Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
Ярким свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность гениального ученого-энциклопедиста Аль-Фараби (870-950 гг.).
Фараби родился на казахской земле, Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), умер в Дамаске. Отец Абу Насра, представитель кыпчакской военной аристократии, служил Саманидам. Фараб (Отрар) подчинился Саманидскому эмирату в 859 г. Столица Саманидов Бухара являлась главным центром просвещения всего среднеазиатского региона.
Полное имя Аль-Фараби – Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Причем слово «тархан» дает признак принадлежности к тюркам, обозначает, что он выходец из родовитых и богатых, близких к каганам сословий – «тархан» - принц.
Научное наследие Фараби, охватывает практически все отрасли знаний, средневекового мира – философию и логику, математику и физику, музыку и астрономию, поэзию и лингвистику.
Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во всем мире в области философии и логики ему не было равных. Он дал толкование почти всем книгам Аристотеля. В этой связи важно привести признание Ибн-Сины, что в тот период своей жизни, когда он уже изучил медицину, философию, физику, логику, ему все еще не давалось понимание «Метафизики» Аристотеля до тех пор, пока он не проштудировал трактат аль-Фараби, разъясняющий это древнегреческое сочинение.
Действительно, аль-Фараби нес в себе синтез и греческой культуры: он изучил труды не только Аристотеля, но и Платона, Птолемея, Плиния (старшего). Кстати, имеется упоминание о том, что на книге Аристотеля «О душе» было написано рукой самого Фараби: «Эту книгу я прочитал сто раз». Кстати, кроме своего родного кыпчакского языка аль-Фараби знал арабский, персидский, древнегреческий, латынь и другие языки.
На протяжении 80-летней жизни, протекавшей от Фараба до Хорасана, от Хорасана до Багдада, Дамаска и Египта, Абу Наср занимался различными науками – физикой, химией, геометрией, биологией, социологией, астрономией, философией – и оставил более 160 трактатов, которые изданы или хранятся в библиотеках Ташкента, Каира, Бейрута, Стамбула, Тегерана, Хайдарабада, Лондона, Берлина, Мадрида.
В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об (искусстве) поэзии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Отношение философии к религии», «Диалектика», «Метафизика». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в Х-ХП вв. В Европе в XV в. была популярна «Большая книга о музыке» – самое крупное произведение Абу Насра, впервые вышедшее на языке оригинала в Каире в 1967 г. с комментариями, общим объемом более 1200 страниц. Его книги начинаются с мусульманской заповеди «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».
Фараби создал музыкальную науку, теорию музыки. Известно, что психофизическое воздействие музыки оказывает гармонирующую роль на душевное и физическое состояние человека. Здесь глубоко уместны слова самого Фараби: «Эта наука полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие, делает совершенными тех, которые еще не достигли совершенства, и закрепляет равновесие тех, которые находятся в состоянии равновесия. Эта наука полезна и для здоровья тела, ибо когда заболевает тело, то чахнет и душа, когда тело испытывает недуги, то их испытывает и душа. Поэтому исцеление тела совершается таким образом, что исцеляется душа...».
Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах. Источники свидетельствуют о том, что он был прекрасным исполнителем музыки на различных инструментах (рабаб, лютня, гипжак, най, уд); создал инструмент с делениями для измерения звуковых интервалов, похожий на цитру, где каждому звуку соответствует отдельная струна; оставил научное описание танбура багдадского и восточно-хорасанского, дутара, флейты, сурная, шахруда согдийского и других распространенных в его время инструментах.
Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур.
Первые исследования творчества Фараби появились в XI-XIII вв. на арабском языке. Наука о наследии Фараби в Казахстане оформилась в фарабиеведение. Институт философии Министерства образования и науки РК издал на государственном и русском языках «Философские трактаты» (1970), «Математические трактаты» (1972), «Социально-этические трактаты» (1973), «Логические трактаты» (1975), «Историко-философские трактаты» (1985), «Трактаты о музыке и поэзии» (1992).
Как известно, IX-X вв. применительно к мусульманскому Востоку швейцарский востоковед Христиан Адам Мец (1869-1917гг.) назвал "Мусульманским Ренессансом", имея в виду то обстоятельство, что именно в это время исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития от Андалузии до Индии, охватывая Ближний и Средний Восток, Среднюю Азию. Закончилась эпоха политического доминирования арабов, возникли благоприятные условия для возрождения и развития тюркского литературного языка.
В период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
Юсуф Баласагуни родился примерно в 1015-1017 гг. в г.Баласагуне, от названия которого происходит нисба поэта – Баласагуни. Дату, место смерти и захоронения мы, видимо, уже никогда не восстановим. Известно, что отец Юсуфа был музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза – «Дарди Хусани».
Юсуф с малых лет воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки.
В Кашгаре в 1069-1070 г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кудатгу билиг» (Благодатное знание), посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. Юсуф подчеркивает, что «повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему административный пост «улуг хасс-хаджиба» – мудрого советника, «министра двора».
