logo search
ИГПзс вопросы к экзамену ИТОГ

Государственный строй Афин в V-IV вв. До н.Э.

В первой половине 5 века до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира.

Основными органами управления афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание – экклесия, собиралось сорок раз в год. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы (номоэ), издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, утверждало бюджет, решало вопросы войны и мира, рассматривало просьбы граждан, решало вопросы об остракизме. В работе афинского народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались.

В Совет пятисот – буле, входило по 50 человек от каждой из территориальных фил. Булевты избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В его компетенцию входили вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, надзор за арсеналом, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Для ведения текущих дел Совет пятисот был разделен на 10 комиссий – пританий, состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно по жребию избирая нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. Позднее, в 4 веке до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Афинский суд присяжных – гелиэя включал 6000 присяжных. Они были разделены на 10 палат – дикастерий, по 500 человек в каждой (100 присяжных в каждой дикастерии считались запасными). Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемых другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: выборность, отчетность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.

Нельзя было занимать должности (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось, исключение составляли только стратеги, которые были главными должностными лицами в Афинах того времени. Они распоряжались средствами для содержания армии и флота, могли организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины, принимать капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в делах о воинских преступлениях, а также имели право требовать созыва внеочередного заседания народного собрания или Совета пятисот. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.

В целом, афинская демократия являлось такой политической системой, при которой практически каждый гражданин, хотя бы раз в жизни (а обычно – гораздо чаще ) был либо должностным лицом, либо судьей, либо посещал народное собрание. Участие в политической жизни было для него одновременно и правом и обязанностью, уклонение от нее порицалось.

Афинская демократия была одним из самых ярких достижений античности. Однако при этом ей был присущ ряд неискоренимых недостатков, которые явились причинами её кризиса:

  1. Это была демократия для меньшинства. Политическими правами не пользовались метеки, не говоря уже о рабах. Женщины же, хоть и считались гражданами, участия в управлении государством не принимали.

  2. Афинская демократия была прямой, то есть высшую законодательную власть осуществлял не представительный орган типа парламента, а весь коллектив граждан – народное собрание.

  3. Непрофессиональному управлению во многом способствовало применение жребия при избрании должностных лиц.

  4. В судах те же некомпетентность и непрофессионализм приводили к обилию несправедливых приговоров и доносов.

  5. Неоплачиваемой оставалась самая влиятельная должность стратега, благодаря чему занимать ее могли лишь богатые люди, не всегда сочувствующие демократии.

  6. Античная демократия была коллективистской: она в первую очередь принимала во внимание интересы государства, а отдельные индивиды должны были быть готовы на жертвы во имя этих интересов.