logo
шпора по истории

50 Межнациональные отношения

ОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Центр и регионы после распада СССР. Еще в ходе президентских выборов в РСФСР 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных лидеров брать максимум самостоятельности и заключить Федеративный договор. Однако после победы на выборах он стал говорить лишь о разграничении полномочий органов власти в Центре и на местах. После августа 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР ситуация изменилась. Руководители Татарии и Башкирии потребовали заключения с федеральным Центром прямых договоров. Руководители тринадцати других автономных республик высказались за немедленное подписание Федеративного договора. Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии в конце 1991 - начале 1992 г. провели свои съезды, на которых был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа провозгласил разделение АССР на Чечню и Ингушетию и заявил о выходе Чечни из состава России. В Татарии, в противовес Верховному Совету, был образован курултай татарского народа, провозгласившего в начале февраля 1992 г. государственную независимость Татарии от России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Все это вынуждало центральные власти Российской Федерации ускорить заключение Федеративного договора. Федеративный договор. Смысл заключения Федеративного договора состоял в том, чтобы перераспределить государственную собственность и власть в пользу местных национальных элит. Проект договора провозглашал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю и ее недра, производственные мощности и т.п. пользуются титульные национальности (в Татарии - татары, в Башкирии - башкиры, в Коми - коми, в Чувашии - чуваши и т.п.). Их родному языку предоставлялся статус государственного.  Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни. В Конституции 1993 г. также были закреплены полномочия Центра и регионов.  Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации осуществляется настоя­щей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий…" Нарастание противоречий между Центром и регионами. Федеративный договор не устранил противоречий в государственном устройстве России. Неравенство субъектов федерации сохранялось. Кроме того, наиболее развитые национально-государственные образования (Татария, Башкирия) получили право не перечислять налоги в бюджет РФ, устанавливать прямые связи с другими странами. Вскоре перестали перечислять средства в федеральный бюджет не только Татария и Башкирия, но и Чечня, Тува, Якутия. Изъявили такое и желание и другие бывшие автономные республики и области. Это вызвало протесты со стороны краев и областей, которые не имели таких широких полномочий, обладая порой гораздо более мощным экономическим потенциалом и численностью населения. Не были гарантированы и права русских, составлявших до 85% населения страны и не имевших собственной государственности в рамках Федерации. Началась полоса "суверенизации" краев и областей. О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Однако наибольшее беспокойство у федерального центра вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Избранному президентом Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию в республике под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана как суверенного государства и субъекта международного права, на ассоциированных правах входящего в состав Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях договор с федеральными властями о разграничении полномочий. Вслед за Татарстаном аналогичных условий потребовали для себя и другие национально-территориальные образования. Это еще более ослабило Россию как единое государство. По пути отказа от заключения любых договоренностей с Центром шла лишь Чечня. Отношения с ней приобретали драматический характер, а власти все больше склонялись к силовому варианту решения "чеченской проблемы". Чеченская война. До лета 1994 г. федеральное правительство пыталось с помощью посредников (в том числе - Р. И. Хасбулатова) решить вопрос о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных воинских формирований. Когда сделать этого так и не удалось, в ход пошли угрозы. В ответ на них 10 августа 1994 г. общенародный съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия бывшего генерала Советской Армии Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и начале "священной войны" с Россией за независимость.  1 декабря 1994 г. президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум с требованием немедленно разоружить вооруженные отряды. В противном случае не исключалось применение силы против сепаратистов. Одновременно началось сосредоточение федеральных войск в районе Моздока. Чеченская сторона отказалась выполнять предъявленные ей требования, после чего 10 декабря в Чечню вошли федеральные войска. Военная авиация подвергла бомбардировке столицу Чечни Грозный. В конце декабря начался штурм Грозного, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 г. федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни. В ходе боев стал обозначаться перевес федеральных войск. Стремясь остановить военные действия, чеченские сепаратисты во главе с Ш. Басаевым захватила в Буденновске (Ставропольский край) почти 3 тыс. заложников в городской больнице. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров. Однако, как показало время, переговоры были нужны чеченской стороне не для достижения мира, а лишь для перегруппировки военных сил и начала нового этапа вооруженного противостояния. В январе 1996 г., в момент обострения военных действий, чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вновь вытеснены в горные районы, а мятежный генерал убит. Тем не менее потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный Центр пойти на переговоры. Но и они оказались безрезультатными. В августе 1996 г., в канун торжественного вступления Ельцина в должность президента на второй срок, вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный и освободили его от федеральных войск, понесших большие потери. Президент Ельцин приказал секретарю Совета безопасности генералу А. И. Лебедю любой ценой остановить войну. В сентябре в Хасавюрте были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свободных выборов и моратории на решение вопроса о статусе Чечни на пять лет. Однако летом 1999 г. война возобновилась с новой силой, когда чеченские вооруженные отряды вторглись в пределы Дагестана и попытались провозгласить здесь независимое исламское государство. Вслед за этим в ряде городов страны, в том числе и в Москве, произошли взрывы жилых домов, в результате терактов погибли сотни мирных граждан. Российские войска вновь вошли в Чечню и к весне 2000 г. взяли под контроль ее основные населенные пункты. Однако война не остановилась и приняла затяжной партизанский характер. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен Великой Отечественной. Она обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 150 тыс. человек.  Национальный вопрос в современной России. По мере ослабления государственной власти в Центре национальный вопрос в стране приобретал все большее значение. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который уже проделал СССР. Особую остроту во второй половине 90-х гг. приобрел русский вопрос, так как в ряде случаев дотации Центра шли преимущественно на развитие национальных образований, а не для краев и областей, населенных преимущественно русскими. К этому добавилась еще и необходимость обеспечить права русских беженцев из других бывших республик СССР. Невнимание властей к этой проблеме привело к оживлению русского национального движения и его радикальных организаций (наиболее активной из них стало "Русское национальное единство"). Актуальной оставалась задача сохранения территориальной целостности России. В условиях ослабления политической власти в Москве и отсутствия экономической помощи из Центра потребность в нем в регионах, особенно отдаленных, стала ощущаться все меньше. Невозможность Центра силой установить свою власть в Чечне вдохновила сепаратистов в других регионах страны. Вновь стали раздаваться призывы к созданию "республик" и "держав" на Дальнем Востоке, на Алтае и Урале.

Билет 26