logo search
шпора по истории

7 Крещение Руси.

Причины крещения:  1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;  2) яз-во мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;  3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения;  4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;  5) христианство могло оправдать богатство одних и бедность других (утешало людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире) .  Значение крещения:  1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва) ;  2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;  3) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Иконопись, Фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;  4) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;  5) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение пленных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.