logo search
Voprosy_k_ekzamenu1

Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.

Социальная структура казахского общества. Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основные сословия белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ақ - сүйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Права султанов, приобретаемые ими с рождения, были достаточно обширны. Как потомки Чингисхана они обладали преимущественным правом на осуществление управленческих функций в казахском обществе. Это выражалось в праве избираться на должность хана и праве получить в управление улус. Последнее в конце XVI - начале XVII веков значительно сужается в связи с фактической ликвидацией улусной системы. Тем не менее, султаны не занимались непосредственно производственной деятельностью, участвуя только в регулировании общественных отношений и военном деле. Основой их экономического благосостояния были общины толенгутов.

Сословная группа кожа сосредотачивала в своих руках функцию регулирования духовной жизни общества, причем, в отличие от традиционного мусульманского духовенства, выполнение этих функций зависело не от образования, а от происхождения.

Основное сословие казахского общества составляли қара-сүйек (черная кость) семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединений всех уровней, отстаивали их независимость и свободу, обеспечивали весь цикл производственной деятельности. Потребность сохранения военно - политической организации и нормального функционирования экономики, основанной на общинной структуре, вела к ограничению эксплуатации основной массы элитой.

Самую низшую сословную группу составляли құлы (рабы). В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. В условиях господства общинных отношений и развитой системы взаимопомощи обратить в рабство казахов было практически невозможно. Дети рабов также становились рабами, однако в зависимости от притока новых военнопленных, число поколений, на которое распространялось состояние рабства, могло сокращаться. При ведении удачных внешних войн и большом количестве пленных, прежние рабы могли получить свободу. В этом случае они включались в состав общины на правах неравноправных членов.

К отдельным непривилегированным социальным группам относились толенгуты военные слуги султанов. Это была категория лично зависимых людей, добровольно отдавших себя под патронаж того или иного чингизида. Любой индивид, в силу разных обстоятельств лишившийся покровительства ассоциации общин, мог обратиться к султану и стать его толенгутом. В этом случае он был обязан служить султану в качестве Дружинника, а его семья обеспечивала султана продуктами материального производства. Вокруг каждого султана образовывалась толенгутская община, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толенгутекие ассоциации. Именно толенгуты составляли основную военную силу сословия «ақсүйек».

Особое место в социальной структуре казахского общества играли группы биев и батыров. Бии осуществляли функции судебной власти и в силу особой общественной значимости правового регулирования обладали огромным авторитетом у казахов. Бием мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев, однако это звание ни в коем случае не было наследственным. В XVII - начале XVIII веков ряд влиятельных биев осуществляли также властные функции, входя в состав совета биев и возглавляя жузы и отдельные военно-потестарные объединения.

Батыры составляли в казахском обществе группу профессиональных военных, возглавляя ополчения своих объединений в случае войны. Это звание не было наследственным, а приобреталось только благодаря личным качествам храбрости, знанию военного дела, таланту военачальника. При сборе ополчения батыры составляли его командный состав, в мирное время выполняли различные функции могли быть руководителями общин и объединений разных уровней, вести хозяйство как рядовые общинники и т.п.