Глава 26 Василий Шуйский
Печальные обстоятельства предшествующей истории наложили на великорусское общество характер азиатского застоя, тупой приверженности к старому обычаю, страх всякой новизны, равнодушие к улучшению своего духовного и материального быта и отвращение ко всему иноземному. Но было бы клеветою на русский народ утверждать, что в нем совершенно исчезла та духовная подвижность, которая составляет отличительное качество европейских племен, и думать, что русские в описываемое нами время неспособны были вовсе откликнуться на голос, вызывающий их на путь новой жизни. Умные люди чувствовали тягость невежества; лица, строго хранившие благочестивую старину, сознавали, однако, потребность просвещения, по их понятиям, главным образом религиознонравственного; думали о заведении школ и распространении грамотности. Люди, с более смелым умом, обращались прямо к иноземному, чувствуя, что собственные средства для расширения круга сведений слишком скудны. Несмотря на гнет того благочестия, которое отплевывалось от всего иноземного, как от дьявола, в Москве, по известию иностранцев, находились лица, у которых стремление к познаниям и просвещению было так велико, что они выучивались иностранным языкам с большими затруднениями, происходившими как от недостатка руководств и руководителей, так и от преследования со стороны тех, которые готовы были заподозрить в этом ересь и измену отечеству. Так, Федор Никитич Романов, нареченный по пострижении Филаретом, учился по-латыни; поляки в Москве видели людей, выучившихся тайком иностранным языкам и с жадностью хватавшихся за чтение. Афанасий Власов, рассмешивший поляков своими простодушными выходками, в то же время удивил их чистым латинским произношением, показывавшим, что язык латинский был ему знаком. О многих из Ивановых жертв Курбский говорит как о людях ученых и начитанных по своему времени, и сам Курбский своим собственным примером доказывает, что московские люди XVI-го века не оставались совершенно неспособными понять пользу просвещения и необходимость сближения с иноземцами. У нас думали, что названый царь Димитрий вооружил против себя русский народ своей привязанностью к иноземцам, пренебрежением к русским обычаям и равнодушием к требованиям тогдашнего благочестия. Но вглядываясь ближе в смысл событий, увидим не то: поведение Димитрия действительно не могло нравиться строгим блюстителям неподвижности, но никак не большинству, не массе народа; так же, как и впоследствии великий преобразователь Руси, хотя и встретил против себя сильное, упорное и продолжительное противодействие, но никак не от всех, а, напротив, нашел немало искренних сторонников и ревнителей своих преобразовательных планов: иначе бы, конечно, он и не успел. Гибель названого Димитрия была делом не русского народа, а только заговорщиков, воспользовавшихся оплошностью жертвы; это доказывается тем, что народ русский тотчас же обольстился вестью, что царь его, спасенный раз в детстве в Угличе, спасся в другой раз в Москве; народ русский почти весь последовал за тенью Димитрия, до тех пор, пока не убедился, что его обманывали и Димитрия нет на свете. Самый способ убийства показывает, что народ был далек от того, чтоб погубить своего царя за его приемы, несогласные с приемами прежних царей. Шуйский вооружил народ против поляков именем того же царя и таким обманом отвлек его внимание от Кремля. Число участников Шуйского не могло быть велико; оттого-то Шуйский накануне убийства поспешил удалить из сотни караульных семьдесят человек: очевидно, он боялся не сладить с целой сотней. Таким образом, убийство Димитрия было вовсе не народным делом.
Кто бы ни был этот названый Димитрий и что бы ни вышло из него впоследствии, несомненно, что он для русского общества был человек, призывавший его к новой жизни, к
- Глава 3 Преподобный Феодосий Печерский
- Глава 4 Князь Владимир Мономах
- Глава 5 Князь Андрей Боголюбский
- Глава 6 Князь Мстислав Удалой
- Глава 8 Князь Александр Ярославич Невский
- Глава 10 Преподобный Сергий
- Глава 11 Великий князь Димитрий Иванович Донской
- Глава 12 Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима
- Глава 14 Новгородский архиепископ Геннадий
- Глава 15 Московский государь великий князь Василий Иванович
- Глава 17 Максим Грек
- Глава 18 Сильвестр и Адашев
- Глава 19 Матвей Семенович Башкин и его соучастники
- Глава 20 Царь Иван Васильевич Грозный
- Глава 26 Василий Шуйский
- Глава 27 Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
- Глава 29 Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын
- Глава 2 Киевский митрополит Петр Могила
- Глава 5 Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий
- Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого
- Глава 7 Стенька Разин
- Глава 8
- Сибирские землеискатели XVII века
- Глава 9 Галятовский, Радивиловский и Лазарь Баранович
- Глава 12 Царь Федор Алексеевич
- Глава 13 Царевна Софья
- Глава 15 Петр Великий
- I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны
- II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира
- III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией
- IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией
- VI. Внутренние события после Ништадтского мира
- VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого
- Глава 16 Гетман Иван Степанович Мазепа
- Глава 17 Царевич Алексей Петрович
- Глава 18 Князь Александр Данилович Меншиков
- Глава 19 Архиепископ Феофан Прокопович
- Глава 20 Фельдмаршал Миних и его значение в русской истории
- Глава 21 Императрица Анна Ивановна и ее царствование
- I. Анна Ивановна до призвания на царство
- VIII. Внешняя политика России при Анне Ивановне
- Глава 22 Императрица Елисавета Петровна
- I. Цесаревна Елисавета
- IV. Могущество Бестужева