logo search
Иванов

Глава 18. Катастрофа Нового света

Заканчивая читать книгу Косидовского "Когда Солнце было богом", приведем

еще одну интересную

историю:

"Короли ацтекского города-государства Тескоко активно покровительствовали

искусствам, их двор

являлся центром культурной жизни. Один из королей этого города прославился как

великий народный поэт,

которого глубоко уважали все ацтеки. Прямым потомком королевского рода ацтеков

был князь Ихт-

лилхочитль, человек очень одаренный. Он быстро изучил испанский язык и владел им

настолько хорошо, что

губернатор Мексики предложил ему должность переводчика и секретаря.

Ихтлилхочитль написал на испанском языке подробную историю своей страны.

В ней он поведал о

народах, которые еще задолго до прихода ацтеков в Мексику строили огромные

города и воздвигали

величественные пирамиды.

Но испанцы не поверили ему, решив, что ацтек-ский князь рассказывает

сказки. Ведь на всей ацтек-

ской земле не осталось даже следа руин этих якобы богатых городов. Правда,

француз Десире Шарней, бродя

по стране в поисках сокровищ, наткнулся на остатки пирамиды в окрестностях

города Тула-де-Аллендо в

штате Идальго, но и тогда испанцы не могли допустить мысли, что это руины

столицы тольтеков - Тулы, о

которой с такой уверенностью сообщал ацтекский князь.

Положение изменилось только с 1940 года, когда мексиканские археологи

приступили к система-

тическим раскопкам на месте древнейшего поселения тольтеков. Выяснилось,

что в 80 километрах от

города Мехико под слоем земли и зарослей скрывались от людских глаз мощные

руины. Там обнаружили две

большие пирамиды, посвященные богу солнца и богу луны, множество изваяний и

рельефов, колонн, а также

широкую сеть водопроводных труб из терракоты. Однако наиболее интересным

памятником оказался

спортивный стадион с каменными лавками, который свидетельствовал о том, что игра

в мяч была

традиционным увлечением всех без исключения индейских племен Центральной

Америки.

На ацтекского историка стали смотреть иными глазами - каждое его

сообщение теперь казалось

правдоподобным. От него мы узнаем, между прочим, что тольтеки построили свою

столицу в 648 году, а

оставили ее по неизвестным причинам в 1051 году. Они знали письменность и

математику, на основании

обращения луны создали календарь и были замечательными строителями. Их религия и

законодательство

отличались мягкостью, а короли славились мудростью. Тольтеки, по преданию,

вывели путем скрещивания

несколько сортов хлопка различной окраски.

Вторую по времени столицу тольтеков мексиканские археологи открыли в

нынешнем штате Сан-

Хуан. Называлась она Теотихуакан и, судя по руинам, занимала площадь около 12

квадратных километров.

Здесь находилось несколько огромных пирамид и десятка полтора великолепных

дворцов, украшенных

барельефами и фресками. На пирамидах солнца и луны виднелись, как утверждает

Ихтлилхочитль, эмблемы

из полированного золотого листа. Они днем

и ночью ярко сияли и служили своеобразным маяком для путников.

Так же, как и во всех других индейских городах, основным декоративным

мотивом в Теотихуакане

был пернатый змей, символ белого бородатого бога. Но есть там сюжеты и на другие

весьма оригинальные

темы. На многих фресках мы видим жизнь бога дождя, а также картины рая: веселые,

радостные мертвецы

играют на лугу в мяч.

У подножия пирамиды Солнца проходит так называемая Дорога Смерти. Вдоль

нее найдено

бесчисленное количество могил с останками умерших, мозаичными масками,

гротескными терракотовыми

головками и богато украшенными черепками глиняной посуды. Теотихуакан опустел в

X или XI веке нашей

эры. Причиной этой явилось истребление лесов, в результате чего земля стала

совершенно бесплодной -

окрестные холмы и поныне стоят абсолютно голые. Тольтеки переселились на Юкатан,

где объединились с

местными племенами майя.

В долине Тлаколула, в 30 километрах на юго-восток от мексиканского города

Оахака, из-под толстого

слоя земли археологи откопали руины Митлы, столицы сапотеков. Их знали уже

ацтеки и называли развалины

"Местом Печали". Кроме пирамид и дворцов, которые обычно встречаются в индейских

городах, особого

внимания там заслуживает знаменитый Колонный зал с гигантскими фаллическими

столбами.

В 1831 году мексиканский археолог Альфойсо Ка-со сделал сенсационное

открытие. Проводя

раскопки на Монте-Альбан (Белая Гора) в штате Оахака, он наткнулся на огромный,

овеянный

таинственностью

город. Многие археологи считают, что он древнее Митлы и являлся когда-то

столицей сапотеков. Это

обширное нагромождение руин величественных храмов и дворцов, статуй, керамики

редкой красоты,

каменных плит с иероглифами и барельефами, изображающими богов.

Однако больше всего славится Монте-Альбан найденными там сокровищами. В

многочисленных

древних могилах покоились скелеты, богато украшенные драгоценностями из

прекрасно отшлифованного

горного хрусталя, золота, яшмы, жемчуга, янтаря, кораллов, обсидиана, перламутра

и зубов ягуара. Среди

ожерелий, булавок, серег, брошей, диадем, браслетов и колец там были найдены

золотые табакерки, веера из

разноцветных перьев, а также золотые маски, которые точно передавали черты лица

покойных. Имеются

данные, что сапотеков из этого города изгнали тольтеки.

Благодаря археологическим изысканиям мы знаем, что уже за "несколько

столетий до нашей эры

Центральную Америку населяли многочисленные и высокоразвитые народы, в истории

которых произошло

чрезвычайно много трагических событий и катастроф. В 1942 году археолог А. Г.

Веррил обнаружил в Панаме

руины так называемой культуры "кокле". Огромная площадь в 1400 квадратных

километров была буквально

усеяна могилами, статуями, храмами, но прежде всего - совершенно невероятным

количеством

керамических черепков, орудий и предметов домашнего обихода.

Наиболее интересным археологическим памятником является Храм Тысячи

Богов, расположенный

между двумя реками и занимающий площадь в 100 акров. Сотни статуй и

огромных базальтовых

колонн, сверху донизу покрытых полихромированными барельефами и иероглифами,

расставлены в форме

правильного четырехугольника. Колонны имеют самые различные профили: квадратные,

круглые,

восьмиугольные и эллиптические.

Все статуи - людей, птиц, пресмыкающихся, а также всех четвероногих

животных, обитающих в

Панаме, - смотрят на восток. Обнаженные человеческие фигуры имеют своеобразные

головные уборы и в

качестве украшения - ожерелья.

Сцены, выполненные резцом неизвестных скульпторов, наводят ужас. Мы

видим, например,

"сиамских близнецов" со сросшимися спинами. В другом месте ягуар держит лапу на

поваленном мужчине

или пожирает младенца. Очень часто встречаются статуи представительных мужей,

которые поглаживают

рукой длинные кудрявые бороды.

Ближайшие каменоломни, где жители города брали строительный материал,

находились за рекой, на

расстоянии свыше 15 километров. Доставить эти громадные монолиты к храму

представлялось бы сегодня

делом нешуточным, что же говорить о тех далеких временах, когда, по всей

вероятности, люди полагались

лишь на свою физическую силу. Справиться с этим гигантским заданием мог только

объединенный труд

широких народных масс. Храм Тысячи Богов был возведен несколькими поколениями

представителей уже

организованного и значительно продвинувшегося вперед в своем историческом

развитии общества. У

подножий колонн стояли хорошо от-

шлифованные плиты из прозрачного порфира или яшмы желтого и красного

цветов. На них лежали

человеческие кости и зубы, смешанные с окаменив-шим деревом и голенищами.

Напрашивается вывод, что

это были алтари, на которых приносили богам человеческие жертвы.

Земля вокруг храма бесплодна и для обработки не годится. Возникает

вопрос, как же там могли жить

люди. Ответ найти нетрудно: когда-то земля давала неплохие урожаи, и только

пепел- и лава вулкана Гва-

камайо, который возвышается поблизости, у подножия Кордильер, превратили ее в

пустыню.

Кратер вулкана до сегодняшнего дня стоит обшарпанный, голый и

закопченный; из глубины

доносится глухой рокот и вырываются клубы пара и горячая вода, а все окрестности

покрыты саваном

вулканической пыли. Летом весь край - выжженная солнцем пустыня, а в период

дождей - непролазное

болото.

Ряд обстоятельств свидетельствует о том, что па-намские руины относятся к

древнейшим временам.

На постройках лежит слой земли от одного до трех метров. Мексиканские археологи

путем сложных

вычислений определили, что слой земли толщиной в один метр мог возникнуть не

менее чем за 1200 лет.

Из этого следует, что панамский город жители окончательно покинули где-то

около VII века, но

некоторые его районы, покрытые трехметровым слоем земли, опустели уже за 1700

лет до нашей эры.

Этот город, прежде чем в нем замерла жизнь, несомненно, уже был безмерно

старым. Если далее

работы выполняли тысячи или десятки тысяч строителей, то транспортировка

монолитов и возведение

стольких сооружений не могла быть плодом усилий всего лишь нескольких

поколений.

Однажды археологов охватило волнение, не поддающееся описанию. Не веря

своим глазам, они

увидели на одном из бесчисленных барельефов отчетливое изображение слона! Слоны

действительно

водились в Центральной Америке, но вымерли приблизительно 10 тысяч лет назад.

Неподалеку от Теоти-

хуакана расположен городок Тепехпан. В 1947 году там нашли останки индейского

охотника и кости слона.

Исследования показали, что находки относятся к 15 тысячелетию до нашей эры.

Но каким же образом панамскому пранароду удалось увидеть слона? Ответ

может быть лишь один:

либо город существовал за 10 тысяч лет до нашей эры, либо его население

поддерживало непосредственные

отношенич со странами Востока морским путем.

Об этом народе мы знаем немного. Известно только, что он был миролюбивым

- во время раскопок

ученые нашли совсем мало оружия, - что его скульптура удивительно похожа на

культуру майя, что он

поклонялся солнцу, и, как все другие народы Центральной и Южной Америки, верил в

пернатого змея. Судя

по барельефам, мужчины были рослые, мускулистые, с круглыми головами и строением

тела не походили на

американских индейцев.

Какая же катастрофа обрушилась на эту богатую, буйную культуру и

уничтожила ее? Мы имеем на

это совершенно определенный ответ. Его дают нам сами камни, красноречиво

повествующие о ходе событий.

Огромные колонны, разбросанные и изломанные, словно спички, монолитные

глыбы, как будто бы

DV-

кой великанов разбитые и далеко отброшенные от своих пьедесталов, статуи,

перевернутые вверх

ногами, изрезанная глубокими складками земля, слой вулканического пепла - разве

все это не

свидетельствует о мощном землетрясении?

Нетрудно представить себе, что произошло. Вулкан Гвакамайо, находящийся

на расстоянии 10

километров, однажды пробудился ото сна, заревел и взорвался огненным фонтаном.

Земля зашаталась.

Испуганные жители, уцелевшие после первого подземного толчка, побежали, как

сумасшедшие, в храм, чтобы

гекатомбами (большими жертвоприношениями) умилостивить разгневанных богов. Но их

мольбы не были

услышаны. Земля продолжала содрогаться и раскачиваться, как разбушевавшееся

море, вулкан рокотал и

гремел, засыпая окрестности раскаленным пеплом. Люди, не погибшие под дождем

огромных валунов и не

отравившиеся ядовитыми испарениями, убежали вглубь джунглей и смешались с дикими

племенами. Над

обширной страной Панамы, где в течение тысячелетий била ключом жизнь

талантливого народа, воцарилась

тишина.

По сути дела мы еще очень мало знаем о наро^ дах, которые населяли

пространства Центральной и

Южной Америки до прихода белых. Их история до сих пор окутана тайной. Нам не

известно происхождение

этих талантливых народов, истоки их общественной и культурной жизни, и пока что

мы не можем установить

обстоятельства и причины их гибели.

Культурные наслоения хранят глухое молчание о постепенном развитии этих

цивилизаций, об их

мно-

говековом росте и расцвете. Письмо майя относится к удивительнейшим

достижениям человечества;

оно могло быть лишь результатом многовекового и сложного развития. Но в надписях

нет и следа этой

эволюции. То же самое можно сказать и о многих других достижениях индейских

народов в области

астрономии, математики, искусства и строительства.

Только одно ясно: народы американского континента родственны между собой

как в расовом, так и

культурном отношении. У них много общего и в обычаях, и в религии. Все индейцы

строили храмы на

гигантских фундаментах в форме пирамид, исповедовали культ солнца и луны, а

также верили в миф о белом

бородатом боге, символом которого являлся крылатый змей. У них были общие, очень

своеобразные

предрассудки, не встречающиеся больше нигде в мире. Так, например, они жили,

постоянно охваченные

фаталической верой в конец света, который должен был наступить на склоне одного

из 52 летних циклов. В

индейских хрониках, календарных исчислениях, легендах и пророчествах далеко не

последнюю роль играло

число "13", которое считалось священным и приносящим счастье.

Археологические изыскания в руинах Паленке и других городов показали, что

все древние народы

Мексики знали и почитали знак креста. В их религии имелись обряды, напоминающие

христианские:

исповеди и покаяние, крещение младенца и нечто вроде причастия - они ели божков,

слепленых из

кукурузной муки.

Эти народы во многих отношениях достигли высокого уровня развития и тем

не менее не смогли

изобрести колеса и гончарного круга, не приручили ни одного вьючного

животного (исключение

составляют индейцы - жители Анд, которые приручили ламу). Они мастерски

обрабатывали медь, золото и

серебро, но не открыли железа, а это кажется особенно странным: ведь даже

примитивнейшие негритянские

племена в Африке научились его выплавлять.

Неожиданное появление этих развитых цивилизаций может иметь только одно

объяснение: индейцы

не коренное население американского континента, они явились там, уже обладая

большими культурными

достижениями. Но откуда они могли прибыть?

Ученые выдвигают три предположения. Какие-то кочевые племена, преследуя

на охоте зверей,

перешли всю Сибирь и однажды в изумлении остановились перед Беринговым проливом.

Он имеет всего

лишь 50 километров ширины, поэтому в безоблачные дни на противоположной стороне

отчетливо

вырисовывается берег Аляски. При виде неизвестной земли, манящей своей

загадочностью, охотники

загорелись желанием переправиться туда любой ценой.

Путешествие на байдарках через морской пролив в то время не представляло

таких трудностей, как

теперь. Уровень воды тогда был значительно ниже, а поэтому нынешние Алеутские

острова тянулись длинной

цепью, соединяя оба континента.

Одним из аргументов в пользу этого предположения является то, что лица

многих индейцев выдают

их монгольское происхождение. (Никакие несомненные доказательства того, что

древние цивилизации

Америки развились в результате появления народов из Старого Света, пока не

найдены).

Другая группа ученых считает, что индейцы прибыли на американский

континент из Океании или с

какого-то уже не существующего архипелага. Но могло ли большое количество

индейцев переплыть огромные

просторы на примитивных плотах, кое-как сделанных из пальмовых стволов и

растительных веревок?

Сторонники этой гипотезы отвечают следующим образом. Да, это лежало в границах

возможного, ведь уже

доказано, что остров Пасхи является остатком огромного архипелага, который

относительно недавно

погрузился в глубины Тихого океана. Архипелаг тянулся в сторону американского

континента, а ветры в

Тихом океане чаще всего дуют в этом направлении; поэтому достаточно довериться

парусам, чтобы,

переправляясь от острова к острову, в конце концов достичь берегов Америки.

Некоторые открытия служат веским доказательством этой гипотезы. Прежде

всего установлено, что

десятки слов американских племен не только похожи по звучанию на слова в

диалектах Океании, но более

того - имеют одинаковое значение. Свои доказательства привела также археология.

В доисторических

могилах Калифорнии найдены топорики, вытесанные из камня, который встречается

только на островах

Тихого океана. Следует, наконец, упомянуть о наблюдениях этнографов: цветом

кожи, чертами лица и рядом

других расовых признаков некоторые индейские племена очень напоминают туземцев

Океании. Однако

наиболее убедительной кажется точка зрения третьей группы ученых, которые не

видят никакого

противоречия между двумя предыдущими гипотезами. Они считают, что разнородность

расо-

вых типов среди индейцев указывает на то, что миграция индейских племен

происходила обоими

названными путями: и через Берингов пролив, и с островов Океании.

Совершенно иного мнения придерживаются те ученые, которые утверждают, что

индейцы прибыли с

востока, т. е. колонизовали американский континент, а потом на примитивных

плотах переплыли Тихий океан

и заселили острова Океании. К этой группе принадлежит норвежский этнограф Тур

Хейердал.

Желая доказать возможность такого морского путешествия, он построил

бальсовый плот и вместе с

несколькими товарищами переплыл Тихий океан. Его книжка "Путешествие на Кон-

Тики" получила широкую

известность во всем мире.

Мировая печать принесла интереснейшие известия об археологическом

открытии Тура Хейердала.

Стремясь найти более веские доказательства в пользу своей гипотезы, Хейердал

отправился на остров Пасхи,

известный тем, что там находятся десятки гигантских каменных изваяний,

сооруженных много веков назад

каким-то исчезнувшим народом.

На склонах вулкана Рану Рарака норвежец откопал огромные каменные

скульптуры. Это были статуи

людей, на груди которых виднелись резные изображения парусников с поднятыми

парусами. Другие

орнаменты на этих статуях своим стилем и манерой исполнения удивительно

напоминают искусство

перуанских инков. Кроме того, в горах открыты террасы, окруженные стенами; точно

такие же террасы

встречаются в стране инков, на склонах величественных Анд. ;

Это открытие имеет немалое значение - оно свидетельствует о том, что инки

уже в давние времена

колонизировали остров Пасхи. Однако этот факт не решает проблемы происхождения

индейцев: он может

служить доказательством как первой, так и второй миграционных гипотез.

В сфере предположений находится также вопрос о времени появления индейцев

на американском

континенте. Но бесспорным можно считать одно: город культуры "кокле" в Панаме

существовал еще за 2

тысячи лет до нашей эры. Сенсацией явился найденный там барельеф слона, ведь это

могло бы

свидетельствовать о том, что за 10 тысяч лет до нашей эры, т. е. в те времена,

когда в Америке еще водились

слоны, люди уже строили там города.

Установить эту дату помогло в какой-то степени открытие пирамиды, лежащей

на южной окраине

города Мехико среди мощного нагромождения базальтовых глыб и окаменевшей лавы.

Пирамиду вместе с

окружиющими ее селениями также постигло стихийное бедствие. Соседние вулканы

Ахуско и Хитли, ныне

уже погасшие, однажды плюнули огнем и залили все окрестности потоком лавы

высотой в десять метров.

Археологи, желая установить, когда произошла катастрофа, обратились за

помощью к геологам,

которые определили на основе анализа окаменевшей лавы, что это случилось без

малого 8 тысяч лет назад.

Если их расчеты научно правильны (некоторые геологи ставят их под

сомнение), то мы имели бы

здесь дело с самой древней культурой мира, намного более древней, чем культуры

Месопотамии и Египта.