logo search
Voprosy_k_ekzamenu1

Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.

Средневековые города Казахстана. Казахстан был центром высокоразвитой городской культуры древности и раннего средневековья. Города здесь появились еще в кангарс- кое и усуньское время и достигли расцвета в VII - XIII вв.

Выделяют несколько основных центров развития городской культуры Казахстана той эпохи:

• Среднее течение Сырдарьи – один из наиболее древних центров городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб –столица Южного Казахстана в IX - XI1 вв., в среднем течении – округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи – округ Фараб или Отрар, ниже по течению – округ Ясы - Туркестана.

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. «Испиджаб писал он, большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная».

Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V - VI вв. Он сфор- мировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.

Наиболее известный на Востоке город это Тараз. Как большой населённый пункт он впервые упоминается в источниках, датированных VII в., Тараз встречается и в географических сочинениях древних авторов. Он входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства. Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.

Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы, водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.

Подъем городской жизни обусловливался сдвигами в хозяйстве и развитием феодальных отношений. В жизни городского населения немалую роль играло земледелие. Земля в городах находилась в частной собственности, и ее стоимость была выше, чем в сельской местности. Земельные участки в городе часто использовались под постройку доходных заведений – торговых рядов, караван-сараев, бань и т.д..

Казахстанские города в XI-XVI вв. в большинстве случаев отличались высоким для того времени уровнем благоустройства, в домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства – ташнау. Они состояли из поглощенного колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без дна или специально изготовленная глиняная труба.

Обычными для быта крупных городов были водопроводы, которые прокладывались из гончарных труб, имелись общественные бани. Одна из таких бань обнаружена в Таразе, которая составлена из жженого кирпича и занимала площадь в 152 кв. м.

О высоком уровне градостроительства свидетельствует появление монументальных архитектурных сооружений. Среди сохранившихся до наших дней построек выделяются изяществом отделки и строгими пропорциями мавзолей Айша-биби (XI-XII вв.), Бабаджи-хатун (X-XI вв.). На территории Тараза находится еще один памятник средневекового зодчества – мавзолей Карахана (XI в.). К этому времени относится также мавзолей Сырлытам в низовьях Сырдарьи, в долине Инкардарьи.

Великий Шелковый путь и его роль в культурно-экономическом развитии Казахстана. С середины II в. до н.э. как постоянная торговая артерия начал функционировать Шелковый путь, через который осуществлялись культурные и дипломатические контакты Востока и Запада. По торговому пути распространяли шелк, меха, шкуры, ковры, драгоценные камни и металлы.

В распространении шелков и других товаров участвовали и кочевнические племена, через которых товар поступал в Центральную Азию и страны Средиземноморья. Подъем караванной торговли по Шелковому пути происходит в эпоху тюрок. Наиболее оживленными его участками в VI-VII вв. были районы Семиречья и Южного Казахстана. Это объясняется рядом причин, во-первых, здесь располагались ставки тюркских каганов, которые контролировали Шелковый путь, во-вторых, богатые регионы тюрков сами являлись крупнейшими потребителями товаров.

В начале Шелковый путь служил для экспорта китайского шелка. Однако в последующие века из Византии, Рима, Ирана, Индии по нему везли минеральное сырье, красители, алмазы, слоновую кость, янтарь, золото, оружие и много других товаров. Далее по Шелковому пути распространяли породы скакунов, животных и птиц, культурные растения. Но все же главным предметом торговли оставался шелк, который служил международной валютой наряду с золотом. Помимо торговли Шелковый путь выполнял и множество других функций. По нему шли дипломатические посольства и религиозные миссии. Так, из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Ирана и Сирии христианство, а позже ислам. Интенсивный культурный обмен способствовал бурному росту городов, в Семиречье и Южном Казахстане появились крупные торгово-экономические и культурные центры, которые стали играть важнейшую роль во всей Центральной Азии. Известны такие города, как Исфиджаб, Шараб, Отрар, Тараз, Кулан, Атлах, Мерке и другие.

Название «Великий шелковый путь» предложил Фердинанд фон Рихтгофен (1833-1905 гг.) – немецкий географ и геолог, автор классических трудов по физической географии Китая и Цетральной Азии. Сейчас с его легкой руки такое название принято повсеместно. Щелковый пугь как торговая магистраль возник в III веке до н.э. и просуществовал до XVI века нашего столетия. Наиболее протяженный участок Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана. Особого расцвета Шелковый путь, проходивший по этой территории, достиг в VIII-XII веках. Угасание его роли связано многочисленными междоусобными войнами, приведшими к гибели городских центров, и открытием морских торговых путей в эпоху Великих географических открытий. Первопроходцем Великого шелкового пути историческая традиция считает китайского дипломата Чжан Цяня (ок. 103 г. до н.э.).

Велик Шелковый путь, много на нем чудес, подобных Акыртасу и Айша-Биби. Но главным чудом Шелкового пути был все же сам Шелковый путь. В ходе многовекового развития караванной торговли была создана широко разветвленная и хорошо организованная сеть дорог. Многие караваны насчитывали свыше трех тысяч только вьючных животных. Для охраны ценных грузов и сопровождения караванов создавались многочисленные стражи. На Шелковом пути находился транзитиый город с обширной сельскохозяйственной округой Кулан. Помимо него подлинным гигантом был Отрарский оазис. Чрезвычайно было развито орошаемое земледелие вокруг Испиджаба, Сыгнака, Сюткента, Саурана, Баласагуна, Суяба и других городов, стоявших на Шелковом пути по берегам Сырдарьи, Чу и Таласа.