logo search
История зарубежных стран

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «История зарубежных стран» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и семинарские занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Их время составляет не менее 60% от общего времени образовательного процесса. При реализации программы дисциплины «История зарубежных стран» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, обсуждение докладов и дискуссии по наиболее сложным вопросам темы на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме научной конференции; индивидуальную работу в компьютерном классе и библиотеке. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Система текущего контроля и промежуточной аттестации

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов по данной учебной дисциплине разработана в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющим виды и формы текущего (контрольные работы, рефераты) и промежуточного (зачета) контроля.

№№

Форма контроля

Сроки отчётности

Оценка

(в баллах)

1.

Контрольная работа

октябрь

0 – 20

2.

Реферат

В течение семестра

0 – 20

3.

Работа в семинаре

В течении семестра

0 - 20

4.

Итоговая (письменная) работа

декабрь

0 – 40

Максимальное количество баллов – 100. Студенты, набравшие менее 50 баллов, сдают зачет в виде собеседования с преподавателем по всем разделам курса или пишут письменную работу по одной из проблем курса.

Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала

Традиционная шкала

Шкала ECTS

91 – 100

отлично

зачтено

A

83 – 90

хорошо

B

75 – 82

C

61 – 74

удовлетворительно

D

51 – 60

E

31 – 50

неудовлетворительно

не зачтено

FX

0 – 30

F

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формами контроля освоения дисциплины являются: текущий контроль в виде выполнения студентами различных контрольных заданий, доклад (реферат), промежуточный контроль (зачет). Система контроля знаний по дисциплине нацелена на активизацию участия студентов в самом образовательном процессе, а также на обеспечение максимальной объективности и комплексности оценки знаний.

А. Оценочные средства для текущего контроля

Тематика докладов (рефератов) к семинарским занятиям

К семинарскому занятию № 1. «Происхождение государства»

  1. Азиатский путь образования государства

  2. Договорная теория происхождения государства: общая характеристика, представители, доказательства и опровержение основных положений.

  3. Теологическая теория происхождения государства: общая характеристика, представители, доказательства и опровержение основных положений.

  4. Патриархальная теория происхождения государства: общая характеристика, представители, доказательства и опровержение основных положений.

  5. Органическая теория происхождения государства: общая характеристика, Институт президентства (на примере конкретного государства, представители, доказательства и опровержение основных положений.

  6. Психологическая теория происхождения государства: общая характеристика, представители, доказательства и опровержение основных положений.

К семинарскому занятию №2. «Типология зарубежных государств»

  1. Понятие и основные концепции правового государства.

  2. Первичные цивилизации. Возникновение и особенности развития.

  3. Вторичные цивилизации. Возникновение и особенности развития.

  4. Формационный подход: слабые и сильные стороны.

  5. Подходы к этимологизации зарубежных государств в истории российской научной мысли.

  6. Формирование и развитие цивилизационного подхода к типологизации государств. А.Тойнби. «Постижение истории». Сущность нового осмысления истории мировых цивилизаций.

  7. Характеристика основных типов государств ( по выбору студентов)

К семинарскому занятию №3. Формы государства в истории зарубежных стран

  1. Основные признаки сегментарной формы государства (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента ).

  2. Основные признаки поликратической формы государства (на примере конкретного государства).

  3. Основные признаки монократичнеской формы государства (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента).

  4. Унитарная форма организации территории (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента).

  5. Автономные образования в структуре унитарного государства (на примере конкретного государства).

  6. Федеративная форма организации территории (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента).

  7. Монархическая форма правления (на примере конкретного государства).

  8. Республиканская форма правления (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента).

  9. Смешанные формы правления в современных государствах (на примере конкретного государства).

  10. Особенности монархической формы организации власти (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента)

  11. Особенности организации государственного аппарата (на примере конкретного государства, исторический период – по выбору студента).

К семинарскому занятию № 4. Древние государства и их влияние на дальнейшее цивилизационное развитие.

  1. Государство древнего Египта.

  2. Государство Хеттов.

  3. Ассиро-Вавилонская империя.

  4. Древние шумеры и их общество.

  5. Азиатский способ производства, восточная деспотия или «ирригационная цивилизация»

  6. Ирригационная цивилизация Древнего Вавилона.

  7. Частная собственность на землю на Древнем Востоке: миф или реальность.

