logo search
djghjcs

22 Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике

Либеральный неокенсианский курс снял соц. напряг, немного поднял экономику, но из-за больших расходов на соц проги не смог справиться с экономическими кризисами. Это вызвало структурные кризисы и как результат отход от неокейнсианства к неоконсерванизму. (сокращение соц. прог., сокращение гос сектора и госконтроля, уступки частному капиталу, денационализация, приватизация, частная инициатива,). Подобную политику проводили и соц. дем. партии оставшиеся у руля. В середине 80гг. консерваторы победили в Англии ,США,ФРГ,Италии,Франции. Наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы (они же циклические) 1974 – 1975 и 1980 – 1982 гг. Структурный кризис поражает отрасли, спрос на продукцию которых растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда даже сокращается абсолютно. В этом случае выявляются относительное перенакопление основного капитала и его обесценение. Поэтому структурный кризис вызывает отлив капитала из этой отрасли, а также вынуждает предпринимателей искать пути снижения издержек производства, идти на технические инновации (нововведения) и обновлять капитал на более высокой технической базе. Антикризисное государственное регулирование. Основным направлением государственного вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, – к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.

В результате в 50-60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, социальную сферу. На рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновением череды кризисов.