logo search
костюм древнего мира и феодального востока

Китайский костюм.

Древнейший представитель культуры Востока – Китай – насчитывает четыре тысячелетия своей истории. Уже во втором тысячелетии в Китае были известны письменность и шелководство. Китай развивался, будучи окруженным стеной политических заборов, вне связи с рядом стоящей цивилизацией. Своеобразный характер китайского феодализма обеспечивал неизменность форм, в том числе и костюма. Государственная религия Китая – поклонение небу, поэтому Китай называли "поднебесным". Облако стало заглавным всей системы орнаментики и почерком всего искусства Китая. Китайская письменность – письменность понятий, а не звуков. В Китае сложилась символика живых образов: дракон – повелитель дождя, выражение слияния неба и земли; вода – его внешняя среда; огонь – внутренняя сущность. Отсюда лейтмотив китайского орнамента – волны, облака в виде спирали, т.е. символы раскатов "грома и молнии". Самое большое место в Китае отводилось изображению персика – символу долголетия, ие­роглифу орхидеи – символу учености, цветку пиона – символу богатства. Китайцы первыми научились из кокона получать нить и ткать шелк. В Китае культивировали и вышивку. Две тысячи лет тому назад появились вышитые ткани и костюм. Первым вышитым изделием стал зонт – аксессуар сословия. Вышивка наносилась также на веер, одежду, туфли; она играет огромную роль в украшении интерьера и в настоящее время.

Идеалы красоты у каждого народа свои. В китайском костюме ценится общий облик, форма, конфигурация. Костюму богатых присущи плавные изящные формы. "Девушки прогуливаются в саду как облака" – сравнение китайского писателя. Женщина-аристократка не работала, и самым лучшим украшением ее являлась маленькая нога. Китайские женщины в детском возрасте подвергались операции, которая заключалась в тугом забинтовывании ног в кожаные ремни, так что рост их в течение нескольких лет совершенно прекращался, пальцы ног подгибались при этом под подошву, в результате стопа сильно деформировалась.

Основные виды одежды.

Простейшие формы костюма Древнего Китая подсказаны занятиями людей, сырьевыми возможностями и климатическими условиями. Костюм состоял из куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой, штанов, шляпы и зонтика, защищавших от дождя и солнца, накидки из плетеных листьев и соломы. Основой китайского костюма являлся халат – распашная одежда с цельнокроеными рукавами, с разной конфигурацией пол. Существовали различные виды халатов – мань, куань-ин, рей и др. Эта одежда варьировалась, дополнялась аксессуарами – шарфами, воротниками. В каждом придворном халате были и другие, декоративные рукава, которые свисали до пола. Воспитанность человека определялась умением но­сить такой халат. Формы китайских халатов, как и ширина рукавов, различны. В холодное время года китайцы надевали одновременно несколько халатов, а также одежду на подкладке или стеганую на вате. Зимой на севере носили меховые шубы. В дождливую погоду и в снегопад поверх обычной одежды набрасывали плащ.

Костюм аристократии.

Аристократическая одежда различалась видом материала, цветом, количеством ткани, вышивкой и рисунком (сейчас эта одежда сохранилась как театральная). Цвета в костюме регламентировались по чинам: императорской фамилии – желтый; воинов – белый, красный; молодых воинов – голубой; сановников – корич­невый. Костюму богатых присущи плавные изящные формы. Женщина-аристократка не работала, и самым лучшим украшением ее являлась маленькая нога.

В каждом придворном халате, наряду с цельнокроеными рукавами были и другие, декоративные рукава, которые свисали до пола. Халат Мань – торжественная придворная одежда с застежкой под правой рукой и вдоль всего бока, со строго регламентированной и навечно утвержденной вышивкой с изображением драконов в разных вариациях в зависимости от назначения халата, сословия, принадлежности. Халат куань-ин надевался под халат мань. Спереди на халате – отличительный знак (бидзи), он мог быть расположен и со стороны спины: у военных – это изображение барса, тигра, льва; у гражданских – птица. Халат рей – халат для всех, орнаментировался только по одному типу, характер его орнамента – растительный или иероглифический. Важной частью костюма, как в древности, так и в средние века, был пояс (дай), цвет, материал и украшения которого обычно служили знаком различия аристократии и чиновничества. Верхней одеждой служил плащ из птичьего пуха или шерстяной ткани. В старину в официальных формах костюма штаны обычно полностью были скрыты длинными халатами, так как в высших сословиях они были неприличной частью костюма. Конструктивная основа штанов оставалась неизменной в течение многих веков. Штаны носили по-разному: навыпуск, иногда подвязывали их под коленями или стягивали своего рода гамашами, порой заправляли в голенища сапог или в зимние сапожкообразные чулки.

Костюм простолюдина.

Костюм простолюдинов состоял из тех же частей что и костюм аристократии. Отличался общей простотой и отделкой, указывающей на сословное происхождение. В древности даже крестьяне носили одежду с широкими рукавами, а чтобы эти рукава не мешали работать, их подвязывали специальной лентой, переплетенной на груди. Простые люди носили плащи, сплетенные из соломы или травы.

Ткани и материалы.

Китайцы первыми научились из кокона получать нить и ткать шелк. Кроме шелка для изготовления костюмов и дополнений использовали кожу, мех, шерсть, хлопок, вата, птичий пух и растительные волокна (солома, трава, листья). Костюм, обувь и веера украшали вышивкой тонкой шерстяной или шелковой нитью.

Обувь.

Типичной китайской обувью были легкие туфли из ткани, пеньки или плетеные из соломы. Толстая подошва изготовлялась из нескольких слоев проклеенной бумаги, ткани или кожи. В дождливую погоду надевали деревянные скамеечкообразные сандалии без верха, державшиеся на ногах с помощью плетеных жгутов из ткани. Были периоды, когда под влиянием костюма кочевников в Китае носили кожаные сапоги, но при этом вырабатывался свой национальный вариант – сапоги были из ткани. Гражданские люди носили сапоги с круглыми носами, а военные – с квадратными. Этим китайцы выражали представление о круге и квадрате как символах неба и земли, т.е. как бы сопоставляли интеллектуальную и физическую силы.

Лекция