Новая повесть о преславном Российском царстве
Призыв к сплочению против врагов, Смоленск твёрдо стоял против запада, а также польское, литовское и другие княжества. Призыв к подражанию Смоленску. Русское государство всегда было религиозно, непокорно и жило праведно. был супостат – король, он жил по-другому и желал искоренить христианство. Он хотел захватить наше государство и взять в жёны благочестивую девушку, однако это ему не удавалось, а родители девушки были категорически против. На Руси умер царский род, все поверглись скорби, не хотели они подчиниться супостату, однако нашлись и изменники, которые отреклись от веры и захотели отдать ему государство. Остались и те, кто не желал прогибаться, их морили голодом и мучали. Учителя и отцы боролись не силой, а словом и поддерживали дух народа. Город не сдался и стоит непоколебим, он сохранил веру к всевышнему. [предыстория] Это свершили те, кто не сдался и не отдал свою веру. Супостаты хотят лишь отнять веру, поэтому унижают и грабят. Некто из того же душепагубного и бесовского сонмища, из нашего, Христу тезоименитого, рода, зачинщик зла и губитель Божьего жребия яд свой изрыгнул и потаенное свое всем явно открыл: замыслил своим злохитрым умом покачнуть тот непоколебимый наш столп и на свою богоотступную сторону склонить. Но у него ничего не вышло и стал он сыпать проклятия на пастыря, однако опомнившись, стал бояться. И далее он просит прощения, не забыв о своих злых умыслах. Наш государь (столп) велики непоколебим. [продолжение] многие отреклись от веры и желали её искоренить. Остался лишь государь, и ели он умрёт по вине изменников, то вера окончательно погубится, а нет – он сохранит её. Далее – укорение изменников. Те, кто не отрёкся, молчат. Автор умоляет людей не сдаваться. Он желает отдать жизнь за православную веру.
Юдифь
Навуходоносор, царь Ассирии, победив царя мидийского, посылает своего полководца Олоферна против западных народов, которые не хотели помочь ему в борьбе с царем индийским. Наказав их и разрушив их капища, Олоферн отправляется против евреев, которые незадолго до того вернулись из плена и построили свой храм (это при Навуходоносоре!). Народ готовится к сопротивлению, и первосвященник Иоаким принимает нужные меры. Олоферн направляет силы против крепости Бетулии. Положение крепости критическое. Тогда красивая вдова Юдифь решается на героический акт, чтобы спасти свой народ: пробравшись в неприятельский лагерь, она увлекает своей красотой Олоферна и убивает его, когда он опьянен после пира. Она спешит в город; евреи нападают на врагов и обращают их в бегство. Юдифь прославляется как спасительница народа.
- О просодии стихотворной
- О премудрой мастроте живописующих
- Повесть о бражнике
- История в память предыдущим родам о царе Василии Шуйском
- Сказание о пришествии под Троицкой Сергиев монастырь польских и литовских людей и русских изменников…
- О укреплении осады
- О слуге Анании Селевине
- Новая повесть о преславном Российском царстве
- Хождение Трифона Коробейникова в Царьград
- О разрушении храма святаго Георгия
- Сказание о Магмете-салтане
- Повесть о Юлиании Лазаревской
- Сказание о князьях Владимирских
- Эпитафия Сильвестора Медведева на смерть Симеона Полоцкого
- Повесть о псковском взятии
- Повесть о Петре и Февронии
- Послание дворянина к дворянину
- Повесть о Шемякином суде
- Повесть о Карпе Сутулове
- Повесть о Ерше Ершовиче
- Повесть о Савве Грудцыне
- Повесть о Горе-Злочастии
- Повесть о Фроле Скобееве
- Повесть об азовском осадном сидении донских казаков
- Великое Зерцало
- Калязинская челобитная