Государственный строй Афин в V-IV вв. До н.Э.
В первой половине 5 века до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира.
Основными органами управления афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание – экклесия, собиралось сорок раз в год. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы (номоэ), издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, утверждало бюджет, решало вопросы войны и мира, рассматривало просьбы граждан, решало вопросы об остракизме. В работе афинского народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались.
В Совет пятисот – буле, входило по 50 человек от каждой из территориальных фил. Булевты избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В его компетенцию входили вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, надзор за арсеналом, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Для ведения текущих дел Совет пятисот был разделен на 10 комиссий – пританий, состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно по жребию избирая нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. Позднее, в 4 веке до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Афинский суд присяжных – гелиэя включал 6000 присяжных. Они были разделены на 10 палат – дикастерий, по 500 человек в каждой (100 присяжных в каждой дикастерии считались запасными). Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемых другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: выборность, отчетность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.
Нельзя было занимать должности (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось, исключение составляли только стратеги, которые были главными должностными лицами в Афинах того времени. Они распоряжались средствами для содержания армии и флота, могли организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины, принимать капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в делах о воинских преступлениях, а также имели право требовать созыва внеочередного заседания народного собрания или Совета пятисот. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
В целом, афинская демократия являлось такой политической системой, при которой практически каждый гражданин, хотя бы раз в жизни (а обычно – гораздо чаще ) был либо должностным лицом, либо судьей, либо посещал народное собрание. Участие в политической жизни было для него одновременно и правом и обязанностью, уклонение от нее порицалось.
Афинская демократия была одним из самых ярких достижений античности. Однако при этом ей был присущ ряд неискоренимых недостатков, которые явились причинами её кризиса:
Это была демократия для меньшинства. Политическими правами не пользовались метеки, не говоря уже о рабах. Женщины же, хоть и считались гражданами, участия в управлении государством не принимали.
Афинская демократия была прямой, то есть высшую законодательную власть осуществлял не представительный орган типа парламента, а весь коллектив граждан – народное собрание.
Непрофессиональному управлению во многом способствовало применение жребия при избрании должностных лиц.
В судах те же некомпетентность и непрофессионализм приводили к обилию несправедливых приговоров и доносов.
Неоплачиваемой оставалась самая влиятельная должность стратега, благодаря чему занимать ее могли лишь богатые люди, не всегда сочувствующие демократии.
Античная демократия была коллективистской: она в первую очередь принимала во внимание интересы государства, а отдельные индивиды должны были быть готовы на жертвы во имя этих интересов.
- Предмет и метод, периодизация, значение истории государства и права зарубежных стран.
- Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока.
- Основные черты права Древнего Востока по «Законам Хаммурапи».
- Общая характеристика «Законов Хаммурапи»;
- Правовое положение основных групп населения;
- Институты брачно-семейного права;
- Институты вещного права, виды договоров;
- Преступления и наказания;
- Суд и судебный процесс.
- Источники права Древней Индии: общая характеристика. «Законы Ману».
- Источники права Древней Индии; общая характеристика Дхармашастры Ману («Законов Ману») и Артхашастры Каутильи;
- Правовое положение основных групп населения;
- Институты брачно-семейного права;
- Институты вещного права; виды договоров;
- Преступления и наказания;
- Суд и судебный процесс.
- Возникновение Афинского государства. Реформы Тесея, Солона и Клисфена.
- Демократизация государственного строя Афин в V в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Государственный строй Афин в V-IV вв. До н.Э.
- Основные черты афинского права.
- Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- Общественный строй и правовое положение населения Рима в период республики.
- Государственный строй Древнего Рима в период республики.
- Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, военные диктатуры.
- Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат).
- Реформы Диоклетиана и Константина: цель и значение. Причины падения Западной Римской империи.
- Основные этапы развития римского права. Источники римского права.
- Эволюция форм государства в Западной Европе в период средневековья.
- Сущность феодальной собственности на землю в Западной Европе.
- Роль церкви в общественно-политической жизни Западной Европы в средневековье. Каноническое право.
- Возникновение и развитие городов в Западной Европе. Средневековое городское право.
- Государственное устройство Византийской империи.
- Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй в VI – IX вв.
- Развитие феодальных отношений во франкском государстве (VI – IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
- Право франков. Характеристика источников.
- «Салическая правда»: уголовное право и процесс.
- Сеньориальная (ленная) монархия во Франции. Реформы Людовика IX.
- Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357г.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Правовое регулирование земельных отношений во Франции: феод, сезина, цензива.
- Сеньориальная (ленная) монархия в Англии (XI – XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Сословно-представительная монархия в Англии (XIII – XIV вв.). Великая хартия вольностей 1215 г. Возникновение парламента.
- Особенности абсолютной монархии в Англии (XVI – XVI вв.).
- Своеобразие средневекового права Англии: общее право и право справедливости, статутное право.
- Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
- Общественный и государственный строй «Священной Римской империи германской нации» в X – XV вв. «Золотая булла» 1356 г.
- Княжеский абсолютизм в германских государствах (XVII – начало XIX вв.).
- Источники права средневековой Германии: «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало» (XIII в.); «Каролина» 1532 г. (их общая характеристика).
- Образование единого русского (Московского) государства.
- Сословно-представительная монархия в Русском (Московском) государстве (XIV – XVI вв.).
- Уложение 1649 г. Как свод феодального права России.
- Становление абсолютной монархии в России. Особенности российского абсолютизма.
- Буржуазная революция в Англии. «Долгий» парламент и его законодательство. «Орудие управления» 1653 г.
- «Хабеас корпус» акт 1679 г. В Англии. Общая характеристика. Историческое значение.
- «Славная революция» 1688г. Закрепление конституционной монархии в Англии («Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г.).
- Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Образование Конфедерации сша.
- Конституция сша 1787 г. Общая характеристика.
- «Билль о правах» 1791 г. В сша. Общая характеристика.
- Гражданская война 1861-1865 гг. В сша и изменения в государственном строе и праве.
- «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Во Франции: основные положения и историческое значение.
- Гражданский кодекс 1804 г. Во Франции.
- Основные этапы объединительного процесса в Германии в XIX в.
- Конституция Германской империи 1871 г.
- Германский гражданский кодекс 1900 г.
- Законодательство «Нового курса» ф. Рузвельта.
- Шведская модель социализма.
- Альтернативная модель развития государства. Страны народной демократии.