logo search
ИГПзс вопросы к экзамену ИТОГ

Правовое положение основных групп населения;

Социальная структура отличалась особой сложностью. Наиболее четкие социальные границы проявились между рабами и рабовладельцами.

Источники рабства:

– за долг;

– плен;

– рождение.

Рабы входили в состав имущества. Рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, их дети считались свободными.

Рабыня, родившая детей от свободного человека после его смерти получала вместе с детьми свободу. Если отец признал таких детей при жизни, то они имели право на наследование его имущества наравне с его детьми, рожденными от жены.

В нововавилонском царстве нашли отражение новые формы рабской эксплуатации, раб все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, а за ним признавалось право выступать в суде в качестве истца, ответчика и свидетеля. Во времена Хаммурапи большинством этих прав они не обладали.

ПРАВОВОЕ НЕРАВЕНСТВО СВОБОДНЫХ отражалось в существовании двух соц. групп: авилумов - общинников, и мушкенумов - царских служилых людей, арендовавших земельные наделы. В отношении авилумов на первый план выходили общинные отношения, а в отношении мушкенумов - отношения собственности. Только владение землей в общине делало человека полноправным, независимо от служебного и социального положения.

По владению средствами производства: эксплуататорская верхушка (высшие царские храмовые чиновники, купцы, ростовщики) и общинники-крестьяне, ведущие самостоятельное мелкое хозяйство. Формы зависимости свободных - долговая кабала, но срок отработки долго был ограничен.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП. В законах Хаммурапи фигурирует купец - тамкар. Тамкары находились на царской службе и пользовались широкой свободой финансово-экономической деятельности. Существовали шамаллумы - мелкие купцы, выполнявшие одновременно поручения тамкаров (отношения по договору представительства).

Ремесленное производство было полузависимым, практиковалось обучение рабов квалифицированному делу. Ремесленники были подконтрольны дворцу или храму. Большей независимостью пользовались некоторые “ученые” профессии.

Жречество не сложилось в оформленное сословие. Должности жрецов иногда продавались.

Баирум и редум - несшие воинскую повинность. За службу им давалась земля, исключенная из гражданского оборота. Переставая нести повинность, они теряли право на пользование землей. Купившие эту землю (или захватившие ее) приобретали вместе с ней все повинности.