Глава 15. Статуи и мифы
Все, что просвещенное человечество знает о забытых и исчезнувших
цивилизациях получено
благодаря кропотливым раскопкам и изучению объектов архитектурных сооружений,
керамики, украшений,
произведений искусства и памятников письменности. Есть еще один феномен
позволяющий восстанавливать
память землян - общие черты в культурном наследии различных цивилизаций и
общность знаний древних,
независимо от того, в какое время и где они жили. Наверняка, причина эта
космологического характера и
истоки ее надо искать в разумной Вселенной (об этом мы упоминаем в главе
"Колыбель цивилизаций") и что,
вероятно, сейчас непостижимо для большинства из нас. Слава Богу, ведь жизнь без
тайн и захватывающего
процесса разгадок просто тосклива.
Итак, речь пойдет о цивилизации, о которой что-то знает или слышал почти
каждый, к ней не
перестает обращаться вся мировая наука и литература, а опыт изучения ее является
классическим примером
нашего образовательного минимума. Открытие цивилизаций эллинов - это не только
начало большой
археологии и долгожданная встреча с прошлым, но и наступление эпохи разгадок
античного мира, некогда
существовавшего в Средиземноморье и ставшего основой для европейских
цивилизаций. Открытие их
связано с двумя великими в свое время именами Генриха Шлимана и Артура Эванса.
Археологи - следопыты истории, а писатели, которые следят за археологами,
оживляют историю.
Пусть
она будет слегка приукрашена и вызывает недовольство критиков (если они
будут полностью
довольны, то они должны будут бросить эту работу), но главное не дойти до
абсурда и не заниматься
фальсификацией. К типу писателей относится Курт Вальтер Керам (настоящая фамилия
Марек) со своей
знаменитой книгой "Боги, гробницы, ученые", впервые вышедшей на русском языке в
1960 г.
То, о чем и как написал Керам вряд ли нуждается в доработке и удачно
согласуется с ведущей
тональностью нашей книги. Поэтому, в этой и следующей главах использованы
отрывки из его книги и
цитаты ее героев, которые, надеемся, затронут ваше внимание.
Начинаем читать Керама с цитаты самого Генриха Шлимана, первооткрывателя
античных мифов:
"Когда я в 1832 году в десятилетнем возрасте преподнес отцу в качестве
рождественского подарка
изложение основных событий Троянской войны и приключений Одиссея и Агамемнона, я
не предполагал, что
тридцать шесть лет спустя, после того как мне посчастливится собственными
глазами увидеть места, где
развертывались военные действия, и посетить отчизну героев, чьи имена благодаря
Гомеру стали
бессмертными, я предложу вниманию публики целый труд, посвященный этой теме".
Сын бедного пастора, ученик в лавке, служащий в конторе (но одновременно
и знаток восьми
языков), он стал торговцем, а затем в головокружительном взлете достиг должности
королевского купца. В
деньгах и богатстве он видел кратчайший путь к успеху.
Применяя совершенно необычный, им самим созданный метод, он за два с
половиной года овладевает
английским, французским, голландским, испанским, португальским и итальянским
языками.
В 1846 году Шлиман, знаток русского языка, едет в качестве агента своей
фирмы в Петербург. Годом
позже он основывает собственный торговый дом. Все это отнимает у него немало
времени и стоит немалого
труда... "Только в 1854 году мне удалось изучить шведский и польский языки". Он
много ездил. В 1850 году
он побывал в Северной Америке. Присоединение Калифорнийского побережья к
Соединенным Штатам
давало ему право на американское гражданство. Не миновала его, как и многих
других, золотая лихорадка: он
основал банк для операций с золотом. Его удостаивает приема президент. Но и в
эти годы, как, впрочем, и
всегда, его не покидает юношеская мечта - посетить когда-нибудь те далекие
места, где жили и совершили
свои великие подвиги герои Гомера, заняться изучением и исследованием этих мест.
В 1856 году он взялся за изучение новогреческого языка и овладел им в
шесть недель. В последующие
три месяца он успешно справляется со всеми трудностями гомеровского гекзаметра,
что требует от него
колоссальной траты сил. "Я штудирую Платона с таким расчетом, что, если бы в
течение ближайших шести
недель он смог бы получить от меня письмо, он должен был бы его понять".
Все, что произошло затем, похоже на чудо. Где и когда в истории один лишь
энтузиазм приводил к
успеху? Поговорка о том, что успех решают знания,
в данном случае не вполне применима хотя бы потому, что утверждение,
будто Шлиман уже в первые
годы своей научной деятельности был знатоком в области научной археологии, по
меньшей мере спорно. И
все-таки удача сопутствовала ему, как никому.
Решающую роль сыграли свидетельства античных авторов, а не теории
современных Шлиману
ученых. Разве Геродот не сообщал, что Ксеркс посетил Новый Илион (город, на
месте которого некогда стояла
легендарная Троя, или Илион), осмотрел руины "Пергама Приама" (крепость
гомеровской Трои, а также храм
и дворец царя Приама) и принес в жертву Илийской Минерве тысячу быков? То лее
самое, как об этом
свидетельствует Ксенофонт, сделал полководец лакадемонян Миндар и, согласно
Арриану, Александр
Великий, который к тому же забрал из Трои оружие, приказав своей личной охране
носить его во время
сражений перед ним как талисман. Разве не сделал для Нового Илиона много и
Цезарь, во-первых, из чувства
восхищения перед Александром, а во-вторых, и потому, что он, как ему казалось,
располагал достоверными
сведениями о своем родстве с илийцами (Троя была родиной Энея, к которому Цезарь
возводил свой род).
И что же, все они лишь фантазировали? Или, быть может, они были сбиты с
толку неверными
сообщениями современников?
В 1869 году Шлиман женился на прекрасной гречанке Софье Энгастроменос,
которая делила с
супругом тягостный труд и невзгоды.
Раскопки начались в апреле 1870 года; в 1871 году Шлиман посвятил им два
месяца, а в последующие
за этим два года - по четыре с половиной месяца. В его распоряжении была
примерно сотня рабочих.
Он трудился, не зная ни сна ни отдыха, и ничто не могло задержать его в работе -
ни коварная и опасная
малярия, ни острая нехватка хорошей питьевой воды, ни медлительность властей, ни
неверие ученых всего
мира, которые просто считали его неучем, ни многое другое, еще более худшее.
В самой высокой части города Нового Илиона стоял храм Афины, вокруг него
Посейдон и Аполлон
построили стену Пергама - так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было
искать посредине холма;
там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма,
Шлиман обнаружил стену.
Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы - неоспоримое
доказательство того, что на
этом месте был богатый город. Но он нашел и кое-что другое, и тогда впервые имя
Генриха Шлимана
прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие
развалины, под этими -
еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой нужно было
снимать слой за слоем.
Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе.
Жили и умирали целые
народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна
цивилизация сменяла другую
- и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых.
Каждый день раскопок приносил новую неожиданность. Шлиман предпринял свои
раскопки для того,
чтобы разыскать гомеровскую Трою, но за срав-
нительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи
исчезнувших городов, а
позднее еще два - девять окон в прошлое, о котором до того времени ничего не
знали и даже не подозревали!
Но какой из этих девяти городов был Троей Гомера, городом героев, городом
героической борьбы?
Было ясно, что нижний слой относится к отдаленнейшим временам, что это самый
древний слой, настолько
древний, что людям той эпохи было еще неизвестно употребление металлов, а
верхний слой, очевидно, самый
молодой; здесь и должны бьши сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором
Ксеркс и Александр
совершили свои жертвоприношения.
Шлиман продолжал свои раскопки. Во втором и третьем слоях снизу он
обнаружил следы пожара,
остатки гигантских валов и огромных ворот. Без колебаний он решил: эти валы
опоясывали дворец Приама,
эти ворота были Скайскими воротами.
Он открыл бесценные сокровища с точки зрения науки. Из всего того, что он
отсылал на родину и
передавал на отзыв специалистам, постепенно все яснее вырисовывалась картина
жизни далекой эпохи во всех
ее проявлениях, представляло лицо целого народа.
Это был триумф Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То,
что'считалось сказками и мифами,
то, что приписывалось фантазии поэта, на самом деле было когда-то
действительностью - это было доказано.
Волна воодушевления прокатилась по миру.
15 июля 1873 года было ориентировочно назначено последним днем раскопок.
И вот тогда-то, все-
го за сутки до этого срока, Шлиман нашел то, что увенчало всю его работу,
то, что привело в восторг
весь мир.
На глубине около 28 футов была обнаружена та самая стена, которую Шлиман
принимал за стену,
опоясывающую дворец Приама. Внезапно взгляд Шли-мана привлек какой-то предмет;
он всмотрелся и
пришел в такое возбуждение, что дальше действовал уже словно под влиянием какой-
то потусторонней силы.
Вот что он пишет:
"В величайшей спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая
крепостная стена, которую я
подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с помощью большого
ножа раскапывал
клад. Вид всех этих предметов, каждый из которых обладал колоссальной ценностью,
придавал мне смелость,
и я не думал об опасности".
Матово поблескивала слоновая кость, звенело золото-Сокровища царя Приама!
Золотой клад одного
из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами:
украшения,
принадлежавшие людям, подобным богам, сокровища, пролежавшие в земле три тысячи
лет и извлеченные
из-под стен семи исчезнувших царств на свет нового дня! Шлиман ни минуты не
сомневался в том, что он
нашел именно этот клад. И лишь незадолго до его смерти было доказано, что он
допустил ошибку, что Троя
находилась вовсе не во втором и не в третьем слое снизу, а в шестом, и что
найденный Шлиманом клад
принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама.
В области археологии Шлиман достиг трех вершин. "Сокровища царя Приама"
была первой; второй
суждено было стать открытию царских погребений в Микенах.
Одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции
является история
Пелопидов из Микен, история возвращения и гибели Агамемнона.
Девять лет стоял Агамемнон перед Троей. Эгист использовал это время:
Тою порою, как билися мы на полях Илионских,
Он в безопасном углу многоконного града Аргоса
Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой...
Эгист поставил часового, который должен был предупредить его о
возвращении супруга
Клитемнестры, и окружил себя вооруженными людьми. Потом он пригласил Агамемнона
на пир, но,
"преступные козни замыслив", убил его, "подобно тому, как быков убивают за
жвачкой". Не спасся и никто из
друзей Агамемнона, никто из тех, кто 'пришел вместе с ним. Прошли долгие восемь
лет, прежде чем Орест,
сын Агамемнона, отомстил за отца, расправившись с Клитемнестрой, своей матерью,
и Эгис-том - убийцей.
Но Микены были не только кровавыми. Троя, судя по описаниям Гомера, была
очень богатым
городом, но Микены были богаче: Гомер везде назы-
вает этот город "златообильным". Околдованный "Сокровищами царя Приама",
Шлиман принялся за
поиски нового клада и, кто бы мог себе это представить, нашел его!
Микены находятся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. Если
взглянуть на эту
бывшую царскую резиденцию с запада, прежде всего бросаются в глаза сплошные
развалины - это остатки
огромных стен, а затем все более круто вздымается Эвбея. Так что Микены не нужно
было искать, их
местоположение было видно совершенно отчетливо.
Некоторые античные писатели считали, что именно здесь, в этом районе,
находится гробница
Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним. Местоположение города было ясным,
местоположение же
гробниц было по меньшей мере спорным.
Если найти наперекор всем ученым Трою Шли-ману помог Гомер, то при
поисках гробницы
Агамемнона он опирался на труды Павсания, которые помогли ему обнаружить, как он
полагал, могилу
Агамемнона, а затем еще девять гробниц - пять из них были шахты-могилы внутри
крепости (и в них
полусожженные останки пятнадцати человек, "буквально осыпанные драгоценностями и
золотом"), а
остальные четыре, на которых еще великолепно сохранился рельеф, относились к
следующему веку; они
имели куполообразную форму и находились вне крепостных стен. Шестым декабря 1876
года датирована
запись Шлимана об открытии первой гробницы. Шлиман не сомневался в своей правоте
и королю Греции
была отправлена телеграмма: "С величайшей радостью сообщаю Вашему величеству,
что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон,
Кассандра, Эврименон и
их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом".
Однако Шлиман и на этот раз ошибался. Да, он нашел царские погребения, но
не Агамемнона и его
друзей, а людей совершенно другой эпохи - погребения, которые были по меньшей
мере лет на четыреста
старше погребения Агамемнона. Но он этого не знал.
Но это и не существенно. Важно было то, что он сделал еще один шаг по
дороге к открытию древнего
мира, вновь подтвердил правдивость сведений Гомера и открыл сокровища - и не
только в научном смысле
этого слова, - которым мы обязаны сведениями о той культуре, что лежит в основе
всей европейской
цивилизации.
Клад, найденный Шлиманом, был огромен.
"Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих
богатств", - писал Шлиман.
В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на
каждого из усопших;
кроме того, там были золотые лавровые венки и украшения в виде "свастик".
В другой могиле - в ней лежали останки трех женщин - он собрал более 700
тонких золотых
пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз, осьминогов.
Золотые украшения с
изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов
и грифов, лежащих
оленей и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с 36
лист-
ками; она украшала голову, уже почти превратившуюся в прах. Рядом с ней
лежала еще одна
великолепная диадема с приставшими к ней остатками человеческого черепа. Он
нашел еще пять золотых
диадем с золотой проволокой, при помощи которой они закреплялись на голове,
бесчисленное множество
золотых украшений со "свастиками", розетками и спиралями, головные булавки,
украшения из горного
хрусталя, обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и
аметиста. Он нашел секиры из
позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларчики из
золота, изделия из алебастра. Но
самое главное, он нашел те золотые маски и нагрудные дощечки, которые, как
утверждает традиция,
употреблялись для защиты венценосных усопших от какого-либо постороннего
воздействия.
Уже через несколько часов головы усопших превратились в пыль. Но золотые
мягко поблескивающие
маски сохранили форму лиц; черты этих лиц совершенно индивидуальны, "вне всякого
сомнения, каждая из
масок должна была являться портретом усопшего", (рис. 20)
Он нашел перстни, с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и
пояса, 110 золотых
цветов, 68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным
орнаментом, на следующей же
странице он упоминает еще о 130 золотых пуговицах, на последующих - о золотой
модели храма, о золотом
осьминоге... Но, пожалуй, достаточно, ибо описание находок Шлимана занимает 206
страниц большого
формата. И все это золото, золото, золото...
В 1876 году, 54 лет от роду, Шлиман приступил к раскопкам в Микенах. В
1878 - 1879 годах при
поддержке врача Вирхова он вторично раскапывает Трою; в 1880 году он открывает в
Орхомене, третьем
городе, который Гомер наделяет эпитетом "злато-обильный", сокровищницу царя
Мидии; в 1882 году вновь, в
третий раз, раскапывает Трою, а двумя годами позже начинает раскопки в Тиринфе.
(Третья "вершина"
Шлимана в археологии).
И снова знакомая картина: крепостная стена Ти-ринфа находится прямо на
поверхности, она не
скрыта под слоем земли; пожар превратил ее камни в
известку, а скреплявшую их глину - в настоящий кирпич: археологи
принимали ее за остатки
средневековой стены. Шлиман же опять доверился древним авторам.
Тиринф считался родиной Геракла. Циклопические стены вызывали во времена
античности
восхищение. Павсаний сравнивает их с пирамидами. По преданию, Проитос,
легендарный правитель Тирин-
фа, позвал семь циклопов, которые выстроили ему эти стены.
Во время раскопок Шлиман наткнулся на стены дворца, превосходящего своими
размерами все когда-
либо до этого виденное и дающего великолепное представление о древнем народе,
который его построил, и о
его царях, которые здесь жили.
Город возвышался на известняковой скале, словно форт; стены его были
выложены из каменных
блоков длиной в два-три метра, а высотой и толщиной в метр. В нижней части
города, там, где находились
хозяйственные постройки и конюшни, толщина стен составляла семь-восемь метров.
Наверху, там, где жил
владелец дворца, стены достигали одиннадцати метров в толщину, высота их
равнялась шестнадцати метрам.
И свету явился настоящий гомеровский дворец с залами и колоннадами, с
красивым мегароном
(залом с очагом), с атриумом и пропилеями. Здесь еще можно было увидеть остатки
банного помещения (пол
в нем заменяла цельная известняковая плита весом в 20 тонн), того, в котором
герои Гомера мылись и
умащали себя мазями. Здесь перед исследователем открывались картины,
йапоминающие сце-
ны из "Одиссеи", в которых повествуется о возвращении хитроумного
Одиссея, о пире женихов, о
кровавой бойне в большом зале.
Но еще больший интерес представляла керамика и стенная роспись. Уже с
самого начала Шлима-ну
стало ясно, что найденная им в Тиринфе керамика - все эти вазы и глиняная посуда
- родственны той
керамике, которую он нашел в Микенах.
Все помещения дворца были побелены, а стены украшали расписные фризы,
протянувшиеся желто-
голубым поясом на высоте человеческого роста.
Одна из росписей представляла особый интерес: на голубом фоне был
изображен могучий бык;
круглые от бешенства глаза, вытянутый хвост свидетельствуют о состоянии дикой
ярости животного. А на
быке, держась за его рог, то ли подпрыгивает, то ли танцует всадник.
Мысль осуществить раскопки на Крите, в частности у Кносса, не оставляла
Шлимана до его
последнего часа. За год до смерти он писал: "Мне бы хотелось достойно увенчать
дело моей жизни, завершив
ее большой работой: откопать древний дворец кносских царей на Крите, который,
как мне кажется, я открыл
три года назад".
Однако этому не суждено было случиться.
Он умер в 1890 году в первый день Рождества в Неаполе, не успев разыскать
ключ к тем проблемам,
которые сам же выдвинул в ходе своих открытий.
Тело его было перевезено в Афины. У его гроба стояли король и наследный
принц, дипломатические
представители, греческие министры, руководители всех греческих научных
институтов. Перед
бюстом Гомера благодарили они друга эллинов, человека, который сделал
историю Греции богаче на
тысячу лет. У гроба его стояли жена и дети: Андро-маха-и-Агамемнон.
Человека, которому было суждено почти полностью замкнуть тот круг,
смутные очертания которого
скорее угадал, чем увидел Шлиман, звали Артур Эванс. Он родился в 1851 году и,
следовательно, в год смерти
Шлимана ему было 39 лет.
Англичанин с головы до пят, он был полной противоположностью Шлиману.
Эванс получил
образование в Харроу, Оксфорде и Геттингене; увлекшись расшифровкой иероглифов,
он нашел неизвестные
ему знаки, которые привели его на Крит, где в 1900 году он приступил к
раскопкам.
Он шел по следам легенд и мифов - точно так же, как Шлиман. Он раскапывал
дворцы и клады -
так же, как и Шлиман.
Воткнув заступ в землю Крита, он встретился с островом загадок.
Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной дуги, протянувшейся
из Греции через
Эгейское море к Малой Азии.
Эгейское море никогда не было непреодолимым барьером между континентами,
что доказал еще
Шлиман, когда он обнаруживал в Микенах и Ти-ринфе предметы из различных
отдаленных стран. Эвансу же
было суждено найти на Крите африканскую слоновую кость и египетские статуи.
Хозяйственное и
экономическое единство связывало острова Эгейского моря и обе метрополии.
Метрополия в данном случае не
означала материк, континент, ибо
очень скоро было установлено, что настоящим материком (в том смысле, что
творческое начало
исходило именно отсюда) был один из островов - Крит.
По преданию, сам Зевс, сын "Великой Матери" Реи и Кроноса, родился на
этом острове, в пещере
Дикты.
Легендарный царь Минос, сын Зевса, один из самых могущественных и
прославленных властителей,
жил и царствовал на этом острове.
Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Античная стена была покрыта
здесь лишь тонким слоем
почвы. Уже через два-три часа можно было говорить о первых результатах. Двумя
неделями позже
изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших восемь акров, а с
годами из-под земли
появились развалины дворца, занимавшего площадь в два с половиной гектара.
Своей общей планировкой Кносский дворец напоминал дворцы в Тиринфе и
Микенах, более того,
находился с ними в явном родстве, несмотря на то что внешне он от них весьма
отличался. В то же время его
гигантские размеры, роскошь и простота лишний раз подчеркивали, что Тиринф и
Микены могли быть только
второстепенными городами, столицами колоний, далекой провинцией.
Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника - были расположены
здания со стенами
из полых кирпичей и плоскими крышами, которые поддерживались колоннами. Но
покои, коридоры и залы
были расположены в таком причудливом порядке, предоставляли посетителю так много
возможностей
заблудиться и запутаться, что всякому, кто попадал во дворец, должна была
поневоле прийти
в голову мысль о лабиринте; она должна была появиться даже у того, кто
никогда в жизни не слыхал
легенду о царе Миносе и построенном Дедалом лабиринте - прообразе всех будущих
лабиринтов.
Эванс, не колеблясь, объявил миру, что это дворец Миноса, сына Зевса,
отца Ариадны и Федры,
владельца лабиринта и хозяина ужасного быкочелове-ка или человека-быка -
Минотавра.
Он открыл здесь настоящие чудеса. Народ, населявший эти места (Шлиман
нашел следы его
колоний), о котором до сих пор ничего не известно - если не считать того, что
рассказывалось в легендах, -
оказывается, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего
развития дошел до того
сибаритствующего "декаданса", который таил уже в себе зародыш упадка и регресса
культуры. Только
высочайший экономический расцвет мог привести к подобному вырождению. Как и
ныне, Крит был в те
времена страной производства вина и оливкового масла. Он был центром торговли,
точнее говоря, морской
торговли. И то, что на первых порах, когда Эванс еще только приступил к
раскопкам, поразило весь мир -
богатейший дворец древности не имел ни вала, ни укреплений, - в скором времени
нашло свое объяснение:
торговые склады, коммерческая деятельность нуждались в более мощной защите, чем
крепостные стены -
сооружение чисто оборонительное. Такой защитой был могущественный,
господствовавший на всем море
флот.
Эванс нашел на Крите множество предметов иностранного происхождения, в
частности керамические
изделия из Египта, относящиеся к совершенно оп-
ределенным, твердо датируемым периодам истории этой страны, ко времени
господства той или иной
династии. Период расцвета этой культуры он отнес ко времени перехода от
среднеминойской к поздне-
минойской эпохе, то есть примерно к 1600 году до н. э. т- предположительному
времени жизни и
царствования Миноса, предводителя флота, властелина моря. Это было время, когда
всеобщее благосостояние
уже начало перерастать в роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках
изображали юношей,
собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий.
Цивилизация накануне вырождения; ей на смену шла неуемная роскошь. В
'живописи, которая
раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное
сверкание красок, жилище
должно было служить не только обителью - оно должно было услаждать глаз; даже в
одежде видели лишь
средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.
Приходится ли удивляться тому, что Эванс употребляет термин "модерн" для
характеристики своих
находок? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам
Букингемскому, были
водоотводные каналы, великолепные банные помещения, вентиляция, сточные ямы.
Параллель с
современностью напрашивалась и при виде изображений людей, позволявших судить об
их манерах, их
одежде, их моде. Еще в начале среднеминойского периода женщины носили высокие
остроконечные головные
уборы и длинные платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем.
Теперь эта старинная одежда приобрела утонченный и изысканный вид.
Обычное платье превратилось
в своего рода корсет с рукавами, тесно облегавший фигуру, подчеркивавший формы и
обнажавший грудь -
теперь, однако, уже из чувственного кокетства. Платья были длинные, с оборками,
богатой и пестрой
расцветки, некоторые узоры изображали крокусы, вырастающие из волнистой линии
условного изображения
горного пейзажа; поверх платья надевался чистый передник. На голове дамы носили
высокий чепец. И если
сейчас у женщин в подражание мужчинам модны короткие волосы, то критские женщины
были с нынешней
точки зрения сверхмодницами, ибо они причесывались точно так же, как мужчины!
Такими они предстают перед нами на рисунках: вот они оживленно беседуют,
сидя в
непринужденных позах, и в их взорах и выражениях лиц - истинно французский шарм.
Кажется
невероятным, что эти дамы жили несколько тысячелетий назад! Вспоминаешь об этом
лишь тогда, когда
бросаешь взгляд на мужчин: всю их одежду составляет облегающий бедра передник.
Столь же неясным, как происхождение народа, населявшего Крит, и его
письменности, предстает
конец Критского царства. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Эванс различил три
ясные стадии разрушения;
дважды дворец отстраивался заново, в третий раз от него остались только
развалины.
Если мы бросим ретроспективный взгляд на историю тех дней, мы увидим
кочующие орды
пришельцев с Севера, из Дунайских стран, а возможно,
и из Южной России, которые вторгаются в пределы Греции, нападают на ее
города, разрушают
Микены и Тиринф. Это вторжение варварских племен и народов все ширится и, в
конце концов, приводит к
гибели цивилизации. Немного позднее мы видим новые орды, на этот раз дорийцев;
они изгоняют ахейцев, но
сами еще в меньшей степени, чем ахейцы, способны принести какую-нибудь культуру;
и если ахейцы были
грабителями, которые все награбленное обращали в свою собственность, если они
все-таки были достойны
упоминания в гомеровских песнях, то дорийцы были просто-напросто разбойниками, с
их приходом
начинается новая глава в истории Греции.
В свое время Артур Эванс (а теперь и мы из предыдущих глав) знал, что
разрушение минойского
дворца и исчезновение критской цивилизации в целом связано с извержением вулкана
Санторин, гигантским
землетрясением, цунами и погружением суши на дно Средиземного моря.
- Часть I. Перечень высоких знаний
- Глава 1. Великий потоп*
- Глава 2. Каменные гости с небес
- Глава 3. По следам катастроф
- Глава 4. Запредельные хроники
- Глава 5. Потерянные знания цивилизаций
- Глава 6. В объятиях земли и неба*
- Глава 7. Колыбель цивилизаций
- Глава 8. Новые атлантиды*
- Глава 9. Тайна погибших городов и островов
- Глава 10. Тайны арктики
- Глава 11. Первые цивилизации европы
- Часть III. Открытия
- Глава 12. Заживо погребенные
- Глава 13. Мир, открытый крамером
- Глава 14. Пирамиды и башни
- Глава 15. Статуи и мифы
- Глава 16.0 чем молчит будда
- Глава 17. Тайна доктора кабреры
- Часть IV. Новый свет - новое время
- Глава 18. Катастрофа Нового света
- Глава 19. Великолепные майя
- Глава 20. Жестокие ацтеки
- Глава 21. Благородные инки
- Глава 22. Задержанные в океании*
- Глава 23. Загадки острова пасхи
- Часть V. Доводы рассудка
- Глава 24. Космические корни цивилизаций
- Глава 25. Чужие творения
- Глава 26. Будущее цивилизаций