Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
В конце III века до н. э. сложился союз скотоводческих племен, который сыграл важную роль в истории Центральной Азии. Завоевания хуннов положили конец скифо-сакскому периоду.
Господство в Евразии гуннов стало переходным этапом в истории от первобытности к цивилизациям. Влияние гуннов способствовало преодолению этнической и культурной изолированности и складыванию новых форм материальной культуры и общественных отношений.
Политическая история хуннов в период их господства хорошо представлена авторами-современниками эпохи. Основные сведения мы получаем у древнекитайского историка Сыма Цаня. В его «Исторических записках», относящихся ко II-I вв. до н. э., собраны сведения по истории народов, с которыми китайцы вступали в контакты.
Возвышение хуннов связано с именем шаньюя Моде (в китайских хрониках Маодунь), который пришел к власти в 206 г. до н. э. и осуществил ряд победоносных завоеваний. Моде разгромил племена дунху, взял в плен людей и захватил скот, так Сыма Цзянь описал начало гуннской империи. В 203-202 гг. до н. э. хунны подчинили племена в верховьях Енисея, Саянах и на Алтае.
Первое упоминание о хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. ВIII в. до н.э. хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных племен, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром («высочайшим») и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.
Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия - Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением ханьских войск. Китайский император вместе с войсками попал в окружение у горы Бай-ден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушила его Китайская империя. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира.
Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть. Они искусно подогревались китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, упорно сопротивлявшаяся китайской агрессии, вынуждена была откочевать в страну кангюйцев. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», т.е. «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хуннский сенгир выполнял функции первосвященника. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.
Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули-князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовала также группа неродовитых чиновников – қутлуг, которые были «помощниками» сенгира и вельмож и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. воинов) и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.
Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.
Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну «легки и удобно исполнимы». Суд длился не более 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь, за воровство – конфискация имущества преступника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде - сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т.п.
Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н. э. проникла на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангюйцы в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности – Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос – гунны. Так их называли западные источники.
В 375 г. гунны под предводительством Баламбера переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-Римской империи. В 305 г. они подходили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Месопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно- Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота. Успешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило ей жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, Бледе и Аттиле. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Свои первые удары Аттила обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. на Каталаунских полях недалеко от г. Орлеана между двумя армиями, получила название Битвы народов. Римляне приписывали победу себе, но Аттила после Каталаунских полей вел себя не как побежденный. Он сразу же совершает поход на Северную Италию, его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы.
После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангюйцев племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Хозяйство хуннов, по описаниям древних историков, было «примитивным» и заключалось в выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основным занятием хунских племен было скотоводство, согласно Сыма Цаня, они: «переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей». Первостепенную роль в хозяйстве играла лошадь, кроме того, имелись стада овец, коз, верблюдов. Однако при описании хозяйства гуннов следует отметить, что они знали оседлость и земледелие, существуют упоминания о городах в землях гуннов и больших запасах там зерна.
Война и набеги с целью захвата добычи - важная сторона их жизни, - пишут очевидцы тех времен. В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая, таким образом, свое существование, а в тревожное время каждый обучается военному делу для совершения нападения.
Хунны имели высокоразвитую металлургию. Именно с этим связан качественный скачок в развитии производительных сил в Центральной Азии. Хунны, овладев ранее других выплавку железа, наладили широкое производство железных орудий и, в первую очередь, оружия. Они создали новую технику военного дела, ввели нововведения в вооружение, в частности, изобрели дальнобойный лук. Все это дало преимущества, которые позволили быстро сокрушить хорошо вооруженных противников.
Социальное устройство хуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом характере. Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными отношениями.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Патриархально - родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.
В праве собственности заметны черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «Царские» земли. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в передвижных повозках, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления. Дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над ними устраивались лежаки или нары.
Одежду хунну изготавливали в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.
Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны и оседлые племена земледельцев.
Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангюйцев и усуней и основали в центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству аваров (Государство Жужань по китайским источникам). В 490 г. Юебань было разгромлено телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул «Небесный император», южный – «Наследный государь». Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть аваров. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.
Процессы распада кочевой империи хунну и государств усуней и кангюйцев были вполне закономерны и обусловлены дальнейшим развитием социально-экономических и политико-правовых отношений в кочевом обществе. Прежде всего, сложилось противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системы. Невозможность эффективно управлять большими территориями из одного центра вели к естественному возникновению центробежных тенденций в государстве. Как только создавались условия для ослабления центральной власти, окраины отпадали и получали суверенитет. Немалую роль в распаде хуннской империи сыграло развитие государственно-правовой системы в Южном Казахстане, в частности в государствах усуней и кангаров, создавших новые центры объединения кочевников Центральной Азии. И хотя в III веке нашей эры государства усуней и кангюйцев переживали кризис, об упадке государственности в регионе говорить еще было рано.
