logo search
Кузищин_история Древнего Востока

4. Государственное управление

Создание огромной империи, включившей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений — все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентировались должностные обязанности. Сохранилась инструкция верховного сановника (везира) фараона Тутмоса III Рехмира, в которой показан сложный аппарат управления древнеегипетским государством.

Согласно этому документу, государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился на несколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возг-

лавлявших центральные ведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения.

Следующим звеном был аппарат региональной администрации. В инструкции Рехмира говорится о том, что везир назначал чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными регионами. «Это он [везир] будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта (столичного округа во главе с Фивами.— В.К.) и Тинитской области (район Абидоса и, возможно, прилегающих к нему областей.— В.К). Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи от себя и своих присутствий». Иначе говоря, управители четырех административных объединений имели каждый под своим началом по нескольку ведомств-присутствий, которые скорее всего копировали структуру центральных учреждений. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации государственного управления в целом, преодолению традиционного в Древнем Египте сепаратизма номовой знати, которая издавна располагала властью и влиянием в номах. Однако в период Нового царства центральному правительству удалось вытеснить наследственную номовую знать и из аппарата номового управления. Как показывает инструкция Рехмира, «местные князья», т. е. представители номовой знати, должны были получать утверждение на свои посты из рук везира, иначе говоря, были поставлены под его строгий контроль. Более того, центральное правительство ввело должности градоправителей в крупные города, которые назначались из центра и, естественно, ограничивали власть местных номархов. Управление в номах, видимо, строилось в целом по образцу центральной администрации и состояло, в свою очередь, из соответствующих палат (хотя в номах их было меньше) со своим штатом чиновников.

Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких