logo
Voprosy_k_ekzamenu1

Культура Казахстана во второй половине хх века.

Одной из одной наиболее тяжелых проблем являлись вопросы дальнейшего развития казахского языка и других языков в Каз-не. Положение казахского языка в республике было критическим. Язык был вытеснен из делопроизводства, особенно в городах, сократилось число школ с казахским языком обучения. с развитием языка, расширением его общественных функций связывали расцвет национальной культуры и будущее самой нации. 22 сентября 1989 года на внеочередной четырнадцатой сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон Казахской Советской Социалистической республики о языках в Казахской ССР». В статье первой этого документа государственным языком был объявлен казахский, а в статье второй русский язык был объявлен языком межнационального общения. Каз-н стал приобщаться к культуре восточных народов: турецкой, арабской, китайской. В Алматы, в Каргандинской и Акмолинской областях открылись школы с преподаванием на татарском и немецком языках.

В 1988 году постановлением ЦК Компартии Каз-на были реабилитированы репрессированные и осужденные в 20-40 годах и начале 50-х годов, было реабилитировано творческое наследие Шакрима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумубаева, Миржакипа Дулатова. Был отменен ряд постановлений ЦК Компартии Каз-на по вопросам идеологии и науки, как отражение некомпетентного вмешательства в развитие науки.

Искусство и литература 90-х годов переживали полосу своего освобождения от идеологических запретов. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели, как Кекильбаев, Жунусов, Сматаев, Елубаев и др.

К 1991 году в Каз-не функционировало 48 профессиональных театров, 26 концертных организаций, свыше 9 тысяч клубов, около 10 тысяч библиотек, 145 музеев. В Алматы работали творческие коллективы Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Казахский государственный театр драмы имени М. Ауэзова, 2 театра юного зрителя и др театры. Традиционным стало проведение фестивалей и дней национальных культур, самобытных праздников – «Наурыз» и др.

Большую роль в проявлении талантов стал играть международный конкурс «Азия Дауысы».

С середины 70-х годов кинематографисты Каз-на столкнулись с творческим кризисом. Были созданы такие фильмы, как «Щит города», «Погоня в степи», «Кровь и пот» и др. Основной причиной неудачи было отсутствие оригинального замысла и режиссуры.

В конце 80-х годов в национальное кино пришло новое поколение кинематографистов, у которых имелись свои художественные и идейные принципы. Фильмы: «Конечная остановка» (реж. С.Апримов), «Волчонок среди людей» (реж. Т.Теменев), «Султан Бейбарс» (реж. Ф. Мансуров).