Хасс-хаджиб – всевидящее око правителя: наблюдает за исполнением законов и обычаев, за правильной организацией официальных церемоний, совместно работает с казначеем, писцами, ремесленниками, принимает и провожает послов, выслушивает просьбы и жалобы бедняков, вдов и сирот, докладывает о них правителю. Одним словом, как признается сам Баласагуни эта работа проходит «в поте лица и всех служб тяжелее».
Материал для поэмы Баласагуни собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года, общий объем ее – 6520 бейтов (85 глав) и 124 бейта в виде приложения, которые написаны за 18 месяцев напряженной работы. Бейт – двустишие в законченной форме с рифмой. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейном озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлуков, огузов.
Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание – единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф.
Среди политических мотивов создания поэмы «стремление научить среднеазиатскую династию Караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами (Мавераннахр, Восточный Туркестан). О соединении элементов тюркского и исламского стиля правления свидетельствуют немало советов в деле государственного управления, изложенные в поэме. Например, «Есть право владыки: он – людям глава, но есть и у подданных долг и права», «Счастье правителя – сделать народ счастливым», «Когда над собаками лев – голова, любая собака похожа на льва».
Герои поэмы Баласагуни названы тюркскими именами, свидетельствующими о богатстве языка и его возможности к умозрительности: Огдулмыш – Достохвальный, Кюнтолды – Солнце в зените, Айтолды – Полнолунный, Одгурмыш – Пробуждающийся. Так, Кюнтолды олицетворяет Власть, Справедливость, Бесстрашие, Волю, Доблесть, Закон. Для Баласагуни все эти качества воплощены в правителе (Элике). Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель, облаченный благодатным знанием, – это соблюдение справедливого закона и его верховенство, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни.
«Благодатное знание» не просто этико-моралистический трактат, но и глубокое философско-дидактическое произведение, рисующее нормы поведения людей различных сословий, правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Твори добро и сей добро – в этом гуманистический пафос Баласагуни. Если ты сделаешь зло, ответом на него будет раскаяние», «скверный молодой стареет в раскаянии, хороший пожилой живет не раскаиваясь».
В культурной жизни городского населения важное значение имели произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих поэтов наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI - XII вв. Он написал сборник стихов религиозно - мистического содержания «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан - баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии.
Дивани Хикмет - сборник стихов, прежде всего, религиозно - мис тического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно - исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени.
Семнадцати лет, как указывается в источниках, из «Благородной Бухары» Ахмед переехал в Ясы, где благодаря своему титаническому труду проповедника среди жителей степей – тюрок-огузов, карлуков, кыпчаков стал признанным главой тюркской ветви ислама -суфизма.
Суфизмом или дервишизмом принято называть самостоятельное мистико-аскетическое течение в исламе, для которого на ранних этапах развития было характерно отречение от мирских благ, нестяжательство, устремление всех интересов верующего к личности Бога с целью мистического «слияния» с ним, истинного богопознания, отказа от сложной внешней обрядности. В суфизме развиваются пантеистические идеи (Бог во всем мире, весь мир – это проявление Бога).
Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием родственных тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Сохранилось предание о том, что «в ханаке Ахмада Ясави мужчины и женщины вместе участвовали в зикрах. Появилась группа арабских дервишей во главе с шейхом, и этот шейх запросил о законности подобного общего зикра у Ахмада Ясави. Ответ последнего убедил арабского шейха, и он (этот шейх) стал мюридом Ахмада Ясави и 12 лет служил ему». Безусловно, совместное участие мужчин и женщин в зикрах (радениях) было введено под влиянием кочевого быта тюрков.
Суфизмом Ясави были проникнуты и поэзия, и политика, и искусство, и история, и экономика, а шире – весь менталитет тюркоязычного общества. Например, сошлемся на один из главных источников по истории Казахстана – «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммеда Хайдара. Суфийское мировоззрение господствует во взглядах самого автора, который указывает, что и правители явялялись последователями «шейхов йасавийе» и выполняли их установки. Влияние учения Ясави и его учеников ощущалось и в духовной культуре Золотой Орды. Ясави особенно был популярен в тюркской кочевой среде.
Ясави умер в глубокой старости. Он оставил после себя двух дочерей – Джемаль-ханым и Гаухар-Хуштадж. Единственный сын Ибрагим умер еще при жизни отца. Шейха похоронили как национального святого. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 233 года спустя после его смерти над могилой пличному указанию эмира Тимура (1336- 1405 гг.) в честь его победы над Тохтамышем в 1395 г. воздвигнут мавзолей «Хазрет султан». Соответственно была оформлена дарственная грамота «Вакуф-наме» - о передаче обрабатываемых земель в вакф # ^
Трехкратное посещение могилы Ясави приравнивалось к хаджу в Мекку. Эта ее роль подчеркивается и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса мавзолея похоронены Абулхаир хан, дочь Улугбека Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Аблай-хан, Каз дауысты Казбек би и многие другие знатные люди.
