logo
"Золотой век" Екатерины II. Россия во II половине XVIII века

3.3 Внутренняя и внешняя торговля

Продолжается процесс складывания всероссийского рынка. Еще яснее стала ориентация отдельных регионов на определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземные губернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивали технические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров из меха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде, Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитии внутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенных пошлин.

Это позволило наладить беспрепятственную перевозку и торговлю товаров из самых отдаленных регионов государства. Важной статьей бюджета России была внешняя торговля. Функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях позволяло расширить внешнеторговые связи России. Из государства экспортировалось множество товаров: металл, зерно, пенька, лес, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия из металла, вино, чай. Главным торговым партнером России в это время является Англия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства и способствовало зарождению капиталистических отношений.