Рабочая программа Пояснительная записка
Дисциплина «История зарубежных стран» является вариативной частью цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» профиль «Историко-архивоведение». Содержание дисциплины охватывает круг вопросов связанных проблемами исторического развития зарубежных стран, эволюции западных и восточных цивилизаций, влияния исторической ситуации конкретного региона и страны на общемировые тенденции генезиса государственности. Особое внимание, учитывая профиль подготовки бакалавров, уделяется комплексному осмыслению особенностей и закономерностей исторического развития зарубежных стран в проекции на процессы формирования и развития политической, социальной и экономической системы российского государства. Другой особенностью программы дисциплины «История зарубежных стран» для подготовки бакалавров по профилю «историко-архивоведение» является междисциплинарных подход в изучении материала, который в частности включает знакомство и работу с историческими текстами различных эпох как источником по истории отдельных событий, институтов, в частности, и динамике мирового исторического развития в целом. И, наконец, третья особенность курса заключается в изучении общетеоретических понятий и аспектов исторического развития государств, что направлено на формирование единых оценочных категорий и понятийного аппарат исторического развития стран Европы, Азии и России.
Материал дисциплины условно модно разделить на две части. Первая представлена общей характеристикой развития зарубежных государств в различные исторические периоды и предполагает анализ общемировых тенденций генезиса общественно-политической и социально-экономической системы в древнем мире, средние века, новом и новейшем времени. Этот материал направлен на формирование у студентов общих системных представлений об истории зарубежных стран и ее влиянии на развитие российской государственности. Другая составляющая курса представлена страноведческой тематикой. Она в большей мере адресована студенту для самостоятельной работы, т.к. выявление концептуальных положений цивилизационного развития предполагает хорошие знания конкретных исторических событий и истории отдельных стран Европы и Востока.
Цель и задачи курса.
Целью дисциплины «История зарубежный стран» является создать комплексное представление о тенденциях и особенностях развития зарубежных стран, соотношении этого процесса с основными этапами развития российского государства. Такой подход направлен на формирование у будущего специалиста интегрированного подхода к осмыслению российской государственности, направленного на создание объективной картины развития отечественного истории.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть с позиции современных научных подходов социальную, экономическую, политическую и культурную историю государств в древности, средневековье, новое и новейшее время;
- изучить особенности исторического развития государств в определенные периоды их существования, их духовной и материальной культуры;
- выявить общее и особенное в тенденциях развития зарубежных стран и России;
- познакомить с типологией и особенностями источников по истории зарубежных стран;
- овладеть методами поиска, критического анализа и работы с научной литературой и историческими источниками по истории зарубежных стран
Одним из методов освоения дисциплины является цивилизационный подход, который позволяет глубоко и всесторонне подойти к изучению специфики развития государств у различных народов др.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
- общекультурных (ОК):
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества;
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
- профессиональных (ПК):
общепрофессиональных:
владеть базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти;
владеть знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения;
способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию.
научно-исследовательских:
способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности;
владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере;
способностью самостоятельно работать с различными источниками информации;
способностью анализировать ценность документов с целью их хранения;
владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров;
владеть принципами и методами сознания справочно-информационных средств к документам;
владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы;
способностью выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций;
способностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций.
- дополнительных профессиональных компетенций (ДПК):
способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике;
владеть навыками использования общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем;
владеть навыками работы в библиотеках, поиска необходимой информации в каталогах и электронных ресурсах;
способностью подготовить научные, просветительские, информационные и иные публикации по результатам работы;
владеть принципами научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «История зарубежных стран» предполагает знание дисциплин «История» базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1), изучаемых по образовательной программе бакалавриата «Документоведение и архивоведение». В свою очередь дисциплина «История зарубежных стран» тесно связана с другими этого же цикла – «История мировой культуры», «История политических учений»
Одновременно дисциплина «История зарубежных стран» связана с дисциплинами профессионального цикла (Б3) - «Источниковедение», «История зарубежных архивов», «История России в зарубежных архивах» и др.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (18 часов), семинары (18 часа), самостоятельная работа студентов (36 часа), а также итоговый контроль в форме зачета.
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самосто-ятельную работу студентов и трудоем-кость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
|
|
|
| Лекции | Практиче-ские занятия | Семинары | СРС в часах |
| |
1 | Введение |
|
|
|
|
|
|
| |
2 | Раздел1. Теоретические основы истории зарубежных стран |
|
| 2 |
| 6 | 6 |
| |
3 | Раздел 2.Цивилизации древности |
|
| 4 |
| 4 | 4 |
| |
4 | Раздел 3.Зарубежные государства в эпоху средневековья
|
|
| 4 |
| 2 | 2 |
| |
5 | Раздел 4. Зарубежные страны в новое время (XVII – XIX вв.) |
|
| 4 |
| 2 | 2 |
| |
6 | Раздел 5Развитие зарубежных стран в новейшее время |
|
| 4 | 4 | 4 |
|
| |
7 | Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
| Зачет |
Введение
История зарубежных стран и ее место в гуманитарном знании. Понятие «Истории зарубежных стран» как учебной дисциплины. Хронологические и территориальные рамки учебного курса.
Исторические источники по истории зарубежных стран. Историография истории зарубежных стран.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Рабочая программа Пояснительная записка
- Раздел 1. Теоретические основы истории зарубежных стран
- Тема 1. Общие подходы к периодизации истории зарубежных стран.
- Тема 3. Формы государства и их развитие в истории зарубежных стран.
- Раздел 2. Цивилизации древности
- Тема 1. Цивилизации древнего Востока
- Тема 2. Античная цивилизация
- Раздел 3. Зарубежные государства в эпоху средневековья
- Тема 1. Средневековая европейская цивилизация
- Тема 2. Восточные государства в эпоху средневековья
- Раздел 4. Зарубежные страны в новое время (XVII – XIX вв.)
- Тема 1. Государства Европы (XVII – XIX вв.)
- Тема 2. Становление и развитие североамериканской и латиноамериканской государственности
- Тема 3. Государства Азии в новое время
- Раздел 5. Развитие зарубежных стран в новейшее время
- Тема 1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации хх века. Происхождение мировой войны. Национализм, империализм, милитаризм в начале хх в. И их роль в возникновении предпосылок войны.
- Тема 2. Развитие европейских стран в XX веке
- Тема 2. Особенности и динамика развития сша в хх в.
- Тема 3. Развитие стран Дальневосточного региона в хх в.
- Тема 4. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы
- Тема 5. Распад колониальных систем и образование независимых государств
- Тема 6. Зарубежные страны в конце хх – начале XXI вв.
- Образовательные технологии
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список источников и литературы
- Судьба государства в эпоху глобализации. Сб статей /Отв. Ред. В. Н. Шевченко. – м., 2005.