logo search
djghjcs

9 Образование и основные этапы деятельности оон

В апреле 1945 г. после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В.М.Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, в Сан-Франциско была завершена выработка проекта окончательной редакции Устава ООН. Проект был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, правительства которых в свое время (1 января 1942 г.) подписали Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу. В состав ООН были приняты на правах государств-учредителей Украинская ССР и Белорусская ССР с учетом, как официально объяснялось, их особо значительного вклада в сопротивление нацистской агрессии и вклада в ее отражение, хотя обе эти республики входили в состав СССР и не обладали независимостью. Фактически это означало, что при обсуждениях в ООН Советский Союз имел три голоса вместо одного, хотя правом вето в Совете безопасности (см. ниже) обладала только делегация СССР.

Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом мирополитического регулирования. Советский Союз, сначала одинаково внимательно относившийся к обеим ветвям регулирования международных отношений, вскоре сосредоточил все внимание только на одной – политической – его части. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия и обладал правом решать вопросы о применении санкций против тех или иных государств.

Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето и мог воспользоваться им, если находил, что предлагаемое решение не соответствует его интересам.

На протяжении всего послевоенного периода создавались новые специализированные подразделения. В 1948 г. была создана специальная организация ООН — ЮНЕСКО занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 создана еще одна специальная организация ООН — ЮНЕП, в задачу которой входит разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания.

Особое место занимает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях.

Благодаря усилиям ООН одним из основополагающих аспектов международной политики стала защита прав человека. Это нашло свое логическое воплощение во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Особенно велика была роль ООН в разрешении и улаживании ряда межгосударственных конфликтов.

10 Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947) После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. К числу союзников Германии относились Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния и Болгария. Согласно постановлению Потсдамской конференции, готовить проекты договоры с ними должен был Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая). В ходе Парижской конференции делегации сумели согласовать многие статьи мирных договоров, но по ряду важных вопросов не добились взаимопонимания. Конференция закрылась, передав нерешенные вопросы на третью сессию СМИД. Мирные договоры, окончательно согласованные на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в декабре 1946 г., были подписаны в Париже 10 февраля 1947 г. Состояние войны между этими странами и государствами антигитлеровской коалиции прекращалось, и союзные державы обязывались поддержать просьбы побежденных стран об их принятии в ООН. За исключением территориальных статей, мирные договоры были составлены однотипно. Они содержали ограничение численности вооруженных сил побежденных стран и регламентировали выплату ими репараций победителям и странам, пострадавшим от их агрессии. Участниками всех мирных договоров были УССР и БССР. Державы-победительницы, в том числе СССР, должны были вывести свои войска из оккупируемых стран в течение 90 дней после вступления договоров в силу (15 сентября 1947 г.). Мирные договоры, заключенные в Париже в основном завершили процесс формирования послевоенных границ в Европе. В целом территориальные решения конца 40-х годов имели огромное значение для стабилизации международных отношений в Европе. В соответствии постановлениями Потсдамской конференции в г. Нюрнберге с ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. был проведен судебный процесс над нацистскими военными преступниками, в результате которого ряд высших деятелей Германского рейха были признаны виновными в преступлениях против человечества и казнены. Начало холодной войны Речь Черчилля в Фултоне 1946 г. и «доктрина Трумэна». 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции. Обосновывая запрос, Г.Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. Принято считать, что с момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.