logo search
Иванов

Глава 26. Будущее цивилизаций

Для завершения составленной книги об истории и гибели цивилизаций

возвратимся к книге А. С. По-

тупы "Открытие вселенной - прошлое, настоящее и будущее". Итак, на примере

наиболее известных

человеческих цивилизаций мы убедились, что гибель их связана не только с

глобальными природными

катастрофами, но и с войнами, революциями, общим социальным и экономическим

упадком и, как правило,

сменой на иную более или менее развитую цивилизацию! Что же ждет нас,

современных жителей Земли,

создавших высокотехнологичную цивилизацию? Один из вариантов ответа на этот

вопросы найдем в книге А.

Потупы в отрывках из главы "Взгляд в будущее".

Оценка времени жизни нашей технологически развитой цивилизации все-таки

интригует - она

касается всех нас, и наша сегодняшняя жизнь зависит от того, насколько уверенно

мы глядим в день

завтрашний.

Сейчас, как известно, мы находимся в фазе более или менее быстрого роста

чего угодно -

народонаселения и числа научных публикаций, энергопотребления и добычи полезных

ископаемых. Всеобщий

рост возможен лишь в среде с неограниченными запасами и масштабами. На нашей

конечной планете этот

рост должен резко замедлиться или вообще прекратиться к началу очередного

тысячелетия. Исчерпание ряда

важнейших ресурсов на фоне колоссального перенаселения планеты заведомо не

допускает в такое не

слишком отдаленное будущее технологическую цивилизацию известного нам образца.

Значит ли это, что срок жизни технологической цивилизации, быстро

развивающейся за счет

безудержной эксплуатации приповерхностных слоев планеты, ограничен несколькими

столетиями (3-5?),

после чего неизбежен застой, переход к примитивным формам хозяйства - в общем

горький плач над

истощенными недрами матушки Земли.

Сразу лее стоит подчеркнуть, что такой срок жизни технологической

цивилизации нашего типа

представляется вполне реалистическим. Другой вопрос: что ее сменит?

История жизни на Земле - в какой-то степени цепочка экологических

катастроф. Некогда вулканизм

испортил первичную атмосферу, и это стимулировало резкое усложнение органики.

Насыщенный биобульон

породил первые примитивные организмы - прокариоты. Они в свою очередь вызвали,

пожалуй, крупнейший

в истории Земли экологический кризис, начисто ликвидировав за какой-то миллиард

лет условия для

химического зарождения жизни. Видимо, прокариоты здорово поработали в плане

ликвидации первичного

биобульона, и их дальнейшее безудержное развитие наверняка стало тормозиться

недостатком питательной

среды. Кроме того, они постепенно отравили атмосферу кислородом, сильнейшим

окислителем, если угодно,

ядом для не защищенных особым образом организмов. Но в деятельности прокариотов

была и положительная

сторона. Творение третичной атмосферы создало условия для появления более

крупных и сложных клеток,

способных к окислительному метаболизму. Эукариоты положили начало клеточной

специализации, а по-

том и многоклеточным сложнофункционирующим организмам, способным жить

исключительно в

"отравленных" условиях.

Экологический кризис, детали которого еще не совсем ясны, пресек в конце

мелового периода

повсеместное царствие гигантских пресмыкающихся.

Несколько десятков тысячелетий назад появился наш вид - Homo Sapiens. Его

великолепная

изобретательность в охотничьем промысле постепенно привела к сильнейшему

нарушению равновесия.

Человек успешно подорвал собственную питательную базу, выбив на огромных

территориях крупных

животных. Расселение племен по всей поверхности суши, то есть простая экспансия,

отодвинуло сроки

катастрофы на сколько-то тысяч лет, но не устранило ее причин. В древнейших

очагах заселения плотность

разумных существ резко возрастала, а кормиться было нечем.

Около 10 тысяч лет назад в некоторых перенаселенных областях люди нашли

неплохой выход из

положения. Они стали сжигать леса и портить землю, выращивая злаки и, как теперь

принято говорить,

отрицательно влияя на экологический баланс. Истощение земель монокультурами, а

позже и разведением

скота привело ко многим неприятностям. Наглядные тому примеры - пустыня Сахара,

некогда

плодороднейшая область Африки, съеденные козами окрестности Средиземноморья...

Но существовал выход и из этой кризисной ситуации. В некоторых районах

планеты были найдены

приемы культивации, прежде всего - полив, многополье и элементарная селекция.

Это требовало

организованных усилий большого числа людей и вызвало

к жизни особую форму социальных организмов - ранние цивилизации.

Как видно, экологические кризисы, связанные с экстенсивной охотой, а

потом и с экстенсивным

земледелием, привели не только к отрицательным последствиям. Земледельческие

государства -

цивилизации, высокоразвитые социальные культуры - важнейший результат этих

кризисов. Письменностью,

умением философствовать и многим другим мы обязаны этому результату.

Социальные структуры отмеченного типа - будем называть их цивилизациями

класса А - тоже не

справлялись со всеми проблемами и содержали в себе довольно определенные

зародыши будущих кризисов.

Однако понимать их как кризисы экологические можно лишь в том случае, если

включать в понятие

окружающей среды и социальные факторы, в частности, взаимодействие с другими

аналогичными

цивилизациями и внутренние напряжения.

Цивилизации класса А неплохо владели интенсивными методами

сельскохозяйственных работ, но в

отношении техники вели себя в основном сугубо экстенсивно. Во многом из-за этого

быстро вспухающие

империи Древнего Востока и античности неизменно приходили в упадок. Скажем, для

поддержания

внутреннего и внешнего равновесия в Древнем Египте эпохи Среднего царства явно

требовался более высокий

энергетический и транспортный потенциал. Кое-что в этом направлении

действительно делалось, например,

был изобретен колесный экипаж, но в целом технический уровень государства не

соответствовал его

масштабам- Не было, в частности,

методов преобразования энергии из одной формы в другую, и мероприятия,

требующие больших

энергозатрат, проводились главным образом за счет совокупных мускульных усилий

огромных коллективов

рабов. "Машину" такого рода далеко не всегда удавалось удержать в повиновении. В

столкновениях с

внешним врагом, где результат во многом был предопределен численностью армий,

имеющих примерно

равное и примитивное вооружение, тоже нередко приходилось терпеть

катастрофические поражения.

Поэтому уровень культуры цивилизации класса А, не претворенный в

соответствующий уровень

техники, не гарантировал ее устойчивости. Так пала под ударами варваров Римская

империя, так Китай попал

некогда под власть монгольских завоевателей. Средний срок жизни цивилизаций А

довольно велик, его

можно оценить, скажем, в 1000 лет. К счастью, земная цивилизация не ограничилась

калейдоскопом таких

цивилизаций.

Во второй половине текущего тысячелетия в Европе сложились условия для

интенсивного ведения

технической политики, и где-то в XVII -XVIII-x веках ряд ее государств стал

входить в иную фазу -

технологических цивилизаций. Датировка эпох - непростое дело. Можно обозначить

границу

технологической эпохи изобретением самодвижущегося челнока ткацкого станка (Джон

Кей, 1733 г.) или

патентом Томаса Севери (1698 г.) на универсальную силовую установку, включающую

паровой насос,

наконец, паровым двигателем Джеймса Ватта (1765 г.), короче говоря, рубежом так

называемой

промышленной революции. В течение XIX века ряд европейских стран, а вслед

за ними и некоторые государства других континентов преодолели основные

барьеры древности -

транспортный, энергетический и технологический, и их уже можно отнести к

следующему классу:

цивилизаций В. Интенсивная техника позволила выскочить из опасного социально-

экономического тупика.

На рубеже XX века для цивилизаций класса В создалось опять-таки

затруднительное положение,

требующее рывка в техносфере. Этот рывок был сделан за счет перехода к

интенсивному развитию науки. В

техносферу хлынули открытия, которые принципиально нельзя было уловить в тысячах

теоретически

неоформленных опытов. Молено создать паровой двигатель задолго до построения

термодинамики, но

немыслимо изобрести лазер, не имея представления об атомной физике, или ядерный

реактор - без изучения

теории ядра.

Резкая интенсификация науки и темпов развития всей техносферы позволила

решить многие

проблемы, но и породила очередной экологический кризис, выход из которого,

видимо, потребует появления

новых цивилизаций класса С. С этой точки зрения срок жизни цивилизаций В вряд ли

можно оценить выше,

чем в 3 - 4 столетия. На что лее молено надеяться в обход мрачных картин

всеобщего упадка и разрушения

культуры?

Надвигающийся экологический кризис имеет ряд особенностей, есть нечто

выделяющее его из ряда

предыдущих кризисов, устроенных человеком. Главное, пожалуй, его глобальность.

Охотничье племя могло

разрушить баланс х^оего ареала, слишком успешно охотясь, и потом вымереть или

перейти на

сбор злаков. Но при этом практически не затрагивать соседние племена.

Вырубка лесов первыми

земледельцами, конечно же, затрагивала большие области. Но вот распыление по

поверхности планеты

полутора миллионов тонн ДДТ привело к тому, что все земляне заражены этим

пестицидом в несколько раз

выше допустимой нормы. Выброс 195 ядовитых соединений в результате работы

автомобильного транспорта

отравляет атмосферу всей планеты. Например, концентрация свинца в скелете

современного человека чуть ли

не в 100 раз превышает ту, которая характерна для древних охотников. Между тем

свинцовое отравление

вызывает тяжелые формы психической деградации. Выброс углекислого газа (с 2-

процентным ежегодным

приростом!) в связи с слеиганием огромного количества органического топлива

грозит превратить Землю в

превосходный парник. Пропуская солнечный свет, накопившийся в атмосфере, СО2

молеет не. выпустить

тепловое излучение Земли, и температура ее поверхности повысится, чтсг в свою

очередь приведет к таянию

полярных льдов и грандиозному наводнению. Заметную лепту в порчу биосферы вносят

авиация и

космонавтика - наряду с распылением тысяч тонн сверхактивной "химической

пакости", непрерывно

прожигается озоновый слой атмосферы, единственная защита от действия

ультрафиолетового солнечного

излучения. Недавно обнарулеенная гигантская дыра в озоновом слое над южным

полушарием - воистину

грозное "знамение небесное". Проблема проблем - радиация, в особенности

последствия испытаний ядерного

оружия, неисправной реакторной

защиты и неаккуратного захоронения отходов. Последствием четвертьвековых

ядерных испытаний на

поверхности и в атмосфере стало примерно восьмикратное увеличение радиационного

фона. Но еще опасней

прямые локальные явления - выпадение радиоактивных осадков над далекими от места

взрыва областями, в

результате чего уровень радиации подскакивает в несколько раз и может вести к

болезням типа лейкемии и

вообще к непредсказуемым мутагенным последствиям. Взрыв на 4-м блоке

Чернобыльской атомной станции

- крупнейшая техническая катастрофа в человеческой истории - стал образом

глобального техногенного

самоубийства.

Количество вредных факторов влияния на биосферу значительно больше, чем

здесь перечислено, и

важно, что многие из них действуют не локально, а в масштабах всей планеты.

Большинство этих факторов

практически нельзя свести к нулю, не затормозив производство.

Разумеется, интенсивное развитие производства ведет к быстрому

использованию природных

ресурсов. К началу XXI века некоторые из них будут практически исчерпаны.

Продолжается демографический взрыв.

На фоне опасных тенденций совсем кошмарно выглядит скромная величина 250

тысяч долларов -

примерно столько, средств ежесекундно уходит в мире на вооружение. Средства

массового уничтожения,

использование которых, вероятней всего, привело бы к исчезновению всех высших

форм жизни на Земле, -

опаснейшее последствие деятельности^ цивилизаций класса А.,_Чтрбы отправиться на

тот

свет, человеку достаточно небольшой пули, даже не обязательно со

смещенным центром тяжести.

Современная технологическая цивилизация услужливо лре-доставляет каждому,

включая грудных младенцев,

нечто поэффективней, скажем бомбу, начиненную несколькими тоннами

тринитротолуола, или щепотку

порошка, которой можно отравить большой город, а не то и полгосударства...

Что же молено сказать о цивилизации класса С, способной справиться с

такими нестандартными

проблемами?

Мы видели, что в истории Земли изменение окружающей среды само по себе не

является вредным

или полезным. Экологическая (и далее социально-экологическая) нестабильность

служит важнейшей

предпосылкой развития. Существование в эволюционном тупике - не жизнь по

человеческим меркам.

Другой вопрос - темп, в котором мы воздействуем на окружающую среду. Он,

разумеется, должен быть не

слишком высоким, чтобы люди успевали адаптироваться, но и не слишком низким,

чтобы не произошло

полного торможения.

Цивилизацию класса С, которая способна спланировать и осуществить

оптимальный темп

собственного развития во взаимодействии с окружающей средой, можно назвать

автоэволюционной. Смысл

названия в том, что на данном уровне должно вестись интенсивное регулирование

эволюционного процесса в

масштабах всей планеты, тогда как на предыдущих уровнях А и В цивилизации

занимаются этим делом лишь

экстенсивно.

Возможно мы действительно подошли к грани-

це радикального изменения окружающей среды и вынуждены будем приступить к

какой-то

трансформации себя как вида и соответственно учиться преобразовывать социальные

механизмы в самых

разных масштабах.

Хотя производство с мощной фильтрацией и замкнутыми циклами может заметно

снизить темпы

отравления воздуха, перестройка атмосферы вряд ли полностью прекратится. В

какой-то степени и нам

придется к ней приспосабливаться, используя биологические средства. Вряд ли

осуществима идиллия, где

человек, наслаждающийся интеллектуальным и материальным изобилием, сумеет еще и

разгуливать среди

девственных райских кущ с тем же составом воздушного бассейна, который был в

библейские времена.

На первом этапе перехода в класс С нашей цивилизации, бесспорно, придется

прибегнуть к

некоторым самоограничениям, очиститься от слишком опасных наследственных

болезней. Молено без особых

потерь отказаться от производству уймы бессмысленных вещей и даже от всей

системы сверхизбыточного

потребления, всемерно усиливав интеллектуальное развитие. Роскошь не сводится к

десятку личных

автомобилей или излишку жилплощади. В социальном плане гораздо опасней иные

формы роскоши -

государственные границы, миллионные армии, многомиллиардные военные бюджеты,

яростные схватки по

поводу национального величия и символов веры.

Преодолев хотя бы в необходимой степени эти барьеры, можно ставить

серьезнейшие биотехнические

задачи. Никто не уверен в том, что наш вид действительно вершина эволюции.

Изменившиеся эко-

логические условия могут потребовать формирования более разумного вида с

более высокой

адаптивностью в быстроменяющихся условиях, улучшенным метаболизмом,

дополнительными органами

чувств и т. п. При этом вполне вероятно использование идей симбиоза

биологических и искусственных

микроэлектронных элементов. Разумеется, появление нового вида (или видов) должно

привести и к

неизвестным пока типам социальных организмов.

Не исключено, что сотворение искусственного вида на биологическом

(биокибернетическом?) и

социальном уровне и есть высшая цель Homo Sapiens. Заранее не ясно, какую роль

он стал бы играть в

цивилизации класса С, но вовсе не обязательно, чтобы в духе "Франкенштейна" Homo

"Supersapiens"

непременно разделался бы со своим создателем. Скорее всего создатели

преобразуются сами. Появление

нового варианта цивилизации - вопрос ближайших одного-двух столетий.

НАДПИСЬ для ПОСВЯЩЕННЫХ -

БЕСПОЛЕЗНЫЕ ВЫВОДЫ

Конечно, тему забытых рами цивилизаций, поиск истоков их гибели и распада

можно продолжить

вплоть до составления еще одной, не менее толстой книги. Тем более что из поля

нашего внимания выпали

государства великой китайской цивилизации, уникальность суровой самурайской

Японии, экзотичность л

таинственность Центральной и Южной Африки, Северной Америки, а также потерянные

цивилизации

раннего средневековья - викинги, кель--ты, галлы и германцы. Возможно, что к

этой теме мы еще вернемся

в одной из книг серии "Энциклопедия тайн и сенсаций".

Теперь же мы знаем, что гибель, распад и стирание из памяти целых земных

культур, государств и

цивилизаций - это результат грандиозных природных катастроф, безумных войн,

коварных болезней и

эпидемий, а также феномена гибели сверхгосударств-империй. Но в этом ряду есть

одно интересное

продолжение, затрагивающее критерий и первопричины перечисленных явлений (кроме

природных

катастроф). Опять читаем лучшего специалиста в этой области, знакомого нам А.

Дж. Тойнби:

"Тщательный анализ показал, что не существует строгого соответствия между

способностью общества

контролировать окружение и процессами надлома и распада цивилизации. Напротив,

есть обратные

свидетельства, говорящие в пользу того, что если связи такого рода и существуют,

то они состоят в том, что по

мере укрепления власти над окружением на-

чинается процесс надлома и распада, а не роста. (Феномен империй от Шумер

до Чили).

Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому,

который усиливаясь,

переходит в распад. Прослеживая по нисходящей путь надломленной цивилизации,

можно вспомнить слова

Гераклита: "Война - мать вещей". Пагубная концентрация всех сил на ведении

братоубийственной войны

порождает психоз, способный воздействовать на различные аспекты жизни общества.

Война может также

стимулировать развитие техники, а значит, способствует углублению наших знаний о

законах материального

мира. Поскольку уровень человеческого процветания обычно оценивают по масштабам

власти и богатства,

часто случается так, что уже познанные главы истории трагического общественного

упадка в обыденном

народном сознании воспринимаются как периоды изумительного взлета и процветания.

Это печальное

заблуждение может продолжаться в течение многих веков. Однако рано или поздно

заблуждение проходит.

Прозрение наступает, когда общество, неизлечимо больное, начинает войну против

самого себя. Эта война

поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать самого

себя.

Таким образом, усиливающаяся власть над окружением, которой Провидение,

во зло, или во благо,

или просто с иронией, наделяет общество, неизбежно ведет к распаду. А может

быть, это самоубийственное

движение к саморазрушению всего лишь историческая иллюстрация истины: "Возмездие

за грех - смерть".

Тем не менее искать критерий рас-

пада цивилизации следует не здесь. Ключ к пониманию обнаруживается в

расколе и разногласии,

исходящих из самых глубин социального тела, ибо основной критерий и

фундаментальная причина надломов

цивилизаций - внутренний взрыв, через который общество утрачивает свойство

самоопределения.

Социальные трещины - следы этого взрыва - бороздят тело надломленного

общества. Существуют

"вертикальные" трещины между территориально разделенными общинами и

"горизонтальные" - внутри

смешанных общин, подразделенных на классы.

При "вертикальном" тине раскола общество распадается на ряд локальных

государств, что служит

основанием для кровопролитной междоусобной войны. Война эта изматывает общество

до тех пор, пока одной

из противоборствующих сторон не удастся нанести сокрушительный удар противнику и

установить

единоличную власть и твердый порядок. Мы уже видели, сколь огромное место

занимают эти вертикальные

расколы в мировой истории и какое огромное количество межгосударственных войн

они порождают.

Действительно, не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев известных

надломов цивилизаций

главной их причиной была эскалация междоусобных войн. Следует в то лее время

заметить, что вертикальный

раскол, возможно, не самое характерное проявление разлада, ведущего к надлому

цивилизаций. Ведь так

называемое цивилизованное государство есть не более чем оснащенный высокой

техникой вариант

примитивного племени. И хотя война между государствами цивилизованными

значительно более

разрушительна, чем борьба

между племенами примитивного общества, в обоих случаях процесс этот

одинаково

самоубийственен".

Не будем затрагивать "горизонтальный" раскол общества по классовым линиям

(например, борьба

христианской церкви с варварскими обрядами на окраинах Римской империи). Уж

больно глубока и научна

философия истории по Тойнби для нашей книги, но, к сожалению, не всегда.

ЛИТЕРАТУРА

Аргуельес Хосе. Фактор майя. Внетехнологичес-кий путь. -ToMCK: Зодиак,

1994. - 240 с.

Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт истории. /- Л.: Наука, 1991. - 230

с.

Бонгардт-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука,

религия. - М.: Наука, 1980.

- 333 с.

Будыко М.И. Путешествие во времени: Сборник эссе. - М.: Наука, 1990. -

288 с.

Гагнус А. Тайна земных катастроф. И.: Мысль, 1977. - 192 с.

Горбовский А. "Загадки древнейшей истории". - М.: Знание, 1971. - 78 с.

Дж. Дайамонд. Как и почему погибла цивилизация острова Пасхи. - Наука и

жизнь, 1996, N 1, с. 48-

52.

Зубрицкий Ю. Неандертальская цивилизация. - В кн.: "Тайное, забытое,

невероятное..." М.:

Общество по изучению тайн и загадок Земли, Ларге. 1991.

Керам Курт В. "Боги, гробницы, ученые", М.: Изд. "Наука", 1986. - 255 с.

Кондратов _А.М. Атлантиды ищите на шельфе. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. -

224 с.

Кондратов А.М. Атлантика без Атлантиды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. -

159 с.

Кондратов A.M. Тайны трех океанов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1971. - 246 с.

Косидовский Зенон. Когда Солнце было Богом.

Крамер Самюэл Н. История начинается в Шумере. - М.: Наука, 1991. - 235 с.

Кренделев Ф.П., Кондратов A.M. Безмолвные стражи тайн. Загадки острова

Пасхи. Новосибирск:

Наука, СО, 1990. - 184 с.

С. Н. Лазарев "Диагностика кармы", Кн. I. Система полевой саморегуляции,

С.-Пб.: АО "Сфера",

1993.

Мифы исчезнувших цивилизаций.'/Сост. В.И.Вар-дугин. - Саратов : Надежда,

1996. - 512 с.

Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов? - Знак вопроса, М.: Знание, 1991.

- 48 с.

А.Потупа. Открытие вселенной - прошлое, настоящее и будущее. Минск:

"Юнацтва", 1991. - 558 с.

Ганс Райхард. Стихийные бедствия. Из серии книг "Что есть что", Изд.

"Слово", copyright, 1984.

Самариади В.И. Где родился Зороастр? - В сб.: Гипотезы. Прогнозы.

(Будущее науки).

Международный ежегодник, вып. 22. М.: Знание, 1989, с. 253 - 247.

Стингл Милослав. Таинственная Полинезия. Пер. с чешек. - М.: Наука, 1991.

- 224 с.

Тамара. Русский астрологический сборник. - Изд. "Белый медведь", 1993. -

96 с.

Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736

с.

Хейнц Хабер. Звезды. Из серии книг "Что есть что", пер. с нем., изд.

"Слово", copyright, 1989.

Чижевский Л. "Земное эхо солнечных бурь".