  8. Древнейшие цивилизации на территории Индии.

  9. Касты в индусском обществе: прошлое и настоящее.

  10. Вклад Восточных цивилизаций в мировую культуру.

К семинарскому занятию № 5. Античные цивилизации Средиземноморья

  1. Афинский полис и римский колонат

  2. Содержание демократии в древности: Афины и Рим.

  3. Политические реформаторы Афин: роль личности в истории.

  4. «Был культ, но была и личность»: афинский тиран Писистрат.

  5. «Община равных» государства Спарты.

  6. Классическое (античное) рабство в Риме.

  7. Гай Юлий Цезарь: гений или злодей?

  8. Сенат и сенаторы Древнего Рима.

  9. Принципы и особенности перехода Древнего Рима от республики к монархии.

  10. Западная Римская империя - «колос на глиняных ногах».

  11. Варвары и Древний Рим.

  12. Технический прогресс в Древней Греции и Риме

К семинарскому занятию № 6. Особенности средневековых цивилизаций

  1. Города в средневековой Европе.

  2. Общественный строй древних германцев

  3. Общественный строй франков во времена «Салической правды

  4. Опыт создания и развития сословно-представительной монархии (по выбору).

  5. Коммунальное движение в средневековом городе.

  6. Повседневная жизнь средневекового города

  7. Европейское дворянство XI – XV вв.

  8. Крестовые походы XI – XIII вв.: сущность и значение

  9. Рыцарские ордены. Нищенствующие ордены».

  10. Школа и университет в средние века

  11. Знания европейцев о природе в средние века

  12. Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах средневековой Европы

  13. Ереси второй половины XII –XIII вв. Учреждение инквизиции

  14. Эклога: характеристика основных институтов.

  15. Базилевс и автократор: статус и компетенция императорской власти в Византии.

  16. Армия XV - середины XVII вв. Возникновение огнестрельного оружия. Последствия

  17. «Просвещенный абсолютизм» в Германии.

  18. Реформация в Германии. М. Лютер.

  19. Король Англии Артур: миф или реальность?

  20. Иноземные завоевания и их роль в политической и правовой истории Англии.

  21. Генрих II Плантагенет и его реформы в Англии.

  22. Британский парламент феодальной эпохи.

  23. Британский суд присяжных феодальной эпохи

  24. Государства южной и центральной Америки перед европейской колонизацией

  25. Культурная жизнь в конце VIII – первой половине IX в. «Каролингское возрождение»

  26. Карл Великий как просвещенная личность

  27. Литература эпохи «Каролингского возрождения»: формы, темы, идейное содержание

  28. Французский король Филипп IV Красивый и тамплиеры.

  29. Представительные учреждения Франции в феодальную эпоху.

  30. Процесс над Жанной де Арк.

  31. «Государство - это я»: метафора или реальность (к вопросу об особенностях французского абсолютизма).

  32. Дискуссия о природе феодализма в научной литературе

  33. Этапы развития феодализма (на примере конкретного государства)

  34. Японский сёгунат – система военной власти.

  35. Великие географические открытия средневековья.

К семинарскому занятию № 7. Развитие зарубежных стран в новое время. Первые буржуазные революции

  1. Противоборство парламента и королевской власти накануне английской революции середины XVIIв.

  2. «Пороховой заговор» в английской истории.

  3. «Славная революция» 1688 г. в Англии.

  4. Английские пуритане и Северная Америка.

  5. «Пуританская» революция и английская общественная мысль.

  6. Армия «новой модели» в ходе английской революции: война и политика.

  7. Дуалистическая монархия в Англии: От Карла II Стюарта до Вильгельма III Оранского

  8. Конфедерация в США (1781 – 1787 гг.): история распада.

  9. Конституционное строительство в отдельных штатах Северной Америки (1776 - 1787 гг.).

  10. Билль о правах 1791 г. в американской конституционной истории.

  11. Рабство в США. Экспатриация как один из возможных путей решения проблемы рабства.

  12. Процедура создания новых штатов и вхождение их в Союз в истории США.

  13. Ку-клукс-клан: история и современность.

  14. Американское общество в период войны за независимость: патриоты и лоялисты.

  15. Деятельность французских просветителей как идеологическая предпосылка Великой французской революции.

  16. Конституционная монархия во Франции в период революции: причина падения.

  17. Якобинцы и большевики: общее и особенное.

  18. Великая французская революция и Россия.

  19. Образ Наполеона Бонапарт в литературе и искусстве.

  20. Французская Конституция 1848 г.

  21. Версальский мирный договор 1871 г. и его роль в европейской истории.

  22. Отто фон Бисмарк: роль личности в истории.

  23. Версальский мирный договор 1871 г. и его роль в германской истории.

  24. Эволюция государственного строя Австро-Венгерской империи.

  25. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

  26. Конституция Германской империи 1871 г.

К семинарскому занятию № 8. Политические режимы ХХ века.

  1. Фашистская Италия: государственный строй и общество.

  2. Нацистская Германия: государственный строй и общество.

  3. Политические портреты Гитлера и Муссолини

  4. «Народная демократия» в действии: на пример одной из стран социализма.

  5. Роль партий в государственном развитии США в конце XVIII XIX в. (анализ партийных платформ).

  6. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта

  7. Становления демократических режимов в странах независимой Африки.

  8. Япония: опыт реформ по модернизации общества конца XIXи начала ХХ века.

  9. Мировая система социализма. Основные этапы ее развития.

К семинарскому занятию № 9. Современные тенденции мирового развития

  1. Единая Европа: экономические и политические аспекты объединения

  2. Международные организации: типология и роль в современной истории

  3. ООН: структурная организация и сфера деятельности

  4. Место роль неправительственных организаций в развитии современного мирового сообщества

  5. Международные экономические суды

  6. Международные суды по правам человека

Б. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Примерные контрольные вопросы

  1. Понятие государства, его признаки и их характеристика.

  2. Основные подходы к периодизации истории зарубежных стран

  3. Периодизация истории зарубежных стран и этапы развития российского государства

  4. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

  5. Классификация современных государств.

  6. Типичные формы возникновение государства.

  7. Уникальные формы возникновения государства.

  8. Основные теории происхождения государства.

  9. Правовое государство и его признаки.

  10. Организационные формы власти в истории зарубежный стран. Концепции единства и разделений властей.

  11. Основные универсальные формы государства в истории зарубежный стран.

  12. Классификация современных форм государства.

  13. Понятие и развитие форм правления в истории зарубежных стран.

  14. Формы государственного устройства зарубежных стран и их развитие.

  15. Формы политического режима в истории зарубежных стран.

  16. Цивилизационный подход к изучению всеобщей истории. Типы цивилизаций.

  17. Вавилонская и Египетская цивилизация. Организация власти и управления.

  18. Древняя Греция. Афинская демократия.

  19. Древний Рим: специфика становления и развития государства.

  20. Роль и место феодализма в истории.

  21. Формирование крупных централизованных государств в Европе. Усиление королевской власти.

  22. Формирование феодальных отношений в странах Восточной Азии.

  23. Возникновение средневековых городов, их влияние на политическую жизнь Европы.

  24. Католическая церковь, ее роль в организации крестовых походов.

  25. Великие географические открытия. Их экономические и политические последствия.

  26. Китай в период цинского правления.

  27. Япония в период сёгуната Токугава.

  28. Абсолютная монархия – высшая форма феодального господства.

  29. Начало эпохи буржуазных революций. Причины, движущие силы, последствия.

  30. Общее и особенное в буржуазных революциях Англии и Франции.

  31. Освобождение северо-американских колоний. Образование США.

  32. Кризис рабовладельческой системы в США. Гражданская война.

  33. Буржуазные революции XIXвека в Германии.

  34. Буржуазные реформы 1970-х годов XIXвека в Германии. Образование империи.

  35. Синьхайская революция в Китае и ее последствия.

  36. Преобразования Мейдзи в Японии. Незавершенный характер буржуазной революции.

  37. Экономика и политика ведущих капиталистических стран в начале ХХ века.

  38. Первая мировая война. Создание Версальско-Вашингтонской системы.

  39. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Поиски путей выхода различных стран из кризиса.

  40. Международные отношения в 1930-е годы ХХ столетия.

  41. Вторая мировая война: причины, участники, итоги.

  42. Мировая система социализма: проблемы становления, развития, причины распада.

  43. Возникновение «холодной войны». Последствия многолетнего блокового противостояния.

  44. Формы и проявления глобализации современного мира