5.7. Образование, наука и культура середины 50-х – середины 80-х гг.
В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. – около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ – интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование.
Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них – с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов.
Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965–1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др.
Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период “оттепели” содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. Шамякина “Сердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича “Дикая охота короля Стаха”, “Черный замок Ольшанский” и др. В 70-е – первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.
Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка “Лявониха на орбите”, “Извините, пожалуйста”, И. Мележа “Люди на болоте”, А. Адамовича “Война под крышами”, И. Чигринова “Плач перепелки”, А. Дударева “Порог” и “Вечер”. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.
Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича “Шахтеры Солигорска”, М. Савицкого “Хлеб”, Г. Ващенки “Август”. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева “Генерал Доватор”, М. Савицкого “Партизанская Мадонна”, “Витебские ворота”, “Поле” и др.
Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина “Первые испытания”, “Москва - Генуя”, “Крушение империи”. Популярностью у зрителей пользовались фильмы “Альпийская баллада”, “Отец”, “Полонез Огинского” и др.
На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы “Колючая роза и “Когда опадает листва” Ю. Семеняки, “Тропою жизни” Г. Вагнера, “Алеся” Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, вокально-хореографический ансамбль “Хорошки”.
В настоящее время всем известны мемориальные комплексы “Хатынь (открыт в 1969 г.), “Брестская крепость-герой”, Курган Славы под Минском.
Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.
Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. были значительны.
- Новейшего времени
- Высших учебных заведений
- Часть 2
- Оглавление
- Задания для самостоятельной работы………………………….……………………………………67
- Программа курса.
- Литература Основная
- Дополнительная
- 1. Политическое и социально-экономическое развитие беларуси в начале хх в. (1900 – 1917 гг.).
- Развитие экономики.
- 1.2. Политические течения в начале хх в.
- 1.4. Политика и тактика царизма, общероссийских и национальных партий в период спада революции 1905 – 1907 гг.
- 1.5. Экономическое и политическое развитие Беларуси в 1907 – 1913 гг.
- 1.6. Культура Беларуси в начале XX в.
- 2. Беларусь в годы первой мировой войны и революционных потрясений (1914 – 1920 гг.)
- 2.1. Беларусь в годы Первой мировой войны.
- 2.2. Белорусское национальное движение в начале Первой мировой войны.
- 2.3. Беларусь в период Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.)
- 2.4. Подъем белорусского национального движения после победы Февральской революции.
- 2.5. Установление Советской власти в Беларуси.
- 2.6. Борьба за национальное самоопределение в Беларуси в первые месяцы Советской власти. Провозглашение бнр.
- 2.7. Создание Белорусской Советской Социалистической Республики.
- 2.8. Беларусь в годы советско-польской войны 1919 – 1920 гг.
- 3. Беларусь в 20 – 30-е гг.
- 3.1. Национально-государственное строительство в бсср (1921 – 1927 гг.).
- 3.2. Экономика бсср в период нэПа.
- 3.3. Политика белорусизации.
- 3.4. Культура Беларуси в 20-е гг.
- 3.5. Индустриализация в бсср.
- 3.6. Коллективизация сельского хозяйства.
- 3.7. Установление тоталитаризма. Массовые репрессии.
- 3.8. Социально-экономическое положение Западной Беларуси.
- 3.9. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси.
- 4. Бсср в годы второй мировой войны.
- 4.1. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с бсср.
- 4.2. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны.
- 4.3. Оккупационный режим на территории Беларуси.
- 4.4. Антифашистская борьба белорусского народа.
- 4.5. Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.
- 5. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие беларуси в 1946 – 1985 гг.
- 5.1. Беларусь на международной арене.
- 5.2. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства.
- 5.3. Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие.
- 5.4. Культура Беларуси в первое послевоенное десятилетие.
- 5.5. Развитие промышленности и сельского хозяйства бсср в середине 50-х – середине 80-х гг.
- 5.6. Общественно-политическая и социальная жизнь в Беларуси во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг.
- 5.7. Образование, наука и культура середины 50-х – середины 80-х гг.
- 6. Социально-экономическое и культурное развитие беларуси в середине 80-х – 90-х гг.
- 6.1. Политика перестройки.
- 6.2. Политические реформы и государственное строительство в республике.
- 6.3. Республика Беларусь в международном сообществе.
- 6.4. Культура Республики Беларусь.
- Задания для самостоятельной работы
- 1. Составьте логическую схему базы знаний по теме курса.
- 2. Найдите соответствие персоналий и дат. Напишите нужную дату (годы правления или годы жизни) напротив имени исторического деятеля.
- 3. На вертикальной хронологической шкале проставлены даты. Укажите номера событий, соответствующих датам временной шкалы.
- 1918 Г., ноябрь-декабрь
- 1 919 Г., 1 января
- 1 944 Г., 23 июня-29 августа
- 4. Найдите соответствие персоналий и произведений. Поставьте напротив произведения фамилию автора.
- 5. Найдите соответствие персоналий и профессий, рода деятельности. Поставьте напротив фамилии профессию или род деятельности.
- Глоссарий
- 38. Столицей объединенного в 1919 г. Государства Беларуси и Литвы (ЛитБел) стал
- 91. Договор о дружбе и границах был подписан в Москве