logo search
Voprosy_k_ekzamenu1

Институт биев в казахском обществе. Толе би, Айтеке би, Казыбек би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.

Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой &адам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар.

Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители - бии; уполномоченные советом аксакалов.

В начале XVIII , века этническая история казахов была связана с Туркестано-Ташкентским оазисом. В результате смешения оседлых жителей предместий Ташкента с обедневшими казахами в 30-40-х годах XVIII века образовалась маргинальная группа - курама (численность более 100 тыс.). Причинами формирования этой группы являются территориально-этническая близость и «годы великого бедствия» (актабан шубырынды). Из различных данных известно, что" летние пастбища казахских родов охватывают Южную Сибирь и юг Урала.

В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения - жузы, руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке).

В Старшем жузе насчитывалось 11 племен (старшие племена - жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем жузе — 6 племен (старший - аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых, от китайцев, в-третьих - от русских.

В XVIII веке Как и раньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, но первостепенную роль в них играли бии. Толе би Амбекулы (родился в 1657 в жайлау Жайсан, на берегу р. Чу Жамбылской обл., умер в 1756 в Акбурхан-Орде в Ленгерском р-не совр. Шымкентской обл.) – казахский общ. деятель, прославленный оратор, главный би старшего жуза, один из создателей «Жеты Жаргы». В династии Кудайберды, представителем которой явл-ся Толе би, до него не было ни биев, ни баев. Все предки Толе би были простыми крестьянами – шаруа, называвшимися «чернью». Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического ис-ва своего народа. Принимая участие в собраниях биев с 15-20 лет, Толе би, прославился среди народа своей справедливостью и ораторским ис-вом. В то время казахское и джунгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. В силу того, что после смерти Тауке-хана казахское ханство начало распадаться, Толе би, оставаясь правителем Ст. жуза, попал во временную зависимость от джунгарских завоевателей. Невзирая на то, что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политич. правление по-своему. Весьма заметно представляется роль Толе би в объединении и освобождении казахских общин от джунгарского гнета. Согласно некоторым сведениям, Толе би способствовал возвышению султана Абылая.Толе би вместе с главным бием Ср. жуза Казыбеком Келдибекулы и гл. бием Мл. жуза Айтеке Байбекулы был гл. советником Тауке, прозванным в народе «благословенным». Толе би участвовал в претворении в жизнь мер по утверждению Тауке-ханом Туркестана столицей казахского ханства, подчинению 3-х жузов одному центру, разв-ю единого казахского ханства, формированию военного союза родственных казахского, каракалпакского, кыргизского и узбекского народов против джунгаро-ойратских завоевателей. Толе би также приложил много усилий к формированию и разв-ю отн-ний между Россией и Ст. жузом. В 1749, отправив послов во главе со своим племянником Айтбаем к оренбургскому губернатору И.И Неплюеву, Толе би выразил готовность перейти под подданство России. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сент. 1749, поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для разв-я торговых отн-ний между 2-мя странами. Дар руководителя и оратора Толе би особо проявился в период дробления казахского ханства и завоевательских походов джунгар, которые, воспользовавшись ситуацией, хотели уничтожить казахский народ, а оставшихся подвергнуть «годам лихолетья». Толе би, создав вместе с Кабанбай батыром, Богенбай батыром и Жанибек Батыром единый народный фронт, возглавил освободительную войну. В устном нар. творч-ве сохранилось много историч. легенд о Толе би. В народе получило широкое распространение великое множ-во афористических высказываний, пословиц и парадигм, связанных с его именем. В Шымкенте, Туркестане и Ташкент, где он в свое время правил, Толе би принимал активное участие в строит-ве архитектурных сооружений, которые предназначались для пользования широкими кругами населения. Имя Толе би тесно связано с крупными историч. событиями, происходившими не только в Ст. жузе, но и в Ср. и Мл. жузах. Толе би был похоронен в г. Ташкенте, где он правил в течение 12 лет, рядом с дедом Бабура по материнской линии – Жунис-ханом.

Казыбек би Келдибекулы (1659-1775) – прославленный казахский би конца 17 – 1-ой пол. 18 вв. Для установления единой власти над всеми 3-мя казахскими жузами Тауке-хан назначил бием Ст. жуза Толе би, Мл. жуза Айтеке би, Ср. жуза Казыбек би. Согласно хранившимся в устном нар. творч-ве легендам и некоторым архивным данным, Казыбек би участвовал в разработке сборника з-нов Тауке-хана или «Жеты Жаргы». Принимая активное участие в гос. управлении при ханах Тауке, Семеке, Адильмамбете и Абылае, Казыбек би имел ощутимое влияние в вопросах внутр. и внешней политики. Он являлся одним из первых организаторов нар. борьбы против джунгарских завоевателей. В 40-х г. 18-го столетия, когда Абылай-хан попал в руки джунгар, Казыбек би принимал активное участие в вызволении его из плена. Уже при Семеке-хане Казыбек би, выражая свою приверженность к России, присягнул рус. императору. В 60-е г. 18 в. империя Цинь в целях привлечения Казыбек би на свою сторону вместе со своими послами отправила ему множ-во дорогих подарков. Но Казыбек би выразил протест против перехода под патронаж Китая. Он призывал Абылай-хана не вступать в тесные взаимоотн-ния с Цинской империей. В народе Казыбека би прозвали «звонкоголосый».

Айтеке би Байбекулы (1644-1700) – казахский би, возглавлявший Мл. жуз до Абулхаир-хана. Айтеке би явл-ся близким родственником великого Жалантос батыра, который правил Самаркандом и его округой при Есим-хане. Айтеке би явл-ся одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана, сделал ощутимый вклад в разработку и принятие «Жеты Жаргы». Этот сборник з-нов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализации казахского общества. Нельзя сказать, что эти з-ны были отмечены печатью гуманизма, но все же благодаря Айтеке би и др. биям, принявшим участие в составлении з-нов, не были узаконены пережитки типа кровной мести. Айтеке би был официально советником хана. Он принимал активное участие в строит-ве единого централизованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Казыбек би Айтеке би как бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана до Абылая. Он думал и заботился о том, чтобы все три жуза казахского гос-ва были в единстве, сплоченности и согласии. Айтеке би проявил себя мудрым, справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международных проблем.