Тема 2.
Контрольные вопросы.
Иудейский мессионизм и эсхатологизм как идеологическая и религиозная предпосылка христианства.
История и вероучение кумранской общины.
Космополитизм христианства как идея вселенскости человека.
Объясните сущность тринетарного монотеизма в христианском вероучении.
Изложите вкратце историю создания новозаветного Канона.
Разъясните сходство и различие христианства и гностицизма, особенности манихейства, павликианства, богомильства и катарства.
Что представляла собой арианская ересь и о чем шли монофизицские споры.
Раскройте содержание Символа веры христианского вероучения.
В чем состояла универсализация нравственных принципов христианским вероучением.
Назовите основные этапы взаимоотношений раннего христианства и римского государства.
Расскажите о первых семи Вселенских соборах и их роли в утверждении основных догматов церкви.
В чем состоит Никеоцареградский Символ веры?
Что такое автокефальная церковь, автокефальные православные церкви?
Когда и как произошел раскол христианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (православную)?
В чем состоит сущность концепции так называемой «византийской симфонии», разделяющей функции светской и религиозной власти?
Почему возникло византийское иконоборчество?
Как возникло монашество? Что такое исихазм и паламизм?
В чем состоят особенности православного культа?
Раскройте религиозную сущность концепции архитектуры и эстетики православного храма как богословия, воплощенного в камне.
Перечислите православные обряды и праздники.
Перечислите особенности языческих религий в культуре древнерусского общества.
Какие политические, социальные, экономические и культурные последствия имело принятие Киевской Русью православие в качестве государственной религии в 988 году?
Каковы были причины и последствия раскола РПЦ в ХVII веке?
Кто такие старообрядцы и какие течения возникли среди них?
В чем состояли церковные реформы Петра I? Что такое Синод?
Какое место занимало в русском православии монашество и старчество?
В чем состояла суть споров славянофильства и западничества по поводу роли РПЦ в истории России?
Какова была роль РПЦ в период русских революций начала ХХ века?
Опишите положение РПЦ в Советском государстве (1918 – 1991гг).
Назовите основные особенности современного состояния РПЦ в российском обществе и государстве.
Темы самостоятельных заданий (письменных работ).
Г.Сенкевич и его книга «Камо грядеши» о происхождении христианства.
Эсхатологизм канонического текста «Откровение Иоанна или Апокалипсис».
Социальная доктрина христианства в новозаветных посланиях Апостола Павла.
А. Карташев об истории вселенских соборов христианской церкви. (Карташев А.В. Вселенские соборы.- М.,1994).
Протоиерей А. Шмеман об истории православия. (Шмеман А. прот. Исторический путь православия.- М.,1993.
Протоиерей А.Мень об особенностях культа православной церкви. (Мень А.,прот. Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви.- Л., 1991).
Русская православная икона как мировоззрение в красках.
Русский православный храм как богословие в камне.
Православная литургия как театр религиозной истории.
- 030301.65 Психология, 070601.65 Дизайн, 080301.65 Коммерция
- 1.1. Цель курса
- 1.2. Задачи курса
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.4. Виды и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Религиоведение как наука. Религия как предмет исследования, её сущность, структура и функции. Происхождение и становление религии. Национальные религии. Буддизм как древнейшая мировая религия.
- Тема 2 становление христианства как мировой религии. Православие, его история, вероучение и культ. Православие в истории и в современной культуре россии.
- Тема 4. Религии в современном мире. «нетрадиционные» религии, их сущность и особенности. Свобода совести и демократия. Религия, политика и право.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы
- Фромм. Бегство от свободы.- м.,1990.
- 3.2. Темы контрольных работ
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- 3.3. Список вопросов для подготовки зачету
- 4. Методические указания студенту
- 4.1. Методические указания по изучению дисциплины
- 4.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
- 4.3. Методические указания по работе с литературой
- 4.4. Методические указания по организации самостоятельной работы
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.