Глава 19 Матвей Семенович Башкин и его соучастники
Направление, данное Нилом и Вассианом, не обошлось, однако, без того, чтобы не выработаться в учение, действительно противное православной церкви. Они ставили сущность выше формы, внутреннее выше внешнего, ополчались против злоупотреблений существующего порядка, возбуждали к мысли и к самобытному изучению основ веры и своей снисходительностью к еретикам, хотя даже, быть может, против собственной воли, требовали уважения к полной свободе мысли. Такое направление не могло остановиться на полдороге. Всегда и везде подобные зародыши несогласия с существующим порядком в области религии, порядком, освященным веками, открывали путь к дальнейшим попыткам критики, приводившим, наконец, к полному отпадению от авторитета, к тому, что на церковно-историческом языке называется ересью. Прежде чем в XVI веке образовалось протестантство, выражавшее явную борьбу с католической церковью и полное отпадение от последней, являлись один за другим ученые и благочестивые люди, недовольные как злоупотреблениями церкви, так и господством формы над содержанием в области религии, хотя эти люди всею глубиною души были преданы этой же католической церкви. Тот же путь должен был последовать и у нас, хотя в незначительной степени в сравнении с Западом. Уже «осифляне» старались набросить тень неправославия на самого Нила. Ученика его Вассиана и единомышленника Максима Грека они обвинили в ереси, хотя и неосновательно с нынешней точки зрения. Но с тех пор образовалось мнение, что в Ниловой пустыне и в других монастырях Белозерья гнездятся еретические мнения между старцами и оттуда распространяются по всей Руси. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия – это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его соумышленниками. К большому сожалению, дело, производившееся об этом лице и его соумышленниках, не сохранилось вполне и известно только по отрывкам. Из них мы узнаем, что в Великий пост 1554 года Башкин явился к священнику Благовещенского собора, Симеону, на исповедь, объявил себя православным христианином, верующим в Св. Троицу и поклоняющимся иконам, но вместе с тем стал задавать такие вопросы, которые показались священнику «недоуменными»: Симеона поразило то, что Башкин сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить священник. В заключение Матвей напомнил ему высокую обязанность духовного сана в таких словах: «Великое дело ваше, сказано в писании; ничто же сия любви больше, еже положити душу свою за други своя; вы за нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете отвечать в день судный». После этой исповеди Башкин приехал на дом к священнику, привез «Беседы Евангельские» и говорил: «Ради Бога, пользуй меня душевно, надобно читать написанное в Евангельских беседах, но на одно слово не надеяться, а совершать его делом. Все начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас научать. Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. Все это на вас лежит». После того Башкин пригласил к себе священника на дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые казались Симеону подозрительными. Между прочим Башкин сказал: «Написано: весь закон заключается в словах – возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня – пусть живет, а не нравится, пусть идет куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить». – «Я этого не знаю», – сказал Симеон. «Так спроси Сильвестра, – ответил Башкин, – он тебе скажет, а ты пользуй этим душу мою. Я сам знаю: тебе некогда об
- Глава 3 Преподобный Феодосий Печерский
- Глава 4 Князь Владимир Мономах
- Глава 5 Князь Андрей Боголюбский
- Глава 6 Князь Мстислав Удалой
- Глава 8 Князь Александр Ярославич Невский
- Глава 10 Преподобный Сергий
- Глава 11 Великий князь Димитрий Иванович Донской
- Глава 12 Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима
- Глава 14 Новгородский архиепископ Геннадий
- Глава 15 Московский государь великий князь Василий Иванович
- Глава 17 Максим Грек
- Глава 18 Сильвестр и Адашев
- Глава 19 Матвей Семенович Башкин и его соучастники
- Глава 20 Царь Иван Васильевич Грозный
- Глава 26 Василий Шуйский
- Глава 27 Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
- Глава 29 Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын
- Глава 2 Киевский митрополит Петр Могила
- Глава 5 Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий
- Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого
- Глава 7 Стенька Разин
- Глава 8
- Сибирские землеискатели XVII века
- Глава 9 Галятовский, Радивиловский и Лазарь Баранович
- Глава 12 Царь Федор Алексеевич
- Глава 13 Царевна Софья
- Глава 15 Петр Великий
- I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны
- II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира
- III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
- IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией
- VI. Внутренние события после Ништадтского мира
- VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого
- Глава 16 Гетман Иван Степанович Мазепа
- Глава 17 Царевич Алексей Петрович
- Глава 18 Князь Александр Данилович Меншиков
- Глава 19 Архиепископ Феофан Прокопович
- Глава 20 Фельдмаршал Миних и его значение в русской истории
- Глава 21 Императрица Анна Ивановна и ее царствование
- I. Анна Ивановна до призвания на царство
- VIII. Внешняя политика России при Анне Ивановне
- Глава 22 Императрица Елисавета Петровна
- I. Цесаревна Елисавета
- IV. Могущество Бестужева