Как подчеркивают исследователи, геополитический выбор месторасположения столицы первого казахского государства в городе Туркестане был обусловлен, прежде всего, тем, что Туркестан был местонахождением священного праха мыслителя и гуманиста тюркского мира Ходжа Ахмеда Ясави.
- Казахстан в эпоху бронзы: культура андроновских племен.
- Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, политическая история, хозяйство и культура.
- Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
- Государства усуней и кангюев на территории Казахстана: политическая история, хозяйство и культура.
- Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение. Усиление политического влияния ислама и мусульманской культуры.
- Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура.
- Государство огузов (конец іх-начало хі вв.) Племенной состав и расселение. Борьба с сельджуками и усиление междоусобиц.
- Кимекский каганат (конец іх – нач. Хі вв.). Кыпчакское ханство (нач. Хі в. 1224 г.): формирование этнической общности, расселение, политическая история, хозяйство, культура.
- Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
- 13. Улусы найманов и керейтов (хіі – нач. Хііі вв.). Конфедерация племен найманов и керейтов в Центральной Азии. Распространение христианства.
- Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.
- Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
- Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
- Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная организация. Ослабление и распад Золотой Орды.
- Образование и возвышение государства Ак-Орда (конец хііі – нач. Хv вв.). Значение Ак-Орды в истории Казахстана.
- Ногайская Орда (конец хіv – хv вв.): этническая, политическая, общественная организация.
- Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира (1428-1468 гг.): этнический состав, политическая история.
- Историческике предпосылки образования казахского ханства в середине 15 в. Роль султанов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.
- Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля. Материальная и духовная культура казахов в 15-16 вв.
- Возвышение Казахского ханства при хане Касыме. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI века.
- Основные этапы становления казахской народности и ее этнический состав. Происхождение этноним "қазақ" (казах).
- Причины образования и особенности развития казахских жузов.
- Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".
- Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
- Институт биев в казахском обществе. Толе би, Айтеке би, Казыбек би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.
- Хозяйство казахов в XV-XVIII вв.
- Казахско-джунгарские войны в XVII- хviii вв. Роль казахских батыров в консолидации казахского общества в условиях джунгарской агрессии.
- Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Начало присоединения младшего жуза к России. Абулхаир хан как государственный деятель и полководец.
- Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в хviii в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева.
- Движение казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины, этапы, итоги.
- Образование Букеевского ханства (1801 г.). Хан Жангир и его деятельность (1823-1845 гг.).
- Народно-освободительное движение казахов под предводительством и.Тайманова и м.Утемисова (1836-1838 гг.).
- Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824гг.
- Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1869-1870 гг.)
- Национально-освободительное движение под руководством к. Касымова (1837-1847 гг.): причины, характер, основные этапы, итоги.
- Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX – начале хх вв.
- Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX – начале хх вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
- Метрополия Россия и колония Казахстан в годы первой мировой войны. События 1916 г. В Казахстане: причины, характер, особенности.
- Наука и просвещение в Казахстане в XIX в.
- Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
- Казахстан в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Роль национальной интеллигенции в освободительной борьбе казахского народа.
- Октябрьская Революция 1917 года в России и особенности установления советской власти в Казахстане.
- Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920гг.).
- Образование касср в составе России. Становление казахстанской советской государственности.
- Казахстан в годы нэПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
- Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов. Трагедия казахского аула в годы коллективизации
- Индустриализации в Казахстане: успехи и просчеты
- Общественно-политическая жизнь и культура Казахстана в 20-50-ые годы. Репрессии против национальной интеллигенции. Депортация репрессированных народов в Казахстан.
- Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
- Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны. Объединила.
- Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
- Казахстан в годы "хрущевской оттепели". Реформы 50-60-ых годов хх в., их характер и причины их незавершенности.
- Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экономические, экологические и социальные последствия целины.
- 61. Казахстан в годы нарастания противоречий и кризисных явлений в ссср (1971-1985гг.). Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.
- Казахстан в условиях реформ м. С. Горбачева второй половины 80-х годов. Декабрьские события 1986г. В Казахстане и их историческое значение.
- Культура Казахстана во второй половине хх века.
- Распад ссср и провозглашение государственной независимости Казахстана. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.
- Конституция Республики Казахстан. Государственные символы Республики Казахстан.
- Общественно-политические объединения и политические партии на современном этапе.
- Послание Президента страны: «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития Республики Казахстан.
- Республика Казахстан в системе современных международных отношений.
- Основные положения Послания Президента страны н.А. Назарбаева народу Казахстана, в 2012 году «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
- Казахстан в системе международных отношений. Председательствование Казахстана в обсе. Астанинский Саммит.
- Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
- Основные положения программной системы н.А. Назарбаева в «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу труда »
- Создание Ассамблеи народов Казахстана – общественного института согласия и единения народов Казахстана. Государственная программа «Культурное наследие».
- Экономическое развитие Казахстана на современном этапе. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан.
- Создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская Декларация об образовании снг. Работа н.А. Назарбаева «На пороге 21 века».