logo search
Otvety_s_sayta (1)

Образование Афинского государства. Реформы Солона

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Образование этого древнего гос–ва связано с греческим героем Тезеем.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, с централизацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения - геоморы(земледельцы), и демиурги (ремесленники), далее из епатридов – архонты (сначала занимащие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1 год.они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос – ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва, в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

Цель реформ – примирение враждебных слоев населения. Реформа Солона – сисархия («стряхивание времен»), она освободила множество должников в Афинах. Запрет личной кабалы, продажи не состоятельных должников в рабство. По новому закону – должники и проданные в рабство за пределы страны, должны быть выкуплены и возвращены на Родину за гос-ый счет. Устанавливается размер земельного владения, Разрешается свобода завещаний (т.о. развитие частной собственности на землю). Важнейшая из политических реформ – цензовая реформа. Все афинские граждане разделены на 4 разряда, независимо от их происхождения, на этой базе возникает совет четырехсот (100 человек от каждого племени). В функции совета входит – подготовка дел для обсуждения на народном собрании, разбирательство текущих дел. Народное собрание-ареопаг. Реформы Клисфена – связ. с окончательной ликвидацией остатков родового строя. Введение новых административных делений – во основе кот-го – территориальный принцип. Вся Аттика разделена на 3 территор-х округа: .1.Афины – центр с пригородами 2.Внутренняя центральная полоса 3.Береговая полоса Каждый округ состоит из 10 – и равных частей – триттий. Три тирттии (по одной из каждого округа, объединены в филу). Организация новых фил заменяет совет четырехсот на совет пятисот (по 50ь человек от каждой филы). Ввод «суда черепков», тайного голосования – остракизма. Остракизм – голосующий, пишет имя опасного на его взгляд человека, для данного строя. Этого опасного чел-ка, изгоняют на 10 лет, без конфискации имущества. Далее остракизм нашел применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствуют складыванию рабовладельческого гос-ва в форме демокр-й республики. 5 век до н. э. – расцвет афинской демократии, классический период.