logo search
Иванов

Глава 24. Космические корни цивилизаций

Возможно, что история появления и исчезновения на Земле представителей

внеземных цивилизаций

(ВЦ) - это история того, чего не было. Чтобы не обижать сторонников визита

космических пришельцев, но и

не возбуждать преждевременное беспокойство простых землян, к коим причислены и

мы с вами, обратимся к

тем, кто хорошо изучил эту проблему.

"Следы древних астронавтов?" так называется брошюра члена редколегии

международного "Журнала

палеовизитологии", автора более 10 публикаций на таинственную тему "пришельцев"

Юрия Николаевича

Морозова. Выбор отрывков из публикации Ю. Морозова и составление их в

последующие две главы не

является попыткой отрицательного или положительного заключения по "делу о

пришельцах". Сотни книг

заполнены гипотезами на эту тему, но ни одна из них не дает разгадки самой

загадочной тайны человеческих

цивилизаций.

Вряд ли кто сегодня увлекается чтением романа "Иной свет, или Государства

и империи Луны",

принадлежащий перу Савиньена Сирано де Бержерака. Редкий случай в истории

литературы: сегодня читать

этот роман интереснее, чем в пору его опубликования. В нем говорится о

бесконечности Вселенной и

материалистической подоплеке разных чудес, о психотерапии и корпускулах света, о

многоступенчатом

ракетном двигателе для полета на Луну... Особенно интересно читать в том месте,

где житель Солнца

рассказывает, что он и его друзья уже не раз бывали

на Земле. "Вы, несомненно, слышали о нас, ведь это нас называли

оракулами, нимфами, духами,

феями, вампирами, гномами, наядами, инкубами, привидениями, тенями и

призраками..." Сам рассказчик под

видом демона внушал идеи Сократу, общался с Кам-панеллой и доктором Фаустом. В

конце концов

раздосадованные невежеством людей космические гости покинули Землю.

К сожалению эта версия была высказана не в научном трактате. Тогда мы с

полным основанием

назвали бы ее первым вариантом "гипотезы о пришельцах". Даже среди просвещенных

современников Си-

рано де Бержерака она могла бы вызвать в таком случае сильный резонанс. Однако

избранный автором

литературный жанр настраивал на романтическое восприятие. Блестящие догадки

талантливого Сирано будут

навсегда зачислены в разряд "чистейшей игры фантазии".

Еще до начала нашего столетия были сформулированы следующие ответы на

вопрос о палеовизите: 1)

посещения не было, поскольку нет его явных следов; 2) посещение не исключено,

хотя следы его пока не

обнаружены; возможно они отыщутся в дальнейшем; 3) посещение было, и

доказательства этого имеются в

известных нам исторических источниках - нужно лишь по-новому взглянуть на них.

Высокие и порой загадочные достижения древних культур наводили на мысль о

присутствии на Земле

космических пришельцев. И в популярной литературе получила хождение версия о

космических корнях

легендарной цивилизации Атлантиды. Вспыхнувший после 1947 года интерес к

неопознанным ле-

тающим объектам, в которых сразу заподозрили аппараты инопланетян,

подтолкнул к поиску

сообщений об аналогичных объектах в древности.

Не имея возможности рассмотреть все эти пути развития идеи, рассмотрим

только один момент. На

границе 40 - 50-х годов нашего века тема палеови-зита начала проникать в

фантастические произведения

ученых.

Вот интересный и необычный случай. В 1951 году вышел в свет роман "Лунная

империя", автором

которого значился некто Манфред Лангренус. По сюжету романа весь род

человеческий создан

могущественной инопланетной цивилизацией. Однако для фантастики подобный мотив

уже не был

откровением. Тайный смысл заключался в другом. За псевдонимом Лангренус укрылся

известный ученый,

секретарь Австрийского общества космических исследований Фридрих Хехт. Его

коллеги об этом знали, и

роман, как вскоре обнаружилось, вызвал у них не только литературный интерес.

Ученые тотчас принялись за

критику.

