logo search
костюм древнего мира и феодального востока

Костюм Ассиро – Вавилонии.

Государства Ассирии и Вавилонии образовались в третьем тысячелетии до н.э. Ассирийское государство в течение долгого времени подчинялось Вавилону, который достиг особого расцвета культуры в начале II тысячелетия до н.э. Однако в VIII в. до н.э. Вавилонское царство было само завоевано Ассирией. Отличительной чертой городов Ассиро-Вавилонии были мощные, необычные по технике строительства дворцы; в произведениях искусства – также преувеличение мощи, силы; весь облик ассиро-вавилонян – олицетворение физической силы.

Военизированный характер этих государств, вся история которых состояла из большого количества походов с завоевательными целями, наложил отпечаток на нравы людей – они стали жестоки и грубы. По внешнему виду ассиро-вавилоняне во многом противоположны египтянам. Это были коренастые, мускулистые люди, с крупными чертами лица, обильной растительностью на лице и великолепными волосами, очень сложно и тщательно причесанными. Шумерские памятники сохранили тип древней мужской одежды, называемой каунакес, который пришел на смену коже и шкурам животных. Эта одежда имитировала мех, напоминая его длинными ткаными волосами. Пристрастие к меху сохранилось и в позднейшей одежде ассирийцев. Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском покрывале.

На одежду ассирийцев во многом повлиял их военизированный образ жизни, условия существования и социальный устройство общества, поэтому одежда ассирийцев во многом более примитивная, чем одежда египтян. У нее другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье. Широкое распространение получают материалы, способные защитить тело человека от врага. Одежда ассирийцев также различалась по половому признаку (женские одежды скромнее и как правило длиннее мужских) и социальному, выражавшемуся в разделении одежды по длине (функциональный характер – отделение трудящихся классов от аристократии) и по эстетическим характеристикам (костюм аристократов богато украшался и декорировался, рассматривался не с утилитарной а с эстетической точки зрения).

В целом наиболее важным нововведением в костюме данного периода являлся крой, который позволял создавать различные формы всей ассиро-вавилонской одежды.

Мужская одежда.

В костюме ясно выражалось социальное положение людей. Стоимость одежды и количество наслаиваемых одежд строго регламентировалось. Основной одеждой ассиро-вавилонян всех сословий была рубаха канди с цельнокроеными рукавами длиной до локтя. Рубаха воина и охотника делалась до коленей, а для ног употребляли новый элемент костюма – штаны. Предназначенные сначала для одних воинов впоследствии они вошли во всеобщее употребление; штаны вверху затягивались поясом, внизу охватывались кожаными зашнурованными полусапожками. Панцирем служила особая куртка из кожи, обувью – сандалии с задником из твердой кожи.

Костюм царя.

Обычно длина плаща и его украшение зависели от общественного положения человека. Высшие слои носили плащи длинные, по щиколотку, которые были украшены поясами и бахромой. Знаком царского достоинства являлся плащ-накидка – конас. Плащ-накидка проходил под мышкой и укреплялся на другом плече или складывался вдоль; его сшивали, оставляя свободным отверстие для головы, а на месте сгиба делали прорез для руки. В таком случае он надевался на оба плеча так, что с одной стороны был открыт сверху донизу. Царская одежда украшалась разноцветной вышивкой в сочетании с золотыми чеканными пластинками. Царь носил, как правило, канди белого цвета, конас – пурпурного. В сочетании с золотыми пластинками и вышивкой костюм царя поражал необычайной красочностью. Одним из символов царской власти был головной убор тиара-кидарис, состоящий из войлочного с узким верхом колпака, украшенного металлическими пластинами, и золотого венца-повязки – фанонса – с эмалью и драгоценными камнями, концы повязки заканчивались бахромой и спускались на спину. Руки царя украшались браслетами – выше локтя и на запястьях.

У приближенных и слуг царя знаком отличия была бахрома, украшавшая канди. Длина и ширина бахромы указывали на положение придворного. Чем шире была бахрома, и чем больше ее было на одежде, тем выше было его положение.

Женский костюм.

Женщина в Ассиро-Вавилонии была бесправна, поэтому в ассиро-вавилонском искусстве почти нет изображений женщин. Предполагают, что по форме и конструкции женская одежда мало чем отличалась от мужской. Она также богато орнаментировалась.

Цвета и ткани.

Ассиро-Вавилония отличалась высокой степенью совершенства ткачества и вышивки. Во времена Древнего Рима их работа ценилась очень высоко, было сильно развито и красильное дело: известные ассиро-вавилонские краски (красные, коричневые, голубые, желтые и синие) отличались большой прочностью. Изготовление пурпурных красок и способы окрашивания ими тканей долгое время были их секретом.

Прически.

Ассирийцы уделяли большое внимание своей внешности, а именно: прическе, усам, бакенбардам, бороде. Они делали пробор посередине головы, зачесывали волосы за уши назад и завивали их концы локонами. Завивали также усы, бакенбарды, бороду отращивали как можно длиннее и разделяли ее на про­дольные ряды чередующихся между собой локонов и завитых косичек. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Известно, что уже в XIII веке до нашей эры специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом.

Украшения.

Особое место в костюме знати уделялось украшениям из драгоценных металлов – диадемы, браслеты, пряжки, обручи, серьги.

Лекция