Избирательные реформы 1872, 1867, 1884-85гг.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.
В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте.
В 1867—1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия. Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.
Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа, однако, не затронула вопросы управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.
В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю'территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г., заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы — советы — для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей.
Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием "административной опеки" со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континентальной (французской).
В конце XIX в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873—1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских "ветвей" прецедентного права.
Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.
Модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительства стала основой "вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.
- Ответы к экзамену по игпзс (1 часть)
- Предмет и задачи курса игпзс
- Примирительное право родового строя
- Государственный строй и правовая система древнего Египта
- Государственный строй древнего Вавилона
- Основные черты права древнего Вавилона по законам древнего Хаммурапи
- Государственный строй древней Индии и особенности его формирования (система варн и каст)
- Основные черты права древней Индии по закону Ману
- Образование Афинского государства. Реформы Солона
- Демократизация афинского политического строя. Реформы Клисфена
- Система высших органов власти и управления афинского государства в V в. До н.Э.
- Основные черты афинского права
- Государство Древней Спарты
- Государственный строй Древнего Рима в период республики
- Государственный строй Римской империи (принципат, доминат)
- Основные этапы развития и историческое значение римского права
- Государство франков
- Право франков по Салической правде
- Сеньориальная монархия во Франции и ее основные социально-политические институты
- Сословно-представительная монархия во Франции
- Государственный строй Франции в период абсолютизма
- Право Франции феодальной эпохи
- Общественный и государственный строй Англии в XI-XIII вв.
- Сословно-представительная монархия в Англии
- Абсолютная монархия в Англии и ее особенности
- Право Англии феодальной эпохи
- Образование раннефеодального государства в Германии и его особенности
- Княжеский абсолютизм в Германии
- Феодальное право Германии «Каролина»
- Ответы к экзамену по игпзс (2 часть)
- Основные тенденции развития государства и права в Новое и Новейшее время
- Становление национальных правовых систем и их характеристика
- Законодательство английской буржуазной революции XVII в. (Хабеас Корнус акт, Билль о правах, Акт об устроении)
- Избирательные реформы 1872, 1867, 1884-85гг.
- Изменения в Конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Война за независимость английских колоний 1775-1783 гг. Декларация независимости 1776г.
- Конституция сша 1787г.
- Билль о правах 1791г. (10 поправок к Конституции сша)
- Гражданская война 1861-1865гг. И ее влияние на конституционное развитие сша
- «Новый курс» Рузвельта
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Декларация прав человека и гражданина 1789г.
- Конституция Второй республики во Франции (1848г.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958гг.)
- Правовая характеристика Конституции Пятой республики 1958г.
- Гражданский кодекс Наполеона 1804г. (структура кодекса и основные институты)
- Торговый кодекс Франции 1807г.
- Уголовный кодекс Франции 1804г.
- Законодательство о труде и профсоюзах в XIX – XX вв.
- Генезис фашизма, как тоталитарного режима
- Государственно-правовой механизм «Третьего рейха» в нацисткой Германии
- Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития в Новейшее время
- Уголовное право Великобритании в Новейшее время: источники и тенденции развития
- Германское гражданское уложение 1896г.
- Уголовное уложение Германии 1871г.
- Трудовое и социальное законодательство xXв.
- Изменения в семейном праве
- Объединение гдр и фрг
- Церковное (каноническое право)
- Городское право