера, являющиеся, как правило, низовыми в ведомственной системе и выполняющие функции в узких, строго ограниченных территориальных границах. Кроме того, их деятельность находит достаточно полное отражение в фонде вышестоящего учреждения. Именно поэтому документы такого учреждения могут быть исключены из состава материалов, принимаемых на государственное хранение.
Определение учреждений, документы которых должны поступать в государственные архивы, является одной из наиболее серьезных и ответственных задач экспертизы.
Экспертиза, проводимая путем сопоставления документов, позволяет установить, в какой мере деятельность подведомственного учреждения нашла свое отражение в фонде вышестоящего учреждения. Только после проведения экспертизы может быть вынесено решение об исключении тех или иных материалов из состава документов, принимаемых на государственное хранение, или о выборочном их приеме.
Проведение экспертизы ценности документов, принимаемых в выборочном порядке, усложняется тем, что предварительно необходимо установить параметры, в соответствии с которыми будет осуществляться отбор, т.е. установить критерии проведения выборочного приема фондов, количество принимаемых фондов и ряд других.
При отборе фондов принимаются во внимание характеристики учреждения, в соответствии с которыми определяется ценность его документального фонда, а именно:
уровень производственной, научной, учебной и другой работы учреждения, предприятия, организации;
стиль работы руководства и предприятия в целом;
внедрение в деятельность учреждения новых образцов техники, разработка и использование новых технологий;
специализация учреждения;
местонахождение учреждения;
особые условия его возникновения;
географическая среда и т.д.
Таким образом, к учреждениям второй группы (от которых документы принимаются выборочно) применяется дифференцированный подход. Одни учреждения попадают в число источников комплектования и от них архивные фонды принимают на хранение в полном объеме, от других могут приниматься только определенные категории документов (из всех фондов или выборочно), от документов третьих организаций можно совсем отказаться в силу полного отражения их информации в фондах вышестоящих учреждений. Выборочный прием возможен только при условии всестороннего изучения деятельности учреждений, ознакомления со специфическими особенностями их работы и составом и содержанием их документации.
- Федеральное агентство по образованию
- Архивное дело
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические и правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Теоретико-методологические основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Архивное дело: подходы к интерпретации
- Связь теории и практики архивного дела с другими науками и научными дисциплинами
- 1.2. Правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации
- Глава 8 посвящена вопросам международного сотрудничества в области архивного дела.
- Глава 2. Государственная архивная служба Российской Федерации
- 2.1. Организация государственной архивной службы Российской Федерации
- 2.2. Государственные архивы Томской области
- 2.1.1. Государственный архив Томской области (гато)
- 2.1.2. Центр документации новейшей истории Томской области (цдни то)
- Глава 3. История становления архивного дела
- 3.1. История становления архивного дела в зарубежных странах
- 3.2. История становления архивного дела в России
- 3.2.1. История становления архивного дела в России с древнейших времен до 1917 г.
- 3.2.2. История становления архивного дела в советский период (1917 – 1991 гг.)
- 3.3. Современное состояние архивного дела в России
- Статистические сведения об архивных учреждениях Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2003 г.)1
- Динамика приема документов в Российской Федерации
- Глава 4. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации
- 4.1. Состав Архивного фонда Российской Федерации
- 4.2. Понятие о классификации документов Архивного фонда Российской Федерации. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации в целом и ее основные признаки
- 4.3. Классификация документов в пределах архивов
- 4.3.1. Понятие «архивный фонд»
- 4.3.2. Образование объединенных архивных фондов
- 4.3.3.Образование архивных коллекций
- 4.4. Классификация документов в пределах архивных фондов
- 4.4.1. Основы классификации документов архивного фонда
- 4.4.2. Схемы классификации документов в пределах архивного фонда
- 4.4.3. Особенности классификации документов личных фондов, объединенных архивных фондов и архивных коллекций
- 4.5. Организация и методика работы по классификации документов в архивах
- 4.5.1. Фондирование документов
- 4.5.2. Составление схем классификации и размещения документов
- Глава 5. Экспертиза ценности документов
- Понятие об экспертизе ценности документов и ее задачи
- Принципы экспертизы и критерии ценности документов
- 5.3. Источники пополнения состава Архивного фонда Российской Федерации
- Глава 6. Учет архивных документов
- Понятие об учете документов, цель и основные принципы учета документов в государственных архивах Российской Федерации
- Порядок учета документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации
- Порядок учета документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации
- Глава 1. Теоретико-методологические и правовые основы
- Правовые основы организации архивного дела в Российской Федерации………………………………………………………………….
- Глава 2. Государственная архивная служба Российской Федерации………………………………………………………………..
- Глава 3. История становления архивного дела …………………….
- Глава 4. Классификация документов Архивного фонда
- Глава 5. Экспертиза ценности документов………………………………
- Глава 6. Учет архивных документов…………………………………….
- Архивное дело