Упадок империи хуннов в Центральной Азии начался с политического кризиса в результате поражений хуннов от совместных действий Китая, усуней, дунху и динлинов. В войнах хунны потеряли более трети населения. В 48 г. до н.э. они распадаются на две части, северных и южных. Южные хунны отказываются от набегов и фактически признают покровительство Китая, северные, вступив в союз с другими прототюркскими племенами, продвигаются в западном направлении. Миграции хуннов начались во второй половине II в. н.э. в Казахстан, затем в Приуралье, Заволжские степи и далее. Появление хуннов в Европе вызывает трудности у историков в вопросах их идентификации, в этой связи появились понятия «азиатские» хунны и «европейские» гунны. Однако косвенным указанием на определенную этническую близость тех и других может служить то, что основную массу их составляли прототюркские племена. Следует отметить, что племена, появившиеся в Европе, именуются ими уже как гунны.
- Казахстан в эпоху бронзы: культура андроновских племен.
- Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, политическая история, хозяйство и культура.
- Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
- Государства усуней и кангюев на территории Казахстана: политическая история, хозяйство и культура.
- Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение. Усиление политического влияния ислама и мусульманской культуры.
- Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура.
- Государство огузов (конец іх-начало хі вв.) Племенной состав и расселение. Борьба с сельджуками и усиление междоусобиц.
- Кимекский каганат (конец іх – нач. Хі вв.). Кыпчакское ханство (нач. Хі в. 1224 г.): формирование этнической общности, расселение, политическая история, хозяйство, культура.
- Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
- 13. Улусы найманов и керейтов (хіі – нач. Хііі вв.). Конфедерация племен найманов и керейтов в Центральной Азии. Распространение христианства.
- Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.
- Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
- Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
- Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная организация. Ослабление и распад Золотой Орды.
- Образование и возвышение государства Ак-Орда (конец хііі – нач. Хv вв.). Значение Ак-Орды в истории Казахстана.
- Ногайская Орда (конец хіv – хv вв.): этническая, политическая, общественная организация.
- Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира (1428-1468 гг.): этнический состав, политическая история.
- Историческике предпосылки образования казахского ханства в середине 15 в. Роль султанов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.
- Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля. Материальная и духовная культура казахов в 15-16 вв.
- Возвышение Казахского ханства при хане Касыме. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI века.
- Основные этапы становления казахской народности и ее этнический состав. Происхождение этноним "қазақ" (казах).
- Причины образования и особенности развития казахских жузов.
- Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".
- Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
- Институт биев в казахском обществе. Толе би, Айтеке би, Казыбек би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.
- Хозяйство казахов в XV-XVIII вв.
- Казахско-джунгарские войны в XVII- хviii вв. Роль казахских батыров в консолидации казахского общества в условиях джунгарской агрессии.
- Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Начало присоединения младшего жуза к России. Абулхаир хан как государственный деятель и полководец.
- Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в хviii в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева.
- Движение казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины, этапы, итоги.
- Образование Букеевского ханства (1801 г.). Хан Жангир и его деятельность (1823-1845 гг.).
- Народно-освободительное движение казахов под предводительством и.Тайманова и м.Утемисова (1836-1838 гг.).
- Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824гг.
- Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1869-1870 гг.)
- Национально-освободительное движение под руководством к. Касымова (1837-1847 гг.): причины, характер, основные этапы, итоги.
- Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX – начале хх вв.
- Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX – начале хх вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
- Метрополия Россия и колония Казахстан в годы первой мировой войны. События 1916 г. В Казахстане: причины, характер, особенности.
- Наука и просвещение в Казахстане в XIX в.
- Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
- Казахстан в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Роль национальной интеллигенции в освободительной борьбе казахского народа.
- Октябрьская Революция 1917 года в России и особенности установления советской власти в Казахстане.
- Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920гг.).
- Образование касср в составе России. Становление казахстанской советской государственности.
- Казахстан в годы нэПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
- Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов. Трагедия казахского аула в годы коллективизации
- Индустриализации в Казахстане: успехи и просчеты
- Общественно-политическая жизнь и культура Казахстана в 20-50-ые годы. Репрессии против национальной интеллигенции. Депортация репрессированных народов в Казахстан.
- Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
- Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны. Объединила.
- Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
- Казахстан в годы "хрущевской оттепели". Реформы 50-60-ых годов хх в., их характер и причины их незавершенности.
- Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экономические, экологические и социальные последствия целины.
- 61. Казахстан в годы нарастания противоречий и кризисных явлений в ссср (1971-1985гг.). Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.
- Казахстан в условиях реформ м. С. Горбачева второй половины 80-х годов. Декабрьские события 1986г. В Казахстане и их историческое значение.
- Культура Казахстана во второй половине хх века.
- Распад ссср и провозглашение государственной независимости Казахстана. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.
- Конституция Республики Казахстан. Государственные символы Республики Казахстан.
- Общественно-политические объединения и политические партии на современном этапе.
- Послание Президента страны: «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития Республики Казахстан.
- Республика Казахстан в системе современных международных отношений.
- Основные положения Послания Президента страны н.А. Назарбаева народу Казахстана, в 2012 году «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
- Казахстан в системе международных отношений. Председательствование Казахстана в обсе. Астанинский Саммит.
- Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
- Основные положения программной системы н.А. Назарбаева в «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу труда »
- Создание Ассамблеи народов Казахстана – общественного института согласия и единения народов Казахстана. Государственная программа «Культурное наследие».
- Экономическое развитие Казахстана на современном этапе. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан.
- Создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская Декларация об образовании снг. Работа н.А. Назарбаева «На пороге 21 века».