Спустя три года в западногерманском журнале "Космонавтика" появилась

небольшая статья

специалиста в области ракетно-космической техники Ирены Зен-гер-Бредт. Автор

начинает свое эссе

признанием: с тех пор как в романе Лангренуса была высказана идея о

вмешательстве инопланетной

цивилизации в земную историю, "меня не покидает безумная мысль: в может быть, в

этом что-то есть?".

Поэтому не исключено, что мифы о богах, обитающих на небе, об ангелах и

валькириях, слетающих с небес,

наконец, многочисленные фольклорные сюжеты о полетах самого человека связаны с

посещением

инопланетян. Ведь сов-

ременными исследованиями, подчеркивает Зенгер-Бредт, твердо установлено,

что образы и сюжеты

фольклора имели под собой реальную почву.

Загадки этих "реалий" так и не раскрылись на сей раз. Тем не менее,

витавшая в научном мире идея о

космических пришельцах начинала принимать форму обоснованной гипотезы.

Поистине революционное воздействие на научную мысль, да и на все

человечество, оказал смелый

шаг землян в космическую эру. Освоение околоземного пространства, бурный

прогресс космонавтики и

ракетостроения, их бескрайние (как многим тогда верилось) перспективы - все это,

помимо прочего,

создавало серьезную основу для предположения, что более развитые внеземные

цивилизации могли уже давно

приступить к межзвездным экспедициям.

К началу 60-х годов одновременно с обработкой первых результатов

экспериментов, нацеленных на

обнаружение сигналов из космоса, в научной среде прозвучал призыв к началу

поисков и по совершенно

другому адресу - в земной истории. С такой идеей выступил математик М. М.

Агрест.

Исследуя возможность неоднократного посещения Земли посланцами иных

миров, Агрест призвал к

поиску доказательств визита в мифах, легендах, памятниках письменности и

материальной культуры. В

частности, он обратил внимание на факты, относящиеся преимущественно к Ближнему

Востоку и соседним

регионам: библейские тексты о пришествии на землю небесных существ, гигантскую

каменную террасу,

неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок

"космонавта" на

скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т. д. Предполагая в этих

фактах следы палеовизита,

Агрест, однако, подчеркивал, что все, сказанное им в статье, - только гипотеза,

требующая тщательной

проверки.

Гипотезы визита инопланетян множились. Так в статье, увидевшей свет в мае

1963 года,

американский астрофизик Карл Саган развил эту тему. Он подверг критике

распространенное в те годы

мнение, будто радиосвязь - самый эффективный способ общения между цивилизациями

Вселенной. У связи

на сверхдальних расстояниях есть много недостатков: трудности взаимопонимания,

долгое ожидание ответа

(исчисляемое десятилетиями, а то и веками) и т. д. Поэтому здесь возможен только

один способ контакта:

межзвездная экспедиция и контакт с незнакомой цивилизацией на ее родной планете.

Далее, Саган подкрепляет свою гипотезу следующим рассуждением. По мере

своего культурного и

технического развития, человечество делалось все более интересным для его

"старших братьев" из космоса, и

"частота исследовательских посещений нашей планеты" постепенно бы возрастала,

заметил Саган. По поводу

же доказательств таких визитов ученый был чрезвычайно осторожен. Древние

Вавилонские письменные

свидетельства повествуют о странных существах, давших начало шумерской

цивилизации. Не исключено,

пишет Саган, что этими наставниками были инопланетяне, однако для выяснения

истины нужны специальные

исследования. Опять нужны были строгие доказательства.

На практике искать следы палеовизита и определять степень их

доказательности надлежит людям,

профессионально изучающим земное прошлое. А вот среди археологов,

геологов, геофизиков и

других специалистов этого профиля "призыв" Агреста и Сагана как раз не получил

должной поддержки.

Причина была, проста. Названные науки всегда имели дело исключительно с земными

явлениями, и даже

начало космической эры не поколебало сосредоточенности этих наук на сугубо

"домашних" воцросах. Таким

образом, ситуация сложилась парадоксальная: проблема палеовизита сформулирована,

ее научная

актуальность достаточно очевидна - а исследовать проблему в конкретно-

историческом плане вроде бы

некому.

