logo
Иванов

Глава 15. Статуи и мифы

Все, что просвещенное человечество знает о забытых и исчезнувших

цивилизациях получено

благодаря кропотливым раскопкам и изучению объектов архитектурных сооружений,

керамики, украшений,

произведений искусства и памятников письменности. Есть еще один феномен

позволяющий восстанавливать

память землян - общие черты в культурном наследии различных цивилизаций и

общность знаний древних,

независимо от того, в какое время и где они жили. Наверняка, причина эта

космологического характера и

истоки ее надо искать в разумной Вселенной (об этом мы упоминаем в главе

"Колыбель цивилизаций") и что,

вероятно, сейчас непостижимо для большинства из нас. Слава Богу, ведь жизнь без

тайн и захватывающего

процесса разгадок просто тосклива.

Итак, речь пойдет о цивилизации, о которой что-то знает или слышал почти

каждый, к ней не

перестает обращаться вся мировая наука и литература, а опыт изучения ее является

классическим примером

нашего образовательного минимума. Открытие цивилизаций эллинов - это не только

начало большой

археологии и долгожданная встреча с прошлым, но и наступление эпохи разгадок

античного мира, некогда

существовавшего в Средиземноморье и ставшего основой для европейских

цивилизаций. Открытие их

связано с двумя великими в свое время именами Генриха Шлимана и Артура Эванса.

Археологи - следопыты истории, а писатели, которые следят за археологами,

оживляют историю.

Пусть

она будет слегка приукрашена и вызывает недовольство критиков (если они

будут полностью

довольны, то они должны будут бросить эту работу), но главное не дойти до

абсурда и не заниматься

фальсификацией. К типу писателей относится Курт Вальтер Керам (настоящая фамилия

Марек) со своей

знаменитой книгой "Боги, гробницы, ученые", впервые вышедшей на русском языке в

1960 г.

То, о чем и как написал Керам вряд ли нуждается в доработке и удачно

согласуется с ведущей

тональностью нашей книги. Поэтому, в этой и следующей главах использованы

отрывки из его книги и

цитаты ее героев, которые, надеемся, затронут ваше внимание.

Начинаем читать Керама с цитаты самого Генриха Шлимана, первооткрывателя

античных мифов:

"Когда я в 1832 году в десятилетнем возрасте преподнес отцу в качестве

рождественского подарка

изложение основных событий Троянской войны и приключений Одиссея и Агамемнона, я

не предполагал, что

тридцать шесть лет спустя, после того как мне посчастливится собственными

глазами увидеть места, где

развертывались военные действия, и посетить отчизну героев, чьи имена благодаря

Гомеру стали

бессмертными, я предложу вниманию публики целый труд, посвященный этой теме".

Сын бедного пастора, ученик в лавке, служащий в конторе (но одновременно

и знаток восьми

языков), он стал торговцем, а затем в головокружительном взлете достиг должности

королевского купца. В

деньгах и богатстве он видел кратчайший путь к успеху.

Применяя совершенно необычный, им самим созданный метод, он за два с

половиной года овладевает

английским, французским, голландским, испанским, португальским и итальянским

языками.

В 1846 году Шлиман, знаток русского языка, едет в качестве агента своей

фирмы в Петербург. Годом

позже он основывает собственный торговый дом. Все это отнимает у него немало

времени и стоит немалого

труда... "Только в 1854 году мне удалось изучить шведский и польский языки". Он

много ездил. В 1850 году

он побывал в Северной Америке. Присоединение Калифорнийского побережья к

Соединенным Штатам

давало ему право на американское гражданство. Не миновала его, как и многих

других, золотая лихорадка: он

основал банк для операций с золотом. Его удостаивает приема президент. Но и в

эти годы, как, впрочем, и

всегда, его не покидает юношеская мечта - посетить когда-нибудь те далекие

места, где жили и совершили

свои великие подвиги герои Гомера, заняться изучением и исследованием этих мест.

В 1856 году он взялся за изучение новогреческого языка и овладел им в

шесть недель. В последующие

три месяца он успешно справляется со всеми трудностями гомеровского гекзаметра,

что требует от него

колоссальной траты сил. "Я штудирую Платона с таким расчетом, что, если бы в

течение ближайших шести

недель он смог бы получить от меня письмо, он должен был бы его понять".

Все, что произошло затем, похоже на чудо. Где и когда в истории один лишь

энтузиазм приводил к

успеху? Поговорка о том, что успех решают знания,

в данном случае не вполне применима хотя бы потому, что утверждение,

будто Шлиман уже в первые

годы своей научной деятельности был знатоком в области научной археологии, по

меньшей мере спорно. И

все-таки удача сопутствовала ему, как никому.

Решающую роль сыграли свидетельства античных авторов, а не теории

современных Шлиману

ученых. Разве Геродот не сообщал, что Ксеркс посетил Новый Илион (город, на

месте которого некогда стояла

легендарная Троя, или Илион), осмотрел руины "Пергама Приама" (крепость

гомеровской Трои, а также храм

и дворец царя Приама) и принес в жертву Илийской Минерве тысячу быков? То лее

самое, как об этом

свидетельствует Ксенофонт, сделал полководец лакадемонян Миндар и, согласно

Арриану, Александр

Великий, который к тому же забрал из Трои оружие, приказав своей личной охране

носить его во время

сражений перед ним как талисман. Разве не сделал для Нового Илиона много и

Цезарь, во-первых, из чувства

восхищения перед Александром, а во-вторых, и потому, что он, как ему казалось,

располагал достоверными

сведениями о своем родстве с илийцами (Троя была родиной Энея, к которому Цезарь

возводил свой род).

И что же, все они лишь фантазировали? Или, быть может, они были сбиты с

толку неверными

сообщениями современников?

В 1869 году Шлиман женился на прекрасной гречанке Софье Энгастроменос,

которая делила с

супругом тягостный труд и невзгоды.

Раскопки начались в апреле 1870 года; в 1871 году Шлиман посвятил им два

месяца, а в последующие

за этим два года - по четыре с половиной месяца. В его распоряжении была

примерно сотня рабочих.

Он трудился, не зная ни сна ни отдыха, и ничто не могло задержать его в работе -

ни коварная и опасная

малярия, ни острая нехватка хорошей питьевой воды, ни медлительность властей, ни

неверие ученых всего

мира, которые просто считали его неучем, ни многое другое, еще более худшее.

В самой высокой части города Нового Илиона стоял храм Афины, вокруг него

Посейдон и Аполлон

построили стену Пергама - так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было

искать посредине холма;

там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма,

Шлиман обнаружил стену.

Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы - неоспоримое

доказательство того, что на

этом месте был богатый город. Но он нашел и кое-что другое, и тогда впервые имя

Генриха Шлимана

прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие

развалины, под этими -

еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой нужно было

снимать слой за слоем.

Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе.

Жили и умирали целые

народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна

цивилизация сменяла другую

- и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых.

Каждый день раскопок приносил новую неожиданность. Шлиман предпринял свои

раскопки для того,

чтобы разыскать гомеровскую Трою, но за срав-

нительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи

исчезнувших городов, а

позднее еще два - девять окон в прошлое, о котором до того времени ничего не

знали и даже не подозревали!

Но какой из этих девяти городов был Троей Гомера, городом героев, городом

героической борьбы?

Было ясно, что нижний слой относится к отдаленнейшим временам, что это самый

древний слой, настолько

древний, что людям той эпохи было еще неизвестно употребление металлов, а

верхний слой, очевидно, самый

молодой; здесь и должны бьши сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором

Ксеркс и Александр

совершили свои жертвоприношения.

Шлиман продолжал свои раскопки. Во втором и третьем слоях снизу он

обнаружил следы пожара,

остатки гигантских валов и огромных ворот. Без колебаний он решил: эти валы

опоясывали дворец Приама,

эти ворота были Скайскими воротами.

Он открыл бесценные сокровища с точки зрения науки. Из всего того, что он

отсылал на родину и

передавал на отзыв специалистам, постепенно все яснее вырисовывалась картина

жизни далекой эпохи во всех

ее проявлениях, представляло лицо целого народа.

Это был триумф Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То,

что'считалось сказками и мифами,

то, что приписывалось фантазии поэта, на самом деле было когда-то

действительностью - это было доказано.

Волна воодушевления прокатилась по миру.

15 июля 1873 года было ориентировочно назначено последним днем раскопок.

И вот тогда-то, все-

го за сутки до этого срока, Шлиман нашел то, что увенчало всю его работу,

то, что привело в восторг

весь мир.

На глубине около 28 футов была обнаружена та самая стена, которую Шлиман

принимал за стену,

опоясывающую дворец Приама. Внезапно взгляд Шли-мана привлек какой-то предмет;

он всмотрелся и

пришел в такое возбуждение, что дальше действовал уже словно под влиянием какой-

то потусторонней силы.

Вот что он пишет:

"В величайшей спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая

крепостная стена, которую я

подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с помощью большого

ножа раскапывал

клад. Вид всех этих предметов, каждый из которых обладал колоссальной ценностью,

придавал мне смелость,

и я не думал об опасности".

Матово поблескивала слоновая кость, звенело золото-Сокровища царя Приама!

Золотой клад одного

из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами:

украшения,

принадлежавшие людям, подобным богам, сокровища, пролежавшие в земле три тысячи

лет и извлеченные

из-под стен семи исчезнувших царств на свет нового дня! Шлиман ни минуты не

сомневался в том, что он

нашел именно этот клад. И лишь незадолго до его смерти было доказано, что он

допустил ошибку, что Троя

находилась вовсе не во втором и не в третьем слое снизу, а в шестом, и что

найденный Шлиманом клад

принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама.

В области археологии Шлиман достиг трех вершин. "Сокровища царя Приама"

была первой; второй

суждено было стать открытию царских погребений в Микенах.

Одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции

является история

Пелопидов из Микен, история возвращения и гибели Агамемнона.

Девять лет стоял Агамемнон перед Троей. Эгист использовал это время:

Тою порою, как билися мы на полях Илионских,

Он в безопасном углу многоконного града Аргоса

Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой...

Эгист поставил часового, который должен был предупредить его о

возвращении супруга

Клитемнестры, и окружил себя вооруженными людьми. Потом он пригласил Агамемнона

на пир, но,

"преступные козни замыслив", убил его, "подобно тому, как быков убивают за

жвачкой". Не спасся и никто из

друзей Агамемнона, никто из тех, кто 'пришел вместе с ним. Прошли долгие восемь

лет, прежде чем Орест,

сын Агамемнона, отомстил за отца, расправившись с Клитемнестрой, своей матерью,

и Эгис-том - убийцей.

Но Микены были не только кровавыми. Троя, судя по описаниям Гомера, была

очень богатым

городом, но Микены были богаче: Гомер везде назы-

вает этот город "златообильным". Околдованный "Сокровищами царя Приама",

Шлиман принялся за

поиски нового клада и, кто бы мог себе это представить, нашел его!

Микены находятся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. Если

взглянуть на эту

бывшую царскую резиденцию с запада, прежде всего бросаются в глаза сплошные

развалины - это остатки

огромных стен, а затем все более круто вздымается Эвбея. Так что Микены не нужно

было искать, их

местоположение было видно совершенно отчетливо.

Некоторые античные писатели считали, что именно здесь, в этом районе,

находится гробница

Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним. Местоположение города было ясным,

местоположение же

гробниц было по меньшей мере спорным.

Если найти наперекор всем ученым Трою Шли-ману помог Гомер, то при

поисках гробницы

Агамемнона он опирался на труды Павсания, которые помогли ему обнаружить, как он

полагал, могилу

Агамемнона, а затем еще девять гробниц - пять из них были шахты-могилы внутри

крепости (и в них

полусожженные останки пятнадцати человек, "буквально осыпанные драгоценностями и

золотом"), а

остальные четыре, на которых еще великолепно сохранился рельеф, относились к

следующему веку; они

имели куполообразную форму и находились вне крепостных стен. Шестым декабря 1876

года датирована

запись Шлимана об открытии первой гробницы. Шлиман не сомневался в своей правоте

и королю Греции

была отправлена телеграмма: "С величайшей радостью сообщаю Вашему величеству,

что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон,

Кассандра, Эврименон и

их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом".

Однако Шлиман и на этот раз ошибался. Да, он нашел царские погребения, но

не Агамемнона и его

друзей, а людей совершенно другой эпохи - погребения, которые были по меньшей

мере лет на четыреста

старше погребения Агамемнона. Но он этого не знал.

Но это и не существенно. Важно было то, что он сделал еще один шаг по

дороге к открытию древнего

мира, вновь подтвердил правдивость сведений Гомера и открыл сокровища - и не

только в научном смысле

этого слова, - которым мы обязаны сведениями о той культуре, что лежит в основе

всей европейской

цивилизации.

Клад, найденный Шлиманом, был огромен.

"Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих

богатств", - писал Шлиман.

В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на

каждого из усопших;

кроме того, там были золотые лавровые венки и украшения в виде "свастик".

В другой могиле - в ней лежали останки трех женщин - он собрал более 700

тонких золотых

пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз, осьминогов.

Золотые украшения с

изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов

и грифов, лежащих

оленей и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с 36

лист-

ками; она украшала голову, уже почти превратившуюся в прах. Рядом с ней

лежала еще одна

великолепная диадема с приставшими к ней остатками человеческого черепа. Он

нашел еще пять золотых

диадем с золотой проволокой, при помощи которой они закреплялись на голове,

бесчисленное множество

золотых украшений со "свастиками", розетками и спиралями, головные булавки,

украшения из горного

хрусталя, обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и

аметиста. Он нашел секиры из

позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларчики из

золота, изделия из алебастра. Но

самое главное, он нашел те золотые маски и нагрудные дощечки, которые, как

утверждает традиция,

употреблялись для защиты венценосных усопших от какого-либо постороннего

воздействия.

Уже через несколько часов головы усопших превратились в пыль. Но золотые

мягко поблескивающие

маски сохранили форму лиц; черты этих лиц совершенно индивидуальны, "вне всякого

сомнения, каждая из

масок должна была являться портретом усопшего", (рис. 20)

Он нашел перстни, с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и

пояса, 110 золотых

цветов, 68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным

орнаментом, на следующей же

странице он упоминает еще о 130 золотых пуговицах, на последующих - о золотой

модели храма, о золотом

осьминоге... Но, пожалуй, достаточно, ибо описание находок Шлимана занимает 206

страниц большого

формата. И все это золото, золото, золото...

В 1876 году, 54 лет от роду, Шлиман приступил к раскопкам в Микенах. В

1878 - 1879 годах при

поддержке врача Вирхова он вторично раскапывает Трою; в 1880 году он открывает в

Орхомене, третьем

городе, который Гомер наделяет эпитетом "злато-обильный", сокровищницу царя

Мидии; в 1882 году вновь, в

третий раз, раскапывает Трою, а двумя годами позже начинает раскопки в Тиринфе.

(Третья "вершина"

Шлимана в археологии).

И снова знакомая картина: крепостная стена Ти-ринфа находится прямо на

поверхности, она не

скрыта под слоем земли; пожар превратил ее камни в

известку, а скреплявшую их глину - в настоящий кирпич: археологи

принимали ее за остатки

средневековой стены. Шлиман же опять доверился древним авторам.

Тиринф считался родиной Геракла. Циклопические стены вызывали во времена

античности

восхищение. Павсаний сравнивает их с пирамидами. По преданию, Проитос,

легендарный правитель Тирин-

фа, позвал семь циклопов, которые выстроили ему эти стены.

Во время раскопок Шлиман наткнулся на стены дворца, превосходящего своими

размерами все когда-

либо до этого виденное и дающего великолепное представление о древнем народе,

который его построил, и о

его царях, которые здесь жили.

Город возвышался на известняковой скале, словно форт; стены его были

выложены из каменных

блоков длиной в два-три метра, а высотой и толщиной в метр. В нижней части

города, там, где находились

хозяйственные постройки и конюшни, толщина стен составляла семь-восемь метров.

Наверху, там, где жил

владелец дворца, стены достигали одиннадцати метров в толщину, высота их

равнялась шестнадцати метрам.

И свету явился настоящий гомеровский дворец с залами и колоннадами, с

красивым мегароном

(залом с очагом), с атриумом и пропилеями. Здесь еще можно было увидеть остатки

банного помещения (пол

в нем заменяла цельная известняковая плита весом в 20 тонн), того, в котором

герои Гомера мылись и

умащали себя мазями. Здесь перед исследователем открывались картины,

йапоминающие сце-

ны из "Одиссеи", в которых повествуется о возвращении хитроумного

Одиссея, о пире женихов, о

кровавой бойне в большом зале.

Но еще больший интерес представляла керамика и стенная роспись. Уже с

самого начала Шлима-ну

стало ясно, что найденная им в Тиринфе керамика - все эти вазы и глиняная посуда

- родственны той

керамике, которую он нашел в Микенах.

Все помещения дворца были побелены, а стены украшали расписные фризы,

протянувшиеся желто-

голубым поясом на высоте человеческого роста.

Одна из росписей представляла особый интерес: на голубом фоне был

изображен могучий бык;

круглые от бешенства глаза, вытянутый хвост свидетельствуют о состоянии дикой

ярости животного. А на

быке, держась за его рог, то ли подпрыгивает, то ли танцует всадник.

Мысль осуществить раскопки на Крите, в частности у Кносса, не оставляла

Шлимана до его

последнего часа. За год до смерти он писал: "Мне бы хотелось достойно увенчать

дело моей жизни, завершив

ее большой работой: откопать древний дворец кносских царей на Крите, который,

как мне кажется, я открыл

три года назад".

Однако этому не суждено было случиться.

Он умер в 1890 году в первый день Рождества в Неаполе, не успев разыскать

ключ к тем проблемам,

которые сам же выдвинул в ходе своих открытий.

Тело его было перевезено в Афины. У его гроба стояли король и наследный

принц, дипломатические

представители, греческие министры, руководители всех греческих научных

институтов. Перед

бюстом Гомера благодарили они друга эллинов, человека, который сделал

историю Греции богаче на

тысячу лет. У гроба его стояли жена и дети: Андро-маха-и-Агамемнон.

Человека, которому было суждено почти полностью замкнуть тот круг,

смутные очертания которого

скорее угадал, чем увидел Шлиман, звали Артур Эванс. Он родился в 1851 году и,

следовательно, в год смерти

Шлимана ему было 39 лет.

Англичанин с головы до пят, он был полной противоположностью Шлиману.

Эванс получил

образование в Харроу, Оксфорде и Геттингене; увлекшись расшифровкой иероглифов,

он нашел неизвестные

ему знаки, которые привели его на Крит, где в 1900 году он приступил к

раскопкам.

Он шел по следам легенд и мифов - точно так же, как Шлиман. Он раскапывал

дворцы и клады -

так же, как и Шлиман.

Воткнув заступ в землю Крита, он встретился с островом загадок.

Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной дуги, протянувшейся

из Греции через

Эгейское море к Малой Азии.

Эгейское море никогда не было непреодолимым барьером между континентами,

что доказал еще

Шлиман, когда он обнаруживал в Микенах и Ти-ринфе предметы из различных

отдаленных стран. Эвансу же

было суждено найти на Крите африканскую слоновую кость и египетские статуи.

Хозяйственное и

экономическое единство связывало острова Эгейского моря и обе метрополии.

Метрополия в данном случае не

означала материк, континент, ибо

очень скоро было установлено, что настоящим материком (в том смысле, что

творческое начало

исходило именно отсюда) был один из островов - Крит.

По преданию, сам Зевс, сын "Великой Матери" Реи и Кроноса, родился на

этом острове, в пещере

Дикты.

Легендарный царь Минос, сын Зевса, один из самых могущественных и

прославленных властителей,

жил и царствовал на этом острове.

Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Античная стена была покрыта

здесь лишь тонким слоем

почвы. Уже через два-три часа можно было говорить о первых результатах. Двумя

неделями позже

изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших восемь акров, а с

годами из-под земли

появились развалины дворца, занимавшего площадь в два с половиной гектара.

Своей общей планировкой Кносский дворец напоминал дворцы в Тиринфе и

Микенах, более того,

находился с ними в явном родстве, несмотря на то что внешне он от них весьма

отличался. В то же время его

гигантские размеры, роскошь и простота лишний раз подчеркивали, что Тиринф и

Микены могли быть только

второстепенными городами, столицами колоний, далекой провинцией.

Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника - были расположены

здания со стенами

из полых кирпичей и плоскими крышами, которые поддерживались колоннами. Но

покои, коридоры и залы

были расположены в таком причудливом порядке, предоставляли посетителю так много

возможностей

заблудиться и запутаться, что всякому, кто попадал во дворец, должна была

поневоле прийти

в голову мысль о лабиринте; она должна была появиться даже у того, кто

никогда в жизни не слыхал

легенду о царе Миносе и построенном Дедалом лабиринте - прообразе всех будущих

лабиринтов.

Эванс, не колеблясь, объявил миру, что это дворец Миноса, сына Зевса,

отца Ариадны и Федры,

владельца лабиринта и хозяина ужасного быкочелове-ка или человека-быка -

Минотавра.

Он открыл здесь настоящие чудеса. Народ, населявший эти места (Шлиман

нашел следы его

колоний), о котором до сих пор ничего не известно - если не считать того, что

рассказывалось в легендах, -

оказывается, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего

развития дошел до того

сибаритствующего "декаданса", который таил уже в себе зародыш упадка и регресса

культуры. Только

высочайший экономический расцвет мог привести к подобному вырождению. Как и

ныне, Крит был в те

времена страной производства вина и оливкового масла. Он был центром торговли,

точнее говоря, морской

торговли. И то, что на первых порах, когда Эванс еще только приступил к

раскопкам, поразило весь мир -

богатейший дворец древности не имел ни вала, ни укреплений, - в скором времени

нашло свое объяснение:

торговые склады, коммерческая деятельность нуждались в более мощной защите, чем

крепостные стены -

сооружение чисто оборонительное. Такой защитой был могущественный,

господствовавший на всем море

флот.

Эванс нашел на Крите множество предметов иностранного происхождения, в

частности керамические

изделия из Египта, относящиеся к совершенно оп-

ределенным, твердо датируемым периодам истории этой страны, ко времени

господства той или иной

династии. Период расцвета этой культуры он отнес ко времени перехода от

среднеминойской к поздне-

минойской эпохе, то есть примерно к 1600 году до н. э. т- предположительному

времени жизни и

царствования Миноса, предводителя флота, властелина моря. Это было время, когда

всеобщее благосостояние

уже начало перерастать в роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках

изображали юношей,

собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий.

Цивилизация накануне вырождения; ей на смену шла неуемная роскошь. В

'живописи, которая

раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное

сверкание красок, жилище

должно было служить не только обителью - оно должно было услаждать глаз; даже в

одежде видели лишь

средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.

Приходится ли удивляться тому, что Эванс употребляет термин "модерн" для

характеристики своих

находок? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам

Букингемскому, были

водоотводные каналы, великолепные банные помещения, вентиляция, сточные ямы.

Параллель с

современностью напрашивалась и при виде изображений людей, позволявших судить об

их манерах, их

одежде, их моде. Еще в начале среднеминойского периода женщины носили высокие

остроконечные головные

уборы и длинные платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем.

Теперь эта старинная одежда приобрела утонченный и изысканный вид.

Обычное платье превратилось

в своего рода корсет с рукавами, тесно облегавший фигуру, подчеркивавший формы и

обнажавший грудь -

теперь, однако, уже из чувственного кокетства. Платья были длинные, с оборками,

богатой и пестрой

расцветки, некоторые узоры изображали крокусы, вырастающие из волнистой линии

условного изображения

горного пейзажа; поверх платья надевался чистый передник. На голове дамы носили

высокий чепец. И если

сейчас у женщин в подражание мужчинам модны короткие волосы, то критские женщины

были с нынешней

точки зрения сверхмодницами, ибо они причесывались точно так же, как мужчины!

Такими они предстают перед нами на рисунках: вот они оживленно беседуют,

сидя в

непринужденных позах, и в их взорах и выражениях лиц - истинно французский шарм.

Кажется

невероятным, что эти дамы жили несколько тысячелетий назад! Вспоминаешь об этом

лишь тогда, когда

бросаешь взгляд на мужчин: всю их одежду составляет облегающий бедра передник.

Столь же неясным, как происхождение народа, населявшего Крит, и его

письменности, предстает

конец Критского царства. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Эванс различил три

ясные стадии разрушения;

дважды дворец отстраивался заново, в третий раз от него остались только

развалины.

Если мы бросим ретроспективный взгляд на историю тех дней, мы увидим

кочующие орды

пришельцев с Севера, из Дунайских стран, а возможно,

и из Южной России, которые вторгаются в пределы Греции, нападают на ее

города, разрушают

Микены и Тиринф. Это вторжение варварских племен и народов все ширится и, в

конце концов, приводит к

гибели цивилизации. Немного позднее мы видим новые орды, на этот раз дорийцев;

они изгоняют ахейцев, но

сами еще в меньшей степени, чем ахейцы, способны принести какую-нибудь культуру;

и если ахейцы были

грабителями, которые все награбленное обращали в свою собственность, если они

все-таки были достойны

упоминания в гомеровских песнях, то дорийцы были просто-напросто разбойниками, с

их приходом

начинается новая глава в истории Греции.

В свое время Артур Эванс (а теперь и мы из предыдущих глав) знал, что

разрушение минойского

дворца и исчезновение критской цивилизации в целом связано с извержением вулкана

Санторин, гигантским

землетрясением, цунами и погружением суши на дно Средиземного моря.