7.Религия и культура Персии
Видеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры (в греческой передаче Зороастр).
Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций мидийцев и персов.
ВПерсии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI—IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария I.
Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные
при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и приносил жертвы и другим египетским богам. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца VI — начала V в. до н. э., в Персеполе и других городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного бога Ахура-Мазды (символ добра, света, правды) и других иранских богов, но также эламских и вавилонских богов. И хотя в перечне богов Ахура-Мазда упоминается всегда на первом месте, для его культа отпускается в три раза меньше вина, чем было предназначено для одного из эламских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения. Лишь только отсутствием догматической нетерпимости в древних религиях можно объяснить тот факт, что в одной арамейской надписи IV в. до н. э., найденной в Малой Азии, говорится о бракосочетании между вавилонским богом Белом и иранской богиней Дайна-маздаясниш («маздаяснийская вера», т. е. зороастризм).
Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства, Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал лишь в качестве крайней меры, стремясь лишить враждебное ему население помощи местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее помощью он, по-видимому, хотел уничтожить храмы Митры, Анахиты и других древнеиранских божеств, отвергнутых Зороастром. Однако эта реформа оказалась обреченной на неудачу, так как через полвека
- ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- Определение понятия «история Древнего Востока». Хронологические и географические границы.
- Основные группы населения.
- 2. Основные источники по истории Древнего Египта
- 3. Краткий обзор развития египтологии
- 2. Социальная дифференциация общества.
- Возникновение первых государственных образований
- 3. Периодизация истории Древнего Египта
- Организация государственного управления. Египетская деспотия.
- Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства.
- 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков.
- Египет под властью гиксосов
- 4. Государственное управление
- 5. Религиозно-политическая реформа Эхнатона
- 6. Египет при XIX династии (ок. 1306—ок. 1197 гг. до н. э.).
- Правление фараона Рамсеса II
- 7. Правление XX династии (ок. 1147 —ок. 1075 гг. до н. э.).
- Конец эпохи Нового царства
- 1. Египет под властью иноземцев
- Египет под властью ливийцев.
- Завоевание Египта Кушем.
- Ассирийцы в Египте.
- 2. Борьба Саиса за объединение
- Египта. Последний расцвет египетской государственности
- 2. Египетская религия
- Египетский пантеон. Мифология.
- Религиозная реформа Эхнатона.
- Организация культа.
- 4. Литература
- 6. Научные знания
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ I
- ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2. Население Древней Месопотамии
- 3. Периодизация
- 4. Источники древней истории Месопотамии
- Памятники шумеро-аккадской словесности.
- Источники из других стран Древнего Востока.
- Произведения античных авторов.
- 5.Историография
- Дешифровка клинописи.
- Основные направления работы зарубежных исследователей.
- 2.Южная Месопотамия времени Ранних династий
- 2. Нашествие кутиев
- 4. Хурритский мир. Государство Митинга
- Упадок могущества Ассирии в первой половине VIII в. до н. э.
- 2. Создание «мировой» Ассирийской державы
- 2. Разгром Ассирии и создание Нововавилонской державы Набопаласар.
- Набонид и крушение державы.
- 3. Экономика и общество Вавилонии в VII—IV вв. до н. э.
- Архивы.
- Школы.
- Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств.
- 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
- 2. Фригийское царство
- 3. Лидийская держава
- Возникновение государства Урарту.
- 2. Урартское общество и культура
- Страны региона в конце III — первой половине II тысячелетия до н. э.
- Позднебронзовая эпоха в Восточном Средиземноморье.
- 5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии.
- Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине
- Создание Карфагенской державы.
- Социально-экономические отношения в Карфагене (V—III вв. до н. э.).
- Аравия у истоков своей истории. Проблема заселения и развития хозяйства.
- Изучение истории Древней Аравии.
- 2. Североаравийские племена и государственные образования
- 3. Южноаравийские государства в древности
- Политическая история.
- Экономика.
- Общественный и политический строй Южной Аравии.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II
- ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ
- Древняя Месопотамия
- Малая Азия
- Закавказье
- Восточное Средиземноморье и Карфаген
- Аравия
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Возвышение и гибель Эламского царства.
- Камбиз и завоевание Египта.
- 2. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э.
- 4. Персидская держава в V—IV вв. до н. э.
- Греко-персидские войны
- 5.Поход Александра Македонского на Восток и разгром Персидской державы
- 7.Религия и культура Персии
- 2. Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. э.
- Расселение индоиранских племен
- 3. Средняя Азия в составе державы Ахеменидов
- 2. Греко-Бактрийское царство
- 3. Кушанская держава
- Политическая история.
- 4. Парфянское царство
- Возникновение в расцвет Парфянской державы.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III
- ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ
- Элам
- Иран и Средняя Азия
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2. Система древнеиндийских государств. Образование общеиндийской державы
- 2. Культура Древней Индии
- Литература.
- Архитектура и искусство.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 3.Источники древнекитайской истории
- 4. Историография
- 5. Возникновение государства Чжоу
- 6 Социально-экономические отношения в X—VIII вв. до и. э.
- 2. Борьба за гегемонию
- 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.
- 5. Начало кризиса империи
- 6.Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань
- 2. Письменность
- 5. Естественнонаучные знания
- 2. Древние вьетские государства и их соседи
- 3. Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев
- Формирование раннеклассового общества.
- Древние мон-кхмерские государства.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ V
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ
- ИРАН
- БИБЛИОГРАФИЯ
- ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ К ИЗУЧЕНИЮ В РАМКАХ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
- ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РАБОТЕ НАД ДОКЛАДАМИ
- Работы общего характера
- Учебники по истории Древнего Востока
- Источники по истории Древнего Востока
- Хрестоматии и сборники текстов по Древнему Востоку в целом
- Сборники древневосточных текстов по регионам и публикации отдельных источников
- Этническая история и языки народов Древнего Востока
- Обобщающие и исследовательские работы
- Основные черты культурного и духовного развития народов Древнего Востока
- Письменность
- Социально-экономическая, политическая и культурная история отдельных регионов Древнего Востока
- Египет и Нубия
- Передняя Азия
- Месопотамия
- Иран и Центральная Азия
- Иранское нагорье в III—II тысячелетиях до н. э. Элам
- Справочные издания
- Энциклопедии и словари
- История науки и библиография
- ОГЛАВЛЕНИЕ