В результате тема пришельцев оказалась отданной на откуп любителям. Поиск

следов космического

визита представлялся делом, доступным любому желающему. Появились "рискованные",

если не сказать

"авантюрные" гипотезы.

Среди тех, кто создавал и пропагандировал "теорию пришельцев", особый

успех выпал на долю

знаменитого в этой области швейцарца Эриха фон Де-никена. Надо отдать должное,

что каждая новая его

книга автоматически становится бестселлером; на его лекции трудно попасть; по

его книгам снято несколько

не менее популярных фильмов (один из них, "Воспоминания о будущем", шел в свое

время в нашем

кинопрокате).

В самом общем виде суть пропаганды Деникена в следующем.

Посланцы космических цивилизаций прилетали на Землю неоднократно. В свой

первый визит они -

ни много ни мало - создали на нашей планете точную копию самих себя - человека

разумного. С этой

целью пришельцы внесли угодные им изменения в наследственность

гуманоидов, к тому времени

уже выделившихся из обезьяньего стада. Чем аргументировано это весьма смелое

утверждение? Ссылками на

перспективы генной инженерии, нашумевшие публикации о "детях из пробирки" и мифы

о божественном

сотворении человека. Вот, например, как расшифровывает Деникен "истинную историю

Адама и Евы".

Чужепланетные астронавты (тут автор напоминает, что в библейском повествовании о

божественном

сотворении людей исконно шла речь не о боге, а о богах, "элохим") начали с

искусственного выращивания

мужской особи. Затем у первого земного существа взяли "клеточную структуру",

чтобы вырастить из нее

первую женщину (это обстоятельство трансформировалось в мотив сотворения Евы из

ребра Адама). Желая

изолировать первых земных людей от контактов с окружающим миром, боги содержали

их в "резервации",

память о которой сохранилась в представлении об утраченном "рае".

Хотя появившийся таким путем новый вид земных существ обладал разумом и

речью, инопланетяне

не сочли свой эксперимент удавшимся. Во время второго визита им пришлось даже

уничтожить большинство

людей (вот откуда легенды о Всемирном потопе!), а у оставшихся вызвать еще одну

"искусственную

мутацию". Только с этого момента, считает Деникен, начался ощутимый прогресс

человеческой культуры:

появились письменность, математика, техника, искусство, мораль. Из суеверного

преклонения перед своими

творцами и наставниками люди стали почитать их за богов, сделали главными

персонажами религий.

Деникен также убежден, что все дальнейшее развитие человечества

осуществлялось и будет

осуществляться по "плану", заложенному в людях "богами-астронавтами". К примеру,

авторы открытий,

изобретений, новых идей только мнят себя творцами, в действительности же, сами

того не ведая, извлекают из

глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от "богов". Не

случайно даже то, что догадка

о пришельцах из космоса одновременно родилась в сознании многих людей: появление

этой идеи наверняка

было запрограммировано с момента сотворения человека.

Пробелы в домыслах Деникена настолько очевидны, что даже говорить о них

как о теории не имеет

смысла. Подтвердилась старая истина: дилетант способен высказать свежие идеи,

увидеть привычные вещи в

новом свете, обратить внимание на факты, по каким-либо причинам недооцененные

наукой, но

квалифицированно исследовать их и создать на этой основе строго обоснованную

гипотезу не в состоянии.

Ни одна мифология, ни одна религия не обходятся без представлений о

существах, более

могущественных и мудрых, чем люди. Уже отсюда ясно, что бытование этих

представлений вызывалось и

поддерживалось для всех регионов и эпох. Не станем же мы предполагать появление

космических визитеров

перед каждым народим нашей планеты!

Рассказы о существах нам известных, которые пришли откуда-то извне (либо

родились здесь, на

Земле), даровали людям необходимые знания и предметы обихода, а затем удалились

(либо умерли). Этот тип

"культурных героев" явцо возник под влиянием

внутренних закономерностей человеческого общества. Логика вымысла тут

абсолютно прозрачна: как

любой юный член рода или племени получает понятия о мире и правилах жизни в нем

из наставлений

старших, так, очевидно, и у самых первых людей был свой Учитель. К примеру,

согласно мифам аборигенов

Австралии, культурные герои древности научили людей добывать трением огонь,

пользоваться палкой-

копалкой и каменным топором, готовить пищу, исполнять ритуальные танцы...

Представить себе, что такие

уроки давали инопланетяне, прямо скажем, трудновато. В мифологиях более развитых

обществ у героев-

цивилизаторов культурный уровень соответственно повыше - они, например, обучают

людей хлебопашеству,

кузнечному делу, торговле, дают им письменность и календарь, - но речь всегда

идет о достижениях

нормальных для данной ступени развития человечества, не несущих на себе печати

"космического"

происхождения.

Между прочим, руководствуясь примерно такими соображениями, Карл Саган в

конце концов

отказался от мысли увидеть в легендарных основателях шумерской цивилизации

инопланетян. В книге

"Космическая связь" (1973 год) он писал: "Как ни соблазнительна эта и подобные

ей легенды, я пришел к

выводу, что доказать контакт с внеземлянами на основании таких легенд

невозможно. Существуют

удовлетворительные альтернативные объяснения".

Можно добавить, что согласно мифам, просветители не только спускались с

неба, но и появлялись из

воды, из-под земли, из деревьев, скал, пещер и т. д. Столь же разнообразны и

места, из которых

приходили легендарные предки людей или в которых обитали боги (а в

мифологии один и тот же

персонаж зачастую объединяет в себе черты божества, первопредка и культурного

героя). Следовательно,

опираясь на мифы, можно с равным успехом доказывать реальность и космической, и

подводной, и

подземной, и какой-нибудь совсем уж немыслимой цивилизации. Иначе говоря - ни

для одного из подобных

предположений мифология не является достоверным подкрепляющим материалом,

поскольку древние люди

представляли себе населенными все части видимого мира, и контакты человека с

обитателями любой области,

тем более относимые к незапамятной древности (когда "все было возможно"),

казались делом вполне

естественным.

Правда, в древней картине мира его небесная часть все же имела некую

выделенность. Те лее

австралийские мифы, одни из самых архаичных, говорят о "всеобщем отце", живущем

на небе. В ходе

развития мифологии и становления религиозных взглядов отчетливо проявилась

тенденция считать главным

именно небесного бога, а то и помещать на небо весь пантеон. Во многих языках

слова "небо" и "бог" - од-

нокоренные. Почему так? Может быть, в отличие от водных, подземных и прочих

выдуманных духов,

небесные (инопланетные) жители все-таки действительно являлись перед людьми и

оставили по себе самую

яркую, неизгладимую память?

Критерий "небесного происхождения" не позволяет выделить истинных

космических пришельцев на

фоне вымышленных фигур мифологической истории. Остается еще один признак -

"биологические

отличия от людей". Но и тут ситуация не внушает оптимизма. Материалом для

"лепки"

фантастических образов служила вся окружающая действительность, поэтому

персонажи мифов, легенд,

сказаний имеют-в самых разных комбинациях - черты человека, животных, иногда

растений, явлений

природы (отсюда, кстати, у многих божеств огненные и громовые атрибуты, которые

в "теории древних

астронавтов" трактуются как память о реактивных кораблях пришельцев). Люди

прошлого верили в богов

крылатых и рыбохвостых, многоруких и трехглазых, в великанов и карликов... Как

узнать среди этого сонма

"биологически несхожих" с нами существ тех, кого мы ищем? Задача почти

неразрешимая.

В целом суть проблемы очень точно уловил К. Саган, сказавший, что для

того, чтобы какое-нибудь

сообщение легендарно-мифологического оттенка могло считаться свидетельством

палеовизита, "нам нужно от

легенды нечто большее, чем просто рассказ о появлении странного существа,

совершающего удивительные

деяния и живущего на небе".

Вполне вероятно, что память об инопланетных астронавтах действительно

запечатлелась бы в образах,

неких сверхъестественных существ. Подтверждением этому служат контакты между

земными культурами

разного уровня развития. Можно было бы сослаться на соответствующие рассказы

папуасов о Миклухо-

Маклае, на известный исторический казус, когда ацтеки приняли Кортеса, за своего

вернувшегося бога

Кетцалькоатля, на знаменитый "культ карго", возникший в Меланезии под влиянием

контактов островитян с

белыми людьми...

Поэтому портрет пришельцев, составленный нами вначале, требуется сделать

конкретнее.

Рассмотрим в качестве иллюстрации любопытнейший миф австралийских

аборигенов, сообщенный

Кэтрин Лангло-Паркер. Миф повествует о происхождении созвездия Южный Крест.

В самом начале времен небесный владыка сотворил двух мужчин и одну

женщину, научив их

питаться растениями. Когда наступила засуха, первые люди начали голодать. Один

из мужчин убил сумчатую

крысу. Он и женщина стали есть мясо животного, другой же мужчина, несмотря на

уговоры, не притронулся к

непривычной пище, хотя и был смертельно голоден. Поссорившись с товарищами, он

"ушел в сторону заката".

Его спутники вскоре закончили трапезу и отправились вслед за ним.

"Подойдя к краю долины, они увидели своего товарища на другой ее стороне,

у реки. Они крикнули,

чтобы он остановился, но он не обратил на них внимания и продолжал идти, пока не

подошел к большому

белому эвкалипту. Здесь он замертво упал на землю, а рядом с ним люди увидели

черное существо с двумя

огненными глазами. Оно подняло мертвеца на дерево и бросило в дупло.

Спеша через долину, люди услыхали такой оглушительный удар грома, что,

пораженные, упали на

землю. Поднявшись, они с удивлением увидели, что гигантский эвкалипт вырван из

земли и несется по

воздуху в южную сторону неба. Они заметили огненные глаза, сверкавшие с

дерева...

Наконец дерево остановилось около Варрамбула, или Млечного пути, который

ведет туда, где живут

небесные боги. Постепенно дерево скрылось из виду, и только четыре

сверкающих огненных глаза

видели люди. Два принадлежали духу смерти Йови, два других были глазами первого

умершего человека"

Лангло-Паркер добавляет: "Для племен этой части страны Южный Крест до сих пор

известен как Яр-ван-ду -

место белого эвкалипта..."

Представьте: шли по безлюдной местности трое, и вдруг видят в отдалении

что-то .высокое, прямое,

светлое. "Большой белый эвкалипт" - как еще могли описать австралийские

аборигены ракету, стоящую на

старте? Очень важно указание на цвет, поскольку корпус космических ракет

действительно покрывают (для

термоизоляции) белой краской. Один из австралийцев, подойдя близко к стартовой

площадке, то ли от голода,

то ли от страха теряет сознание, и член экипажа затаскивает его через люк

("дупло") в свой корабль. Ракета

стартует. Ужасный грохот и вид летящего дерева (точность образного сравнения в

данной ситуации могла

усиливаться от сходства языков пламени на конце ракеты с мощными корнями) - все

это ввергло невольных

зрителей в шоковое состояние. Они, впрочем, заметили и сообщили потом

соплеменникам еще одну деталь,

для нас, пожалуй, ключевую: вместо исчезнувшей вдали ракеты на небе вспыхнули

четыре светящиеся точки,

которые напоминали четверку ярких звёзд Южного Креста. Именно такое зрелище

наблюдали и свидетели

запусков "Во-стоков", "Восходов" и "Союзов"! Четыре звезды - это четыре

отделившихся, но еще не

кончивших работать двигателя первой ступени ракеты-носителя, скомпонованной по

так называемой пакетной

схеме.

Попробуем установить истинную картину события. Миф был известен еще к

началу нашего века, и

уже по этой причине бессмысленно предполагать в нем отражение запусков земной

космической техники.

Остается другой вариант: предки рассказавших этот миф австралийцев наблюдали

старт корабля инопланетной

экспедиции. А она вряд ли использовала бы "пакет". Специалисты скажут вам, что

эта схема ракеты,

оправданная на нынешнем этапе развития земной космонавтики, была бы слишком

примитивна для

технического уровня цивилизации, совершающей межзвездные полеты. Самый, казалось

бы, убедительный

момент сходство "эвкалипта" с ракетой - мотив "четырех звезд" - приходится

признать случайным

совпадением, а это позволит считать случайностью и другие, менее обязывающие